Методическая разработка классного часа по математикеМатематика и литература


Классный час «Математика и литература»
Цель: Привитие интереса учащихся к математике как элементу общечеловеческой культуры; повышение познавательного интереса, активности учащихся, интеллекта.
Воспитание эстетической культуры у обучающихся, нравственные ценности, потребности к духовному развитию, в том числе к чтению художественной литературе.
Развитие логического мышления, культуры речи ,расширение кругозора обучающихся, развитие навыков хорошего поведения в обществе, навыков общения и совместной деятельности.
Оборудование: презентация, карточки с заданием, призы.
Ход мероприятия
I. Вступительная часть
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух И Опыт, сын ошибок трудных, И Гений, парадоксов друг
Учитель: Этими известными строками великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина начинаем мероприятие, посвященное математике и литературе.
И вроде непонятно, причём тут математика и Великий русский поэт?Ведь Пушкину математика давалась с большим трудом, хотя и жил он в период великих изобретений и открытий. Прорывы в области математики   поражали воображение передовых мыслителей того времени — гуманитариев, политиков или естествоиспытателей. Это в полной мере относится и к великому русскому поэту, который, улавливая сходство всех направлений творческой деятельности человека, писал, что …вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.
Математика и литература схожи в том, что через них мы познаем окружающую действительность: литература направлена на раскрытие духовной сферы человеческой жизни, математика же предполагает понимание технической, материальной стороны деятельности людей. Что любят, то находят повсюду, и было бы странно не встретиться с математикой в художественной литературе. Почему странно? Потому что, как верно заметил А.Блок, сама истинная поэзия, сами настоящие стихи – это «математика слова». Потому что в жизни нет ничего такого, чего не было в романах, рассказах и стихах, а математика – слишком заметная тема жизни, чтобы не стать темой литературы. Без математических фрагментов не получилось бы ни «Скифов» Блока, ни «Автобиографии Нушича, ни «Персидских писем» Монтескье, ни сотен других прекрасных вещей.
Учащиеся
Математика и литература –
Две ветви человеческой культуры,
Две книги из одной библиотеки,
Две песни из единой фонотеки.
Такие  разные, как буква и число,
Неразделимые, как лодка и весло.
Что их роднит, объединяет в вечность?
Великой мысли дух и бесконечность!
Что есть число: основа жизни нашей!
А слово делает её уютней, краше!
Число расставит, наведёт порядок,
А слово раздаёт награды и наряды.
Число направит жизнь в логическое русло,
Без слова в этой жизни будет грустно!
Числу присущи нормы и задачи,
От слова ждём добра, успеха и удачи.
Великие умы числу начала льстили,
И возвеличивали, и превозносили!
Но величать «Число» они призвали «Слово»!
Так что важней, что есть первооснова?
Как в жизни нашей каждый день единствен,
Великолепен, положителен, таинствен.
Так слово и число едины в мирозданье,
Два величайших человеческих создания!
Ведущий: Математика и литература не так далеки друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни.   Во все времена многие математики совмещали открытия в фундаментальной науке с литературной деятельностью. Одним из них является Софья Васильевна Ковалевская.
Давайте послушаем сообщение о ней.
Ученик :Крупнейшим литератором и математиком была С. В. Ковалевская. Дядя ее, Петр Васильевич Коровин-Круковский, был умным, начитанным собеседником. Он рассказывал Соне сказки, учил играть в шахматы и между делом незаметно сумел привить ей уважение к математике “… как к науке высшей и таинственной, открывающей перед посвященными в нее новый, чудесный мир”, как писала потом сама С. В. Ковалевская.
В течение нескольких лет Ковалевская не могла найти применения своим знаниям. Средств к существованию стало мало. Чтобы обеспечить себя, она писала стихи, повести, романы, критические статьи для журналов и газет. За выдающиеся заслуги Русская Академия наук избрала С. В. Ковалевскую своим членом – корреспондентом. Министр просвещения Франции присвоил ей почетное звание “Офицера просвещения”. Служение математике С.В. Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе. « Мне кажется, – говорила она, – что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик».
Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: «Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе».
Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решеньи своем неизменном
Рок ни назначил тебе впереди –
Память об этом мгновеньи священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сбегутся громадой нестройной,
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, и с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Это стихотворение принадлежит выдающемуся ученому - математику Софье Васильевне Ковалевской.
Ведущий: В математике много удивительного. Математикой занимались и занимаются люди разных профессий. Например, русский писатель А.С. Грибоедов окончил физико-математический факультет, а крупнейший математик Буняковский был поэтом. Математику любил Гоголь, Лермонтов, Толстой.Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению. Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н. Толстой сделал такое сравнение: «Человек – есть дробь. Числитель есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе». Увеличить свои достоинства, т.е. своего числителя, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя, т.е. свое мнение о самом себе и тем самым приблизиться к совершенству.
Будучи передовым человеком своего времени, Омар Хайям славился как ученый. Он написал несколько трудов по математике, занимался астрономией, лично разработал календарь, более точный, чем григорианский и юлианский календари.  Успешный математик и философ, физик и астроном, лишь в свободное время он писал свои замечательные стихи. Вот почему стихи Омара Хайяма пропитаны математической логикой и философскими рассуждениями о смысле жизни. Он размышляет о физической стороне вещей с астрономической точки зрения, тем самым снабдив свои стихи новой, прочной сердцевиной
Давайте послушаем некоторые его стихи.
1 ученик
Не делай зла — вернется бумерангом,Не плюй в колодец — будешь воду пить,Не оскорбляй того, кто ниже рангом,А вдруг придется, что-нибудь просить.Не предавай друзей, их не заменишь,И не теряй любимых — не вернешь,Не лги себе — со временем проверишь,Что этой ложью сам себя ты предаёшь.
Не завидуй тому, кто силен и богат.
2 ученик
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
3ученик
Два важных правила запомни для начала:     Ты лучше голодай, чем что попало есть,     И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Не смешно ли весь век по копейке копить,
Если вечную жизнь все равно не купить?
Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, —
Постарайся же времени не упустить!
4 ученик
Не зли других и сам не злись.
Мы гости в этом бренном мире,
А что не так, то ты смирись.
Холодной думай головой.
Ведь в мире всё закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно!
5 ученик
Красивым быть – не значит им родиться,Ведь красоте мы можем научиться.Когда красив душою Человек –Какая внешность может с ней сравниться?
Ведущий:Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.
Ученик:Вот рассказы современников, близко знавших Лермонтова, об отношении его к математике.
"В начале 1841 года Тенгинский полк стоял в Анапе. Скучающие офицеры, в том числе Лермонтов, собирались друг у друга. Раз речь зашла о каком-то ученом кардинале, который мог решать в уме самые сложные математические задачи.
- Что вы скажете на это, Лермонтов? - обратился к нему один из почтенных батальонеров, старик с Георгием. - Говорят, что вы тоже хороший математик?
- Ничего тут удивительного нет, - отвечал поэт. - Я тоже могу представить вам, если хотите, весьма замечательный опыт математических вычислений.
- Сделайте одолжение.
- Задумайте какое угодно число, и я с помощью простых арифметических действий определю это число.
- Ну, что же, попробуйте, - рассмеялся старик, очевидно, сомневавшийся. - Но как велико должно быть задуманное число?
- А это безразлично. Но на первый раз, для скорости вычислений, ограничьтесь числом из двух цифр.
- Хорошо, я задумал,- сказал батальонер, подмигнув стоявшим вокруг офицерам и, для подтверждения впоследствии, на случай неточности вычисления, сообщил задуманное число сидевшей рядом с ним даме.
- Благоволите прибавить к нему,-начал Лермонтов, - еще 25 и считайте мысленно или посредством записи.
Старик попросил карандаш и стал записывать на бумажке.
- Теперь не угодно ли прибавить еще 125.
Старик прибавил.
- Засим вычтите 37.
Старик вычел.
- Еще вычтите то число, которое вы задумали сначала.
Старик вычел.
- Теперь остаток умножьте на 5.
Старик умножил.
- Засим полученное число разделите на 2.
Старик разделил.
- Теперь посмотрим, что у вас должно получиться... Кажется, если не ошибаюсь, число 2821/2?
Батальонер даже привскочил, - так поразила его точность вычисления.
- Да, совершенно верно: 282 1/2. Я задумал число 50. - И он снова проверил вычисление. - Действительно, получается 2821/2. Фу, Да вы не колдун ли?..
- Колдун не колдун, а математике учился, - улыбнулся Лермонтов,
- Но позвольте... - старик, видимо, сомневался:не подсмотрел ли Лермонтов его цифры, когда он производил вычисления. - Нельзя ли повторить?
Старик записал задуманное число, никому не показав, положил под подсвечник и стал считать в уме даваемые поэтом числа. И на этот раз остаток был угадан.
Все заинтересовались. Старик только развел руками. Хозяйка дома попросила повторить еще раз опыт, и еще раз опыт удался.
Учитель:Дорогие ребята, мы увидели, что знания по математике нужны не только математикам, но и писателям и поэтам.
В художественных произведениях можно заметить «руку математика». На страницах книг содержится много загадок, а иногда автор дает и отгадку.
Авторы, используя в своих произведениях математические данные, не просто дают готовые знания и выдают математические секреты, а предлагают читателю подумать и дают «пищу» для размышления. А разве книга не должна давать читателю пищу для ума?
Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет смотреть и видеть, тому, кто умеет удивляться и воспринимать новое, тому, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы. Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие математики представляют себе неотрывным от служения литературе. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А это должен и математики.
А сейчас проведем небольшую викторину «Литературная математика».
Вопросы викторины:
Какой русский писатель окончил физико-математический факультет? (А.С.Грибоедов)
Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)
В сказке «Конек-горбунок» мы встречаем следующие слова: «Приезжаю – тьму народу! Ну ни выходу, ни входу!». Сколько было народа? (10 000)
Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? (Л.Н.Толстой)
«В математике есть своя красота, как в поэзии». Кто произнес эти слова, хотя не любил математику и имел по этому предмету двойку? (А.С.Пушкин Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? ( без дроби)
Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (корень)
Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа? (три).
Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными? (прямая, кривая, ломанная, касательная, наклонная, секущая)
«Умом Россию не понять,Аршином общим не измерять:У ней особенная стать-В Россию можно только верить».Кто автор этих строк?( Ф. ТЮТЧЕВ)
Бывает отрицательным или положительным в рассказах.(герой)
Рекордсменом среди писателей с результатом 27000 является Л.Н. Толстой, а на втором месте - А.С. Пушкин с 24000. По какой номинации? (По запасу используемых слов.)
По подсчётам учёных, герои произведений Шекспира произносят это слово 2259 раз. Что это за слово? («Любовь».)
Учитель:Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что математика и литература – это вечные науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю. Не менее важна и литература, позволяющая человеку выражать свои мысли, чувства, эмоции. Только в тесной взаимосвязи этих наук человек будет чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно в этом огромном мире загадок.