Технология оценивания образовательных достижений


Доклад
Технология оценивания образовательных достижений
Лутфуллина Ю.Ф.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ Асекеевская СОШ
Одной из важных проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений учеников. Рост эффективности обучения напрямую связан с повышением качества оценки успехов детей. Большое значение в этой связи приобретают такие факторы, как функции проверки, ее содержание, методы и формы, измерители и средства измерения. 
Представление о проверке знаний школьников как об отдельной составляющей образовательного процесса имеет принципиальное значение. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения какого-либо раздела программы или завершения очередного класса. Однако вопрос оптимизации средств оценки по-прежнему актуален.
Целеполагание - одно из важнейших умений, необходимых человеку в жизни. А педагогу оно необходимо особенно, поскольку его цели и задачи являются ориентиром в обучении учеников. От того, как сформулирована цель зависит результат её выполнения. Важно формулировать конкретные цели, достижение которых можно оценить.
Обратите внимание на следующие моменты:
Цель должна быть конкретной
Цель должна быть понятно
Цель должна быть проверяемой
Теперь вспомним такое понятие как метод оценивания. Условно их можно разделить на пять основных стратегий:
Выявление потребностей, мотивации и первоначальных знаний .Развитие самостоятельности и сотрудничества.
Мониторинг прогресса.
Проверка понимания.
Демонстрация понимания . Инструменты оценивания в действии.
При использовании оценивания, ориентированного на учащихся, школьники в большей степени вовлечены в процесс оценивания, что подчеркивают и педагогические исследования. Современным ученикам необходима возможность осваивать множество новых умений, таких как:
создание и использование планов работы, проверочных листов и критериев оценивания;
использование вопросов, которые помогают думать о процессе обучения и давать адекватную самооценку;
умение поставить перед собой цели, определить задачи и понять, что нужно будет изучить;
умение определить трудности в обучении и найти стратегии их преодоления;
давать и получать отзывы от учителей и партнеров.
Когда школьники участвуют в оценивании на таком уровне, у них развивается чувство контроля над процессом обучения, они начинают видеть в себе способных и успешных учеников.
-составление групп по желанию; -разработка критериев оценивания вместе с учащимися; -развитие умения работать в группе согласно составленным вместе с обучающимися правилам;-воспитание ответственности за выведенную оценку.
Правильно организовать работу, на всем протяжении урока контролировать пассивно эту работу в группе, при "острой" ситуации проявить активность
Чаще вовлекать учащихся в процесс оценивания: обсуди работу, дай словесную оценку, задай вопрос. Прежде, чем приступить к оцениванию, учащимся следует предложить листы-шпаргалки, на которых будут даны четкие инструкции, как оценивать и по каким критериям работу в группе. Анализируем результаты оценивания. Если не проводить анализа результатов, то оценивание носит формальный характер, как для учеников, так и для учителя.  
Анализ результатов необходим для следующих действий:
определение  приращения в формировании и развитии УУД и предметных навыках;
определения эффективности выбранного метода обучения;
корректировка процесса обучения;
разработки индивидуальных рекомендаций для учеников по развитию и формированию необходимых для обучения УУД.
Система оценки должна: Фиксировать цели оценочной деятельности;
Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов;
Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Сегодня оцениваются разные направления деятельности учеников:
предметные
метапредметные
личностные
Риски:
Перегрузки детей и преподавателей.
Ошибки при исполнении, которые могут извратить цель и идею неправильной реализацией: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда!»
Применение новой системы оценки:
Постепенное внедрение нововведений.
Система оценки результатов будет развиваться.
Сокращение до минимума «отчётных документов».
Поддержание успешности ученика.
Личная психологическая безопасность ученика.
Решаем вопросы:
Что оценивать?
По какой шкале?
Где накапливать и фиксировать результаты?
Кто должен осуществлять оценивание?
Как определить итоговую оценку?
Это важно:
Оценка – словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
Отметка – фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Правило № 1: Что оцениваем?
Результаты ученика.
Результаты учителя.
Правило № 2: Кто оценивает?
Ученик Учитель
Правило № 3 предполагает освоение учениками…
АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Правило № 4: Где накапливать оценки и отметки?
В таблицах образовательных результатов.
В «Портфеле достижений»
Виды таблиц образовательных результатов:
Предметные
Метапредметные
Личностные
Правило №5: Когда ставить отметки?
Текущие – по желанию.
За тематические проверочные работы – обязательно!
Правило № 6: По каким критериям оценивать?
Необходимый ( базовый) уровень.
Повышенный ( програмный) уровень.
Максимальный (необязательный) уровень.
Правило № 7: Как определять итоговые оценки?
По таблицам предметных результатов.
Итоговая оценка за начальную школу
портфолио + итоговая диагностика предметных и метапредметных результатов.