Статья на тему Система оценивания учебных достижений младших школьников в рамках реализации ФГОС


Система оценивания учебных достижений младших школьников в рамках реализации ФГОС
Дуванова В.И. учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 62слобода Красюковская пер. Строительный 17 Октябрьский /с/ район Ростовской области.Учитывая требования новых стандартов, учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе сотрудничества и сотворчества с учениками, что помогает становиться ему учением с увлечением. В развитии положительной мотивации к учению важную роль играет система оценивания учебных достижений младших школьников.
Оценочная самостоятельность необходима учащимся для развития способности к самообучению, самоуправлению и самообразованию. Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление целей своей работы, её оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.( Солодовникова Наталья Витальевна, учитель начальных классов «Альтернативная система оценивания учебных достижений младших школьников»// Фестиваль педагогических идей « Открытый урок») С действием самооценки и контроля ученик встречается уже на первых уроках. Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец. Работу с эталонами мы проводим преимущественно на уроках письма и математики, где образцы (эталоны написания букв, соединений букв, цифр были в тетрадях на печатной основе). Например: на уроке письма используется методика « Письма с открытыми правилами» (автор В.А. Илюхина.) Как видно, ученики уже должны соблюдать несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа производится на достаточно высоком уровне трудности. После того как ученики самостоятельно прописали строку, учитель даёт первое задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчёркнутых букв на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчёркивает буквы (элементы), соответствующие эталону, исправляет ошибки учащихся и выносит на поля своё число верно написанных букв (элементов).
Для повышения учебной мотивации на уроках используем «Похвалишки». Для каждого предмета предназначается жетон определенного цвета. Даже за самое маленькое достижение ребенок получает жетон(наклейку). По количеству набранных жетонов, можно увидеть, к какому из изучаемых предметов ученик проявляет способности и интерес. Набранное каждым учеником количество жетонов фиксируется. На основе полученных данных (количество жетонов, результатов, отраженных в листах «Мои успехи») в конце года необходимо наградить детей грамотами в разных номинациях. Например, «Лучший математик», «Самый внимательный», «Юный художник», «За любовь к наукам», «За трудолюбие».
При формировании оценочной самостоятельности во 2 классе остановились на двух знаках:
! – знак уверенности и правильности выполнения работы;
? – знак сомнения.
В основу оценочной самостоятельности заложены критерии правильности. Также при работе с этими знаками идёт работа с эталонами. Чтобы поставить знак уверенности или сомнения, ученик должен прогнозировать точный результат деятельности (эталон).
Работа со знаками ведётся преимущественно в тетрадях на уроках русского языка и математики. Использование этих знаков осуществляем практически при каждом виде работы, выполняемом учащимися самостоятельности.
Эффективность использования этих знаков видна в следующем:
Экономность занимаемого места.
Осуществление учащимися предоценки и оценки правильности выполнения своей работы является формированием навыка самооценки и взаимооценки.
Учителю легко отследить процесс формирования учебных навыков учащихся. Это способствует тому, что школьники учатся объективной проверки и объективному оцениванию не только своих работ, но и работ своих одноклассников.
Итак, на первом этапе анализируем работу детей, затем учим детей анализировать работу других, впоследствии – и свою. Трудность была в том, чтобы нацелить детей не на обнаружение недостатков, неудач другого, а на выявление положительных сторон и на мягкий совет по исправлению отрицательных моментов. Сегодня, дети свободно анализируют работы других и свои, и даже в слабом ответе пытаются найти положительные стороны. Они стараются помочь товарищу, а не обидеть его. При этом для оценивания используют сигнальные карточки. «Если вы считаете, что ученик справился с поставленной задачей – покажите улыбающегося человечка. Если где-то в чём-то допустил ошибку, то покажите задумчивого человечка» такие сигнальные карточки используются учащимися и при оценивании своей работы.
Во втором и третьем классах дети уже могут соблюдать такие принципы: -градация трудности учебного материала (объективно оценивая свои возможности, учащиеся выбирают степень трудности выполняемого задания, что позволяет ученикам осознать свою ответственность за результат учебной деятельности и формировать адекватную самооценку), -постепенное накопление достижений («учебное портфолио»),
- принцип свободы для улучшения учеником своих учебных достижений.
Эффективно для формирования самооценки использовать анализ ребёнком вслух собственной работы на уроке по плану: 1. Цели, 2. Что выполнено? 3. Уровень самостоятельности. 4. Что вызвало затруднения?
Очень важно было научить детей правильно оценивать свои учебные возможности. Не научить детей способам самооценки – значит, во-первых, не развивать его объективное принятие оценки учителя; во-вторых, не ориентировать их на самосовершенствование. Надо было научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.
Помимо развития детской самооценки, неотъемлемой частью моей работы являлась оценка знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому следующим этапом моей работы стала совместная работа учащихся и учителя по оцениванию учебных достижений. Был разработан лист «Мои успехи» по предметам: математика, русский язык, литературное чтение. Лист «Мои успехи» состоит из двух таблиц: узловые вопросы программы; тематический учет знаний. В основу лег принцип: детская самооценка предшествует оценке взрослого.
На мой взгляд, применение новых средств оценивания позволяет преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания, позволяет ребёнку (и родителям) прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.
В настоящие время на первый план выдвигается задача по становлению личности учащегося и раскрытие его индивидуальных способностей. Самоконтроль - важнейший фактор, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, развивает у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.
Литература.
Солодовникова Наталья Витальевна, учитель начальных классов «Альтернативная система оценивания учебных достижений младших школьников»// Фестиваль педагогических идей « Открытый урок»
Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006, с. 4 – 5.
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.,1997, с.18.
Маскин В.В. Алгоритмы перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006, с. 55.
Романова В.Ю., Петленко Л.В. Оценка знаний. М.: Вентана – Граф, 2003, с.5