Мастер-класс «Система оценивания достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС»


МКОУСОШ с.Алёхино












«Формирование умений постановки учебной задачи
в процессе обучения младших школьников»

«Система оценивания достижений младших школьников
в условиях реализации ФГОС»







Выполнили: Ушакова И.И.
Подскрёбышева Н.И.
учителя начальных классов










2013 уч. год




Тема: «Ситуации и приёмы постановки учебной задачи в условиях реализации ФГОС »
Цель: познакомить с приемами и ситуациями постановки учебных задач.
План проведения мастер-класса:
I.Вступительная часть

Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймёшь,
Сделай – и ты научишься.
Китайская пословица
Вступительное слово (слайд-1)
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу?
Любой урок начинается с ситуации. Поэтому наша цель рассказать о приемах и ситуациях постановки учебной задачи в условиях реализации ФГОСв развиващем ёмы постановки учебной задачи в развивающем обучении".


II. Теоретическая часть.
Проведение мастер-класса
1шаг: Презентация педагогического опыта. (слайд-2)
В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы. (слайд-3)
«Скажи мне, и я забуду
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне сделать это самому, и это станет моим навсегда.»
Поэтому развивающая функция обучения приоритетна (слайд-4), так как позволяет
сформировать у учащихся «умение учиться»,
обеспечивает умственное развитие,
формирует познавательную активность.
Поэтому пришло время говорить о развивающем обучении. Такое обучение построено на решении учебных задач. (слайд-5)



Ребенок становится маленьким ученым, делающим свое собственное открытие.
Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появиться потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ребята поставить учебную задачу или нет.
Итак, мы на первом этапе: Послушай – и ты узнаешь (слайд-6)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о роде имён существительных. Будем учиться решать задачи на движение. Учиться находить периметр или площадь фигур» но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?
«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра» Джон-Дьюи
III. Практическая часть



2 шаг: Представление системы учебных занятий. (слайд-7)
Посмотри-и ты поймёшь
Приведём примеры ситуаций, которые, используем на уроках, работая по УМК «Гармония».
Урок математики. Ситуация выбор.

Урок окружающего мира. Ситуация неопределенность.
.
Урок русского языка. Ситуация несоответствие.
Тема: «Опасные письма» на месте безударных гласных
Данный урок открывает новый этап в системе обучения грамотному письму младших школьников. Данное умение формируется целенаправленно:
разграничение понятий звук и буква
признаки частотных орфограмм
тренировка в выявлении орфограмм (опасные при письме места)
-Сегодня нам предстоит открыть очень важные секреты, связанные с безударными гласными, узнать, что ещё мы показываем, когда ставим значок, которым их отмечаем.
-Из какой сказки и чьи слова я сейчас скажу?
-Несёт меня лиса за тёмные лиса!
-Давайте хором скажем это предложение .Послушайте себя и найдите два интересных слова. Догадались?
-Что в них интересного?
-А как докажете, что это два разных слова, а не одно и то же?
Появляются звуковые схемы, сравниваются гласные звуки.
-А теперь посмотрим, как пишутся эти слова.
-Какой хитрый звук: он может на письменную работу посылать разные буквы.
-Как вы думаете, можно такому звуку доверять на письме?
-Сделаем важный вывод: на месте безударного звука (и) есть опасность выбрать не ту букву. Вот поэтому безударный гласный звук при письме-это «опасное место»




Урок русского языка. Ситуация неожиданность.
Тема: Слово
Детям важно понять:
большая часть слов нужна, чтобы называть всё вокруг;
слова нужны для выражения мыслей (из слов составляют предложения);
слово и то, что им называют не одно и то же
-Вот книга со сказкой, о которой мы говорили. Пока вы записывали предложение у меня возник вопрос? Как вы думаете, слово книга и то, что я держу в руках, - это одно и то же?
-На одном из прошлых уроков мы договорились действовать, как учёные-всё проверять, ставить опыты. Поставим опыт и сейчас.
-Что можно сделать с книгой? (демонстрируем действия)
-А теперь (прячем книгу) попробуйте перелистать.слово книга.
-Что же мы открыли? Оказывается, слово книга и сама книга-это не одно и то же.
Предлагается этот вывод проверить в парах с другими вещами.
-Сделаем важный вывод:
Слово - это имя, название вещи. Большая часть слов-это названия всего того, что есть вокруг нас, что мы представляем себе, о чём думаем.



Урок русского языка. Ситуация неопределенность
Тема: Работа твёрдого знака
Последние уроки обучения грамоте, где происходит первое знакомство с буквой, ее обликом, названием и функцией.
Чтобы детям было понятно её название и почему буква изучается
последней, предлагается небольшое сообщение.
-Мы не случайно так долго обходились без этой буквы. Сегодняона встречается не особенно часто. Но воткогда-то, давным-давно, она стояла на конце всех слов,в которых последние звуки были твёрдыми согласными. Чтобы показывать мягкость, писализнакомый вам ь. А чтобы показать твёрдость, писаливот такую букву – ъ, которую так и называли твёрдый знак.
-Хотите, я покажу, как очень давно писалось, например, слово кот?
котъ
-Сейчас так никто не пишет (стираем) и твёрдость ъ уже не обозначают (её показывают отсутствием ь знака), но название твёрдый знак осталось.
Проблемный вопрос
-Если твёрдый знак не обозначает твёрдость согласных звуков, то какую же работу он выполняет в языке. Её вы откроете сами. Я только дам вам одну подсказку: такую же,3как разделительный ь.






































Приемы создания проблемной ситуации

Прием создания проблемной ситуации
Вопросы и предложения для противоречия
Вопросы и предложения для формулирования проблемы

1.Предъявить противоречивые факты
Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите?
Какой вопрос возникает?




2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием
Сколько мнений?
Какова будет задача урока?




3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»
Что вы предполагали сначала?
Что получилось?
Сформулируйте проблему.


4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение?
Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?



5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?
Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?



6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний.
Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено?
Какова будет тема урока?





4 шаг: Моделирование
Самый сложный, требующий терпения этап: Сделай-и ты научишься

С первых уроков обучения грамоте и письму вводится алгоритмы действий:
-как читать
-как писать
-как писать под диктовку
-как списывать
К концу обучения грамоте данные учебные действия дети выполняют осознанно и с желанием.
Предлагаются разборные наглядные пособия к урокам обучения грамоте и русского языка.

Выводы:
-учебные задачи-ситуации, разрешение которых связано с открытием, освоением нового познавательного метода
-учебные задачи-клеточки учебного процесса
-учебная задача-большая и малоисследованная проблема
Чтобы процесс был целостным, необходимо формировать у младшего школьника оценку и самооценку учебных действий.




к

















5шаг: Рефлексия.
Спасибо за работу. Мы думаем, что вы с пользой для себя посетили «Мастер-класс». Мы будем рады, если вы для себя взяли что-то полезное.
Вы сегодня были (самой активной)
У вас ситуация была (интересная)
Закончите предложения:
После «Мастер-класс» я буду в своей работе использовать
Мне понравилось








Литература:

Ситуации для постановки учебной задачи – УМК «Гармония»
Методические рекомендации авторов

Приемы для постановки учебной задачи взяты из книги:
И.Н.Корбакова. Деятельностный метод обучения.- Волгоград, 2011г.
4.Система оценивания в УМК «Школа-2100»


















































































































































13PAGE 15


13PAGE 141015











Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

Несоответствие


Ситуация, рассматривающая противоположности.

Конфликт




Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.

Неожиданность




Неоднозначные решения ввиду недостатка данных.

Неопределенность


Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.

Выбор


Виды ситуаций




Мастер-класс
15