Портфолио как метод оценивания достижений учащихся

___
Педсовет
«Технология оценивания образовательных результатов как средство повышения качества знаний обучающихся»

«Портфолио как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся в учебной и внеучебной деятельности».
(учитель информатики Чернова А.П.)
Слайд № ___

Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна.

Слайд № ___
Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть.

Ошибки оценивания:
Строгость - оценка ниже заслуженной.
Мягкость – оценка выше заслуженной.
Центризм – усреднение, сведение к середине диапазона
Слайд № ___
Источники ошибок оценки
Эффект ореола - тенденция оценивать одинаково по всем сферам деятельности
Эффект недавности, свежести - оценка на основе недавних событий, а не за весь оцениваемый период
Эффект контраста - влияние на оценку тех, кто был оценен перед ним, гибкий стандарт
Атрибуция - использование в качестве результатов деятельности, характеристик личности
Слайд № ___
Философия портфолио

Философия учебного портфолио предполагает:
Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету
Интеграцию количественной и качественной оценок
Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
Слайд № ___
Что такое «портфолио»?
Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области.

Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

Слайд № ___
Классификация портфолио
По содержанию
портфолио достижений (содержит грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);
рефлексивный (содержит материалы, оценку и самооценку достижения целей)
тематический (содержит материалы работы в рамках выбранной темы)
проблемно-ориентировочный (содержит материалы, отражающие цели, процесс и результат решения проблемы)
Слайд № ___
По характеру информации:
информационный
рабочий
демонстрационно – презентационный
научно – исследовательский
проблемно – исследовательский
творческий


Портфолио работ педагога и учащегося представляет главную ценность с точки зрения эффективного преподавания и обучения. Потому что в этом случае портфолио становится траекторией профессиональной деятельности педагога и учебной ученика.
Собрание работ позволяет отслеживать результаты, находить пробелы, фиксировать профессиональный рост
Портфолио заставит педагога и ученика заняться изучением технологии работы с информацией. Незнание этой технологии ведет к тому, что уже к 8 классу ученик в буквальном смысле тонет в информационном море.
Что же это такое «Технология работы с информацией»?
Как и любая технология она имеет обязательные и неизменные этапы, которые ведут к ожидаемому и планируемому результату. Назовем эти этапы: сбор, анализ, систематизация, кодификация, оценка, управление информацией.
Технология работы с информацией – это и есть умение учиться и учить! Поэтому, если вы начнете применять технологию портфолио, то она заставит Вас погрузиться в технологию работы с информацией. В результате, через некоторое время, Вы почувствуете, что учиться и работать стало легко и интересно. Более того, если Вы примените для реализации технологии портфолио компьютерные программы по управлению знаниями, то Вы превратитесь в «кибер-пилота» в мире информации. Ощутите состояние полета, озарений, комфорта от учебы и от преподавательской деятельности. Вы почувствуете власть над информацией, которая позволит создавать уникальные продукты, а не использовать чужие.

Слайд № ___
Выводы:

Для ученика становится понятной ценность портфолио: портфолио – это рабочий инструмент, позволяющий эффективно контролировать, планировать и оценивать свои достижения.
Слайд № ___
Для учителя, портфолио или портфель достижения является инструментом:
- отслеживания индивидуального прогресса ученика в течение длительного периода обучения;
- оценивания его образовательных достижений и дополнения результатов тестирования, а также других традиционных форм контроля;
- учета достижений, полученные учеником не только в школе, но и в широкой образовательном среде, в различных жизненных ситуациях: в системе дополнительного образования, на олимпиадах и конкурсах.


Не менее важно и то, что портфолио облегчает решение задач, которые можно назвать стратегическими для новой образовательной ситуации, поскольку помогает:
- поощрять активность и самостоятельность учеников, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.


15