Доклад по теме Портфолио ученика как средство организации внутренней системы оценивания личных достижений учащихся


МОАУ СОШ с. Великокнязевки
«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных результатов освоения учебных программ обучающимися
Доклад
Подготовила: Авраменко Ольга Ивановна
учитель математики 1 категории
2016 г.
Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым.
В современном, быстро меняющемся мире перед системой образования постоянно возникают новые и новые вопросы: «Как определить качество образовательного процесса с наименьшими затратами? Как определить рост образования и образованности каждого ученика, а не класса в целом? Как определить качество развития учащихся?» - Эти вопросы в настоящее время задают себе и многие учителя.
Учитель должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. (Слайд 2)
Такую информацию можно получить, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и фиксирование динамики его результатов. Нужен кропотливый учет, который возможен при проведении мониторинга и анализе его результатов.
В настоящее время в системе оценивания обучения в рамках введения ФГОС НОО рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом (школой), которая включает разнообразные методы оценивания: (Слайд 3)
наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.),
оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих работ;
оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.).
Но для получения более точной и объективной картины недостаточно отслеживать только некоторые стороны отдельных способностей ученика – как в отношении освоения ими системы знаний, так и в отношении освоения способов действий. Нужно быть уверенным в том, что вся совокупность данных действительно дает целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении ими тех планируемых результатов обучения, которые адресованы учащимся. Поэтому система оценивания должна быть дополнена методами, позволяющими получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере – в решении учебных задач.
Система оценивания в ОУ должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было решить следуюшие задачи: (Слайд 4)
устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Для создания модели системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ необходимо выделить основные компоненты данной системы и рассмотреть их взаимосвязи, выявить ограничения и границы применимости модели, а также оценить возможные риски, которые могут появиться при ее введении и рассмотреть механизмы, которые будут способны уменьшить предполагаемые риски. (Слайд 5)
К основным принципам построения модели системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ можно отнести следующие:
целостность системы (направленность на оценку результатов образования, сформулированных в стандартах второго поколения);
поддержка развития системы образования (ориентация не на контроль и оценку состояния системы и результатов образования, а на оценку динамики развития системы и управление качеством образования);
комплексный подход к оценке результатов образования (сочетание объективной и субъективной оценки результатов образования, оптимальное использование результатов внешней и внутренней оценки и др.);
учет возможных рисков (искажение результатов оценки за счет неразработанности объективных критериев и процедур оценки, увеличение времени на оценку за счет активного времени обучения, натаскивание на содержание проверки, перегруженность учителей и учащихся и др.).
Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и её основные компоненты представлены на схеме. (Слайд 6)
Данная модель нацелена на оценку результатов освоения общеобразовательных программ. Ее основными компонентами являются:
объекты и содержание оценки;
процедуры, инструментарий и критерии оценки;
методы и средства оценки;
основные группы пользователей;
цели использования результатов.
Одним из методов, служащим цели получения интегральных оценок, является папка индивидуальных учебных достижений ученика или портфолио. (Слайд 7)
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Создание «Папки индивидуальных учебных достижений» (ПИУД) является средством организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися, дает возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением 5-бальной системы. Данная технология заключает в себе большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. (Слайд 8)
ПИУД - своеобразная выставка личных достижений ученика, в котором отслеживаются учебные достижения ребёнка по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру; а так же общеучебные умения. Учителю и родителям становится понятно, в какой области или в какой теме с ребёнком нужно поработать дополнительно. В этих же папках находятся анализы контрольных работ по математике, русскому языку. Данный документ связан со всеми предметными областями, изучаемыми в школе, что позволяет наглядно увидеть, в каких областях ученик добивается наилучших результатов и позволяет каждому ученику найти материал, отражающий его достижения.
Такой документ - продукт исследовательской деятельности учителя; продукт практико-ориентированного подхода к образованию; это новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процесса преподавания и учения, новую культуру учения.
В работе над ПИУД очень важным является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки, появляются новые цели и новые способы достижения старых целей обучения. Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым. Вопрос «что оценивать?» решается просто, потому что сама система дает ответ на этот вопрос: «Оцениваться должен лишь результат определенного этапа обучения, так как оценивать знания ученика в период их формирования нецелесообразно».
В формировании портфолио участвуют учащиеся, родители учащихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, заместитель директора школы по УВР.
Портфолио учащийся оформляет в соответствии с принятой в школе структурой. Обучающийся имеет право (по своему усмотрению) включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность. (Приложение 1)
Учащиеся:
осуществляют заполнение папки достижений;
оформляют папку достижений, в соответствии с утвержденной в образовательном учреждении структурой в папке с файлами;
при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения, достоверность сведений, аккуратность и эстетичность оформления, целостность и завершенность представленных материалов;
могут презентовать содержание своей папки достижений на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.
Классный руководитель:
оказывает помощь учащимся в процессе формирования папки достижений;
проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию папки достижений;
осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения папки достижений;
обеспечивает учащихся необходимыми формами, рекомендациями;
оформляет диагностические карты, итоговый лист индивидуальных достижений учащегося. (Слайд 9)
        В состав «Папки индивидуальных учебных достижений» каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его учебной деятельностью, входят:
1) «Листы индивидуальных учебных достижений» (по каждому предмету) для отслеживания и оценивания предметных знаний: универсальные учебные действия; листы самооценки. (Приложение 2)
        2)  Подборка детских работ, демонстрирующая нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами могут быть следующие:
выборка письменных работ по предметам;
дневники читателя;
выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам;
        3) Систематизированные материалы текущей оценки: (Слайд 10)
отдельные листы наблюдений,
оценочные листы и материалы процессов выполнения отдельных видов работ,
результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;
листы итоговых оценок. (Приложение 3)
        Фиксирование учебных достижений учащихся в данной форме способствует:
повышению объективности контроля и оценки учебных достижений обучаемых;
обеспечению сопоставимости результатов тестирования для выявления сильных и слабых сторон разных технологий обучения, реализуемых в разных классах;
совершенствованию учебного процесса на основе рекомендаций, полученных при анализе результатов диагностических тестирований. (Приложение 3)
        Использование зафиксированных данных позволяет добиться следующих целей: (Слайд 11)
осуществлять мониторинг образовательных достижений учащихся с целью оценки качества обучения и тенденций развития;
выявить факторы, позволяющие объяснить различия в образовательных результатах учащихся;
корректировать индивидуальные результаты учащихся;
оценить уровень образовательных достижений класса, ОУ с целью оценки деятельности учителей;
выбрать уровень изучения отдельных учебных предметов;
выявить тенденции в изменении качества образования по различным предметам;
отследить изменения в результатах обучения, которые происходят при переходе из начальной школы в основное звено.
(Слайд 12) Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
- по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.
Документ может быть использован для ученической самооценки, в качестве рефлексии учениками своего развития и в процессе общения с родителями учеников. ПИУД способствует налаживанию нормального диалога между родителем и ребенком и получению родителями развернутой информации о том, чем их ребенок в школе занимается и как у него это получается. Родители же всегда могут узнать о том, как идут дела у их сына или дочери, каких успехов достиг их ребенок в обучении. Использование данной методики отслеживания достижений имеет положительные отзывы учителей и родителей, которые в любой момент могут увидеть уровень обученности ученика и динамику его развития. Эта работа индивидуальна. Результаты деятельности ребенка сравниваются только с его собственными первоначальными результатами: каким был, что знал и каким стал, что нового узнал и чему научился. (Слайд 13)
Из всего сказанного можно сделать вывод – портфолио является современной целенаправленной формой оценивания индивидуальных достижений учащегося, причём дополняет традиционные контрольно- оценочные средства такие, как тесты и экзамены. А это даёт возможность индивидуализировать процесс оценивания. Этому помогают различные внешкольные организации и учреждения.
Таким образом, портфолио решает самую важную педагогическую задачу – развить и поощрять учебную активность и самостоятельность школьника, поддерживать высокую учебную мотивацию, расширять возможности обучения и самообразования, формировать умение учиться, т. е. ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, являться стимулом к дальнейшему саморазвитию.
Приложение 1
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О «ПОРТФОЛИО ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ»
УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Общие положения
1. 1. Настоящее Положение разработано на основе и в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г. / Распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001 г. № 1756-р /, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования и Положения о “Портфеле личных достижений” учащегося основной школы.
1. 2. “Портфель личных достижений” (далее портфолио) – индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. за определённый период.
1. 3. Основная задача портфолио – предоставить возможность учащимся проявить свои способности, отразить и зафиксировать успехи и личные достижения.
1. 4. Цель портфолио – индивидуальная подборка учебных достижений конкретного ученика, осознание им своих целей и возможностей, обоснование учащимся выбора дальнейшего направления и формы обучения.
1. 5. Портфолио, наряду с аттестатом об основном общем образовании, может учитываться при комплектовании профильных классов на средней ступени обучения.
1. 6. Технология работы с портфолио – от этапа к этапу самоанализ собственной деятельности учащегося становится всё более глубоким и осмысленным.
1. 7. Механизмы оценки портфолио – оцениваются только отдельные части портфолио.
2. Сроки накопления и функции портфолио
2. 1. Срок накопления индивидуальных образовательных достижений для учащихся должен составлять два года (8 и 9 классы) в основной школе и два года (10 и 11 классы) в средней школе.
2. 2. Функции портфолио на данном этапе разнообразные, но главными являются содержательная и развивающая. Они обеспечивают непрерывность процесса обучения от года к году, раскрывая весь спектр выполняемых учеником работ.
2. 3. По решению педагогического совета школы сбор портфолио может быть начат классным руководителем раньше указанного срока и продолжен после окончания выпускником школы / 1 год /.
3. Схема формирования портфолио
3. 1. Титульный лист, где указываются все сведения об учащемся (Ф. И. О., адрес, телефоны, место учёбы, период, за который представлены документы, материалы и другая информация).
3. 2. Автобиография
3.3. Структура, содержание и оформление папки индивидуальных учебных достижений учащегося
3.3.1. Папка достижений имеет следующую структуру:
- титульный лист, который оформляется ребёнком совместно с родителем (законным представителем);
- основная часть.
3.3.2. В папку достижений включены следующие материалы:
1. Лист индивидуальных достижений обучающегося по формированию Универсальных Учебных Действий (УУД).
2. Лист индивидуальных достижений обучающегося по работе с информацией.
3. Листы достижений обучающегося (личностная самооценка результата усвоения основных общеучебных знаний, умений и навыков) по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.
4. Диагностические карты (материалы наблюдений учителя за процессом овладения предметными результатами освоения конкретного учебного предмета в виде графика, таблицы и т.д.) по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.
5. Выборка детских работ (материалы входных контрольных работ, контрольных работ за 1 полугодие и итоговых контрольных работ по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру).
6. Итоговый лист индивидуальных достижений обучающегося.
Приложение 2
Лист индивидуальных достижений учащегося по математике
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____1______
№ Критерии
Начало
года 1
полугодие 2
полугодие Само-
оценка
1 Счет до 10 до 20 2 Обратный
счет от 10 от 20 3 Сравнение предметов по размеру и форме
4 Пространственные представления, взаимное расположение предметов 5 Направление движения
6 Временные представления
7 Сравнение групп предметов 8 Нумерация чисел от 0 до 20 9 Сравнение чисел в пределах 20 10 Сложение и вычитание чисел в пред.10 11 Действия с 0 и 1 (сложение и вычитание) 12 Решение выражений в 2 действия без скобок 13 Простые задачи на сложение и вычитание 14 Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц 15 Единицы
измерения
Длина (см, дм) Время (час) Масса (кг, л) 16 Название геометрических фигур % п.с. ч.с. н.с. * : Динамика п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы;
* - знаю, но иногда ошибаюсь, : - пока самостоятельно не выполняю.
Выводы по итогам обучения:
Лист индивидуальных достижений учащегося по математике
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____2______
№ Критерии
Начало
года 1
полугодие 2
полугодие Само-
оценка
1 Нумерация чисел от 1 до 100 2 Сложение и вычитание чисел в пред.10 3 Сложение и вычитание чисел в пред.20 4 Устное сложение и вычитание чисел в пред.100 5 Письменное сложение и вычитание чисел в пред.100 6 Сравнение чисел, значений выражений 7 Действия с 0 и 1 (сложение и вычитание) 8 Порядок выполнения действий в выражениях
в 2 действия 9 Простые задачи на сложение и вычитание 10 Задачи в 2 действия на сложение и вычитание 11 Разностное сравнение чисел 12 Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц 13 Простые задачи, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления 14 Единицы
измерения
Длина (см, дм, мм, м) Время (час, мин) Масса (кг, л) 15 Черчение отрезка заданной длины (измерение длины отрезка) 16 Название геометрических фигур 17 Нахождение длины ломаной, состоящей из 3-4 звеньев 18 Периметр многоугольников % п.с. ч.с. н.с. * : Динамика п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы;
* - знаю, но иногда ошибаюсь, : - пока самостоятельно не выполняю.
Выводы по итогам обучения: _______________________________________________________
Лист индивидуальных достижений учащегося по математике
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____3______
№ Критерии
Начало
года 1
полугодие 2
полугодие Само-
оценка
1 Сложение и вычитание чисел в пред.10 2 Сложение и вычитание чисел в пред.20 3 Устн. слож. и вычит. чисел в пред.100 4 Письм. слож. и вычит. чисел в пред.100 5 Сравнение чисел, значений выражений 6 Действия с 0 и 1 7 Порядок выполнения действий 8 Табличное умножение и деление 9 Внетабл. умнож. и деление(в пред. 100) 10 Деление с остатком 11 Простые задачи на слож. и вычит. 12 Задачи в 2-3 действия 13 Разностное сравнение чисел 14 Кратное сравнение чисел 15 Увелич., уменьшение числа на неск. ед. 16 Увелич., уменьшение числа в неск. раз 17 Простые задачи на умножение и деление 18 Стоимость, цена, количество 19
Единицы
измерения
Длина Время Масса 20
Прямоугольник,
квадрат Р S 21 Решение уравнений 22 Нумерация чисел в пред. 1000 23 Устн. сложение и вычитание в пред.1000 24 Устн. умнож. и деление чисел в пред.1000 25 Письм. слож. и вычит. в пред. 1000 26 Письм. умножение чисел в пред. 1000 27 Письм. деление чисел в пред. 1000 % п.с. ч.с. н.с. * : Динамика
п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы;
* - знаю, но иногда ошибаюсь, : - пока самостоятельно не выполняю.
Выводы по итогам обучения: _______________________________________________________
Лист индивидуальных достижений учащегося по математике
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____4______
№ Критерии
Начало
года 1
полугодие 2 полугодие Само-
оценка
1 Сложение и вычитание в пределах 10 и 20 2 Устн. слож. и вычит. чисел в пред.100 3 Сравнение чисел, значений выражений 4 Действия с 0 и 1 5 Порядок выполнения действий в выражениях 6 Табличное умножение и деление 7 Внетабл. умнож. и деление(в пред. 100) 8 Простые задачи на слож. и вычит. 9 Простые задачи на умножение и деление 10 Задачи в 2-3 действия 11 Разностное сравнение чисел 12 Кратное сравнение чисел 13 Увелич., уменьшение числа на неск. ед. 14 Увелич., уменьшение числа в неск. раз 15 Стоимость, цена, количество 16 Скорость, время, расстояние 17 Решение уравнений 18 Нахождение значения выражения с переменной 19
Единицы
измерения
длина время масса 20 Прямоугольник,
квадрат Р S 21 Устн. сложение и вычитание в пред.1000 22 Устн. умнож. и деление чисел в пред.1000 23 Письм. слож. и вычит. в пред. 1000 24 Нумерация чисел в пред. 1 000 000 25 Письм. умнож. многозн. чисел на однозн. число 26 Письм. делен. многозн. чисел на однозн. число 27 Письм. слож. и вычит. многозначных чисел 28 Письм. умнож. многозн. чисел на двузн. число 29 Письм. делен. многозн. чисел на двузн. число % п.с. ч.с. н.с. * : Динамика п.с. – полностью сформированы; ч.с. – частично сформированы; н.с. – не сформированы;
* - знаю, но иногда ошибаюсь, : - пока самостоятельно не выполняю.
Выводы по итогам обучения:
_________________________________________________________________________________
Приложение 3
Коммуникативные универсальные учебные действия – способность к согласованным действиям с учетом позиции другого.
№ Фамилии, имя ребенка Общение и взаимодействие с партнерами Действие с позиции
другого Организация и планирование учебного сотрудничества Работа в группе Итоговый показатель по каждому ученику
Класс _________________________________________________________ Умение выражать свои мысли Аргументирование своей позиции Умение задавать вопрос Вступать в диалог Принятие различных точек зрения Готовность к обсуждению Сравнивать разнее точки зрения Аргументировать свою точку зрения Определение цели Планирование способов работы Обмен информацией Проявление инициативы внутри группы Управление поведением партнеров Устанавливать рабочие отношения Выстраивать продуктивное взаимодействие Бесконфликтная совместная работа Разрешение конфликтных ситуаций с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м м с
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Итоговый показатель по классу (среднее значение)
Познавательные универсальные действия – исследовательская и проектная деятельность.
№ Фамилии, имя ребенка Компоненты исследовательских действий
Работа с индивидуальным проектом
(требования) Класс_______________________________________________________________________ Умение видеть проблему Умение ставить вопросы Умение выдвигать гипотезы Умение структурировать тексты Давать определение понятиям Делать выводы и умозаключения Умение классифицировать Планирование исследовательской работы Поиск решения проблемы Представление результатов Оформление результатов деятельности Обсуждение и оценка результатов Организация проектной деятельности Содержание и направленность проекта Защита проекта Выполнение работы (проекта) Итоговый показатель по каждому ученику
с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м м с
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Итоговый показатель по классу (среднее значение)
Регулятивные универсальные учебные действия
№ Фамилии, имя ребенка Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе Развитие регуляции учебной деятельности
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний Итоговый показатель по каждому ученику
Класс _________________________________________________________ Количество целей для каждой из из сфер жизнедеятельности Содержание цели Конкретность цели Временная перспектива (временной интервал) Ценностный опыт Опыт рефлексии Опыт привычной активизации Операционный опыт Опыт сотрудничества Целеполагание Самоэффективность Контроль своей деятельности Оценка деятельности (рефлексия) с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м м с
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Итоговый показатель по классу (среднее значение) Указание к заполнению:
«с» - УУД сильно развиты, «м» - УУД мало развиты