Тезисы выступления на конференции Экология и здоровье


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ
Современное образование рассматривается как важнейший фактор модернизации общества. Основной целью модернизации современного общества является выход на качественно новый, устойчивый уровень развития, обеспечивающий высокое качество жизни народа в благоприятной среде обитания и национальную безопасность. Достижение этой цели зависит от того, сможем ли мы сделать модернизацию действительно «новой экологической», «ориентированной на производства, не нарушающие равновесия биосферы».
Современное экологическое образование является «особой образовательной областью, призванной реализовать идеи становящегося ныне информационно-экологического общества, в котором высшей ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности не только здравствующих, но и будущих поколений». Такая интерпретация сущности экологического образования свидетельствует о том, что оно ориентировано на «увеличение адаптивной способности данного общества» и нацелено на создание механизма устойчивого развития.
Существуют два разных термина - « экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте второго, тем более, что знания сами по себе ещё не определяют направленность деятельности человека.
Сегодня много говорят об экологизации образования. Это очень важный элемент экологического воспитания. Экологическое мышление, представление об окружающей среде и месте в ней человека, должны присутствовать во всех проявлениях его активности. Весьма эффективным средством реализации этого принципа и является экологизация образования. Оно состоит в том, что практически все представляемые дисциплины школьного курса должны содержать экологический материал. Не только биология, химия, география, но и математика, литература. Все они могут стать средством получения экологических представлений и экологических знаний.
Система экологического образования и воспитания Старомихайловской ОШ включает поэтапное формирование экологической культуры, экологическое отношение к окружающей природе.
В школе реализуется смешанная модель экологического образования. Она является наиболее перспективной и эффективной, обеспечивает целостность модели экологического образования учащихся. Эта модель имеет выраженную практическую направленность , предусматривает различные формы деятельности , удовлетворяющие запросы подростка .
К экологическим направлениям работы относятся:
• Классно - урочная система по целому ряду дисциплин с их синхронизацией и интеграцией (активные формы коллективной деятельности - семинары, тренинги, интегрированные уроки).
• Проектно - исследовательская деятельность учащихся.
 Главное свойство исследователя – любопытство, то есть неосознанное стремление собирать сведения о природе и её закономерностях, об отдельных объектах, их свойствах, о ситуациях и их развитии. Сведения, полученные в результате наблюдений, жизненно необходимы или могут пригодиться. Любопытство – главный стимул развития.
По моему мнению, целенаправленная организация исследовательской деятельности учащихся способствует развитию их творческих способностей. При этом школьники обучаются работе с дополнительной и научной литературой, развивают умение писать сначала доклады, потом реферат по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на научно-практической конференции или каком-либо конкурсе.
• Экологические акции: « Посади свое дерево», « Сохраним первоцветы»,
«Помоги зимующим птицам», « Замість ялинки – зимовий букет».
В старшей школе в течение 8 лет внедрялся естественный профиль обучения, а уже с 2010-11 уч.г. школа ІІІ степени стала естественно-математического направления, экологического профиля.
На уровне старшей школы (10—11 классы) формируется экологическая ответственность личности; происходит усвоение системных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней; наиболее полно осознается сущность экологических проблем современности и необходимость устойчивого развития современной цивилизации. (Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Общеобразовательные цели изучения экологии // Вестник АсЭко, 1995. Вып. 1—2. — С. 7)
Учащиеся старшей школы выполняют исследовательские проекты, которые нацеливают ребят на глубокое изучение проблемы, защиты собственных путей ее решения, выдвижение гипотез.
С этими проектно-исследовательскими работами выступают на научно-практических конференциях в школе, районных и областных конференциях, где занимают призовые места
Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:
- необходимостью повышения экологической культуры человека;
- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
- необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности
— необходимостью разработки научно-методических основ экологического воспитания в географическом образовании и отсутствием теории и научно обоснованной методики решения этой проблемы;
— сохраняющейся до настоящего времени ориентацией средней школы на трансляцию знаний, умений и навыков, и необходимостью готовить учащихся к активной творческой и социально-значимой экологической деятельности.