Творческий отчет «Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка в 5-11 классах


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Авиловская средняя общеобразовательная школа»
Родионово-Несветайского района Ростовской области
Творческий отчет по русскому языку
«Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка
в 5-11 классах»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Иванова Ирина Борисовна
х. Авилов
-2015г-
Введение
«Корень учения горек», - говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами.
Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются и нравы, и мы вместе с ними…
«Как заставить учиться детей сегодня? Как приковать их внимание к уроку, не заставляя силой? Как научить любить родной язык и гордиться им? С помощью каких средств и методов обучения сделать изучение русского языка и литературы интересными, донести до учащихся значимость знания этих предметов для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром?
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, будь она письменная или устная, характеризует каждого из нас в большей мере, чем внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим.
Но в век компьютерных технологий дети стали меньше писать и читать, письма вытеснил телефон, книги и газеты – телевизор и компьютер. Вырастает не читающее и не пишущее поколение, а слушающее и глядящее. На первый взгляд грамотность становится вроде как бы и ненужной для жизни категорией, но это только на первый взгляд.
Без хороших знаний русского языка сегодня учащиеся не сдадут ЕГЭ, не смогут определиться в мире профессий, в дальнейшем активно участвовать во всех сферах общественной и производственной жизни. Сегодня как никогда востребованы образованные, нравственные, предприимчивые, компетентные люди, которые могут сами принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, творчеству, отличаются мобильностью, динамизмом, обладают чувством ответственности.
Конечно, изучение любой науки – тяжелый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. А русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов и часто становится для детей скучным, сухим сводом орфографических и пунктуационных правил. Но если уроки построены на учебном сотрудничестве, уважении, взаимопонимании, зажигают, а не наполняют детей знаниями, то хочется учиться, учиться радостно и легко.
Поэтому я и работаю над темой «Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка».
Целью моей педагогической деятельности является: воспитание конкурентно-способной, успешной, здоровой, гармоничной личности, способной творчески участвовать в социальных преобразованиях общества.
Приоритетными задачами я считаю:
- формирование у учащихся устойчивых знаний в области современного русского языка и литературы, интереса к изучаемым предметам, бережного, уважительного отношения к родному языку и родной литературе;
- обучение навыкам анализа и обобщения, самостоятельности мышления, умению логично излагать свои мысли; внимательному отношению к художественному тексту, к своей речи не только в школе, но и в повседневной жизни;
- интегрированное обучение на коммуникативно-познавательной основе (КУЛЬТУРА – ОБЩЕНИЕ - МИРОЛЮБИЕ – ТВОРЧЕСТВО как основа межпредметной интеграции);
- внедрение в организацию образовательного процесса современных технологий, направленных на его интенсификацию;
- воспитание средствами русской и мировой литературы активной, здоровой, деятельной, толерантной, творческой личности, способной интегрироваться в современное общество, нацеленной на совершенствование этого общества;
- создание комфортного психологического климата на основе гуманизации и гуманитаризации процесса обучения и воспитания;
- осуществление социально-педагогической диагностики за состоянием и развитием учебно-воспитательного процесса.
Главные направления


сформировать
устойчивые знания
научить учиться
развитие творчества и инициативы


сохранение здоровья учеников

воспитание общечелове-ческих ценностей
привитие навыков культуры
речи


В своей работе стремлюсь к единству образовательного и воспитательного пространства
Знания


Жизненный опыт
Воспитание

УРОК

Основная часть.
Теоретический раздел
Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики.
К.Д. Ушинский

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний. К сожалению, у современных школьников снизился интерес к своей национальной культуре, происходит американизация русского человека. Школьники не интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку. Для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Уже в средних классах интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.
Меня тревожит снижение у детей интереса к школьному предмету "русский язык", невнимание учащихся к слову, к родной речи, ограниченный словарный запас, неумение точно и ясно формулировать свои мысли, низкий уровень владения художественными средствами языка, в целом низкий уровень коммуникативной и лингвистической компетенции школьников. Понятно, что все эти процессы в сфере образования происходят на фоне специфического отношения к русскому языку, возникшего в обществе в последнее десятилетие: стирание границ между литературным и не литературным языком, между нормативной и не нормативной лексикой, обилие в речи сленга, иноязычных слов, общее падение языковой культуры.
Диагностики «Изучение отношение к учебной деятельности», «Изучение познавательных интересов», «Отношение школьников к выполнению повседневных учебных обязанностей», «Оценка учебной мотивации и боязни неудачи» показали, что обучающиеся моего класса слабо владели формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них не было желания заглянуть за страницы учебника, активного отношения к процессу познания, не умели выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы, у большинства учащихся была тенденция мотивации на неудачу, учащиеся не отличались ответственностью в учении, выполняли не все домашние задания, не было заинтересованности в высоких оценках, отдельные учащиеся проявляли отрицательное отношение к учению и моим требованиям. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике. В процессе изучения русского языка ученики должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.
Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся.
Кроме того пробуждение этого интереса дает возможность достичь нескольких целей:
• достичь предметной цели — сформировать лингвистическую и коммуникативную компетенцию;
• развить словесно-логическое мышление, которое функционирует на базе языковых средств;
• научить школьников ясности, четкости выражения своих мыслей в речи;
• научить детей пользоваться речью как одним из механизмов самовыражения.
Поэтому проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет уже несколько лет особую значимость в моей педагогической деятельности.
Выбор этой темы – результат долгих раздумий о том, как сделать уроки для ребят интересными, повысить мотивацию к изучению русского языка, поднять уровень качества преподаваемого предмета. Мне всегда хотелось, чтобы дети не ожидали с тоской звонка на перемену, а приходили за знаниями без страха и без боязни, с ожиданием нового, и были активными участниками образовательного процесса.
Если погрузиться в науку, то можно выяснить, что родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса можно по праву считать великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). В своей книге «Великая дидактика» он писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». По мнению Коменского, в природе каждого ребёнка заложены нравственные и умственные возможности, которые позволили учёному отбросить старые методы воздействия, средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности ученика, выдвинуть положение о лёгкости, приятности и основательности обучения.
«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт» - писал К.Д. Ушинский. Великий русский педагог разработал оригинальную систему пробуждение любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания.
Выдающиеся педагоги, такие как Коменский, Ушинский, Блонский, Сухомлинский – внесли большой вклад в разработку теории интереса, хотя и не все они занимались специально этой проблемой. Вопросы формирования интереса в обучении более детально исследуют педагоги: Г.И. Щукина, В.С. Ильин, Н.Г. Морозова, А.К. Маркова, Ш.А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, В.Б. Бодаревский, М.В. Матюхина, Е.И. Кирганцева и др.
Г.И. Щукина писала: «Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов».
Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Под формированием познавательного интереса к русскому языку я понимаю формирование определенного отношения учащихся к данной школьной дисциплине, которое предполагает внимание и уважение к родному языку наравне с другими предметами, то есть такого отношения, когда ребенку интересно познавать окружающий мир в различных его проявлениях, будь то изучение родного языка, физики или биологии. От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению научной любознательности и всё более устойчивой направленности личности на изучение предмета – таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.
По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения русского языка учащихся можно разделить на три уровня: низкий уровень развития познавательного интереса, средний уровень, высокий уровень. У детей с низким уровнем активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Внимательное наблюдение за такими детьми позволили мне обнаружить, что снижение познавательного интереса - глубинное личностное образование, которое проявляется не только в отношении к учебно-познавательной деятельности, но и к другим видам деятельности, во взаимодействии с людьми, в отношении к себе, к окружающему миру.
Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов.
Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.
Теперь для меня главной задачей является вывод учащихся с низким уровнем на средний и, далее, высокий уровень развития познавательного интереса.
О возникновении и углублении познавательного интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы я сужу по следующим внешним признакам:
Категории Внешние признаки
Мыслительная активность -вопросы учащихся, которые свидетельствуют об ориентировке в знаниях, об умственной активности, о стремлении проникнуть в сущность объекта изучения;
-стремление учеников самим, без указаний и моих требований, принять участие в рассмотрении и обсуждении фронтальных вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей, дать развернутый ответ на мой вопрос;
-сосредоточенность внимания;
-характер процесса деятельности;
-готовностью к действию или безразличие;
- как выполняется поставленная задача – самостоятельно или по образцу (или просто списывается с доски);
- насколько внимателен при этом ученик или рассеян;
- отношение к процессу своей деятельности – увлечен или равнодушен;
- каков результат выполнения поставленной задачи (глубина, основательность, оригинальность или узость и примитивность в подходе).
Эмоциональные проявления - в речевых реакциях восклицаниях (типа «Вот здорово!», «Давайте еще раз…), в обмене мнениями с соседом;
- в наступившей тишине, которая свидетельствует о взволнованности учащихся;
- в адекватности реакций учащихся в ответ на происходящие в классе (смех в ответ на юмор и курьёзные ситуации, мимика гнева, радости, разочарования, мыслительного напряжения, соответствующие содержанию ситуации)
Внеклассная деятельность -круг чтения;
- участие в различных формах внеклассной деятельности;
- выполнение индивидуальных заданий, заданий *
- характер проведения свободного времени
В современной педагогике существуют различные методы стимуляции познавательных интересов учащихся в учебном процессе и разные подходы к их классификации, но я использую следующие виды:
стимулирование
содержание учебного материала: новизна, обновление прежних знаний, исторический аспект знаний,
практическая необходимость в знаниях для жизни,
показ учащимися современных научных
достижений

организация учебной деятельности: самостоятельные работы, проблемное обучение, усложнение познавательных задач, творческие работы, практические работы, деловые игры

Методы стимуляции
познавательных интересов

побуждение

формирование
фактор общения, отношения:
эмоциональный тонус урока, эмоциональность учителя, педагогический оптимизм, взаимная поддержка, соревнования, поощрения

1. Отбор содержания учебного материала:
- знакомлю учащихся с новыми данными (современный уровень науки и перспективы ее движения);
- раскрываю историю вопроса (зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности);
- показываю различные противоречия при помощи проблемного обучения и учу дидактическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;
- показываю необходимость научных выводов, приобретенных в результате личного опыта, для объяснения явлений жизни;
- раскрываю перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения в последующей трудовой деятельности.
2. Организация процесса учения
- намечаю систему усложнения заданий, требующих овладения более совершенными познавательными умениями;
- ввожу задания, способствующие развитию сообразительности, приобретению умений в определении наиболее целесообразных способов решения;
- ставлю задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;
- практикую задачи, требующие применения знаний в повседневной жизни;
- развиваю и поддерживаю в самостоятельной работе творческое начало;
- продумываю дифференцированные познавательные задания для различных групп учащихся;
- составляю несколько вариантов заданий различной степени, предлагаю их свободный выбор.
3. Побуждение учащихся к учению:
- оживляю уроки элементами занимательности;
- использую воздействия средств искусства;
- побуждаю учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;
- развиваю на уроке коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся (рецензии на ответ, обсуждение составления плана, сообщения и т.п.);
- практикую индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
- использую широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области как дополнительный источник знаний для других;
- рекомендую дополнительную литературу (научную, научно-популярную).
Создание проблем
ных ситуаций
Система контроля знаний учащихся
Основные формы активизации познавательной деятельности, применяемые мною в педагогической деятельности:
Личный пример
Система занимательных заданий

Усложнение познавательных задач

Творчество
учащихся
Самостоя-
тельная работа на уроках

Современные технологии
активизация интереса и познавательнойдеятельности
учащихся
Работа с текстом

Необычные уроки
Эмоциональное состояние

Связь с другими предметами
Индивидуальная и дополните
льная работа

Развитие памяти и внимания
Внеклас-
сная работа

Для развития познавательного интереса на уроках часто использую:
Технологии ИКТ, здоровьесберегающие, игровые, проектно-исследовательские, развивающее обучение;
технология уровневой дифференциации, педагогику сотрудничества, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульную систему обучения русскому языку с использованием опорных схем
Методы исследовательские, проблемно-поисковые,
наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля; поисковые, дедуктивные
Средства: информационные ресурсы, фотоаппарат, записи классической музыки, плакаты, памятки, таблицы, схемы
Формы деятельности учащихся Индивидуальная работа, групповая работа, работа малых групп, работа в парах, фронтальная работа, самостоятельная работа, творческая работа
Принципы Природосообразности, деятельностный, эгоцентрический, возрастной, непрерывности и системности
Приемы Развитие познавательного интереса:
*необычное оформление класса, урока;*связь учебной информации с жизненным опытом школьников;*предоставление информации в виде проблемы или проблемного вопроса;*использование всех идей, догадок и соображений детей.
Пробуждение ситуативного интереса.• Использование особенностей объекта (яркость, сила).• Учёт способностей индивида (впечатлительность, чувствительность) и его способностей.• Использование поощрения, положительного отношения.
Следствия познавательного интереса:
• желание овладеть знаниями;• ответственность;• уверенность в себе;• активность, энергичность
Считаю, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, её содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. Создаваемые на уроках ситуации должны вызывать радость узнавания не побочных ярких подробностей, деталей, а основных идей изучаемой проблемы. Эмоции должны вводить ученика в проблему, а не уводить от неё – в этом отличие подлинных познавательных эмоций от эмоций развлекательного, побочного характера.
В работе с учащимися я придерживаюсь следующих правил:
Оставляю плохое настроение за порогом класса.
Обращаюсь к ребёнку всегда по имени.
Не решаю ребёнка радости открытия.
Не скуплюсь на похвалу, вселяю веру в способности, настраиваю на успех, отмечаю в ребенке все хорошее, уникальное, конструктивное.
Не ругаю и не критикую детей, не требую от учащихся то, что они не в состоянии выполнить, а учу.
Не высмеиваю страхи ребёнка, стараюсь найти их причину и пути преодоления.
Убеждение строю на личном примере.
8. Учусь слушать и слышать детей.
В своей работе учителя следую следующим принципам:
воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих, патриотических, гуманистических ценностей;
гармоничное сочетание педагогических прав и обязанностей;
целостность и гармоничность учебно-воспитательного процесса;
свобода выбора методики обучения и воспитания в рамках государственных образовательных стандартов;
соблюдение профессиональной этики, норм и правил поведения в рабочее и внерабочее время.

Основная часть
Развивая у учащихся познавательный интерес к русскому языку и к учению вообще, я сочетаю различные формы работы урочной и внеурочной деятельности, традиционные и нетрадиционные приемы - это позволяет мне в раскрытии способностей каждого ученика, содействует развитию творческой личности. Ведь именно на этом основывается и формируется познавательный интерес к предмету, который можно поддерживать только тогда, когда работа производится регулярно и систематически, а не от случая к случаю. Стремление к активной мыслительной деятельности и к новым знаниям особенно возрастает, когда формы и методы разнообразны.
На собственном опыте убедилось, что усвоение нового материала учащимися происходит механически и держится в детской памяти очень недолго. Между тем, даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.
Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношении детей к русскому языку, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, смекалки, зрительной памяти. Задания занимательного характера обеспечивают повторение и закрепление материала по основным разделам грамматики, знакомство с важнейшими вопросами по лексике, обогащению словарного запаса учащихся.
Все эти годы, учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, я накапливала материал, который помогает разнообразить урок, делает его запоминающим, эмоциональным, и пришла к выводу, что только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
В игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. Важно только, исходя из целей урока, найти форму игры, чтобы способствовать усвоению материала и развивать творческие возможности детей.
Из всего количества игр апробированных мной на практике учащимися больше нравятся следующие:
«Переводчик» (кто быстрее найдет иноязычные слова и заменит их русскими, кто быстрее найдет старославянизмы и заменит их русскими), «Перевертыши»
(заменить в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном, синонимы заменить антонимами и наоборот),«Шеренга» (расставить синонимы в порядке возрастания признака), «Аукцион» (написать как можно больше фразеологических оборотов на определенную тему, существительных ед. ч и т.п.), «Эстафета» ( две команды: одна команда пишет слова с суффиксом –чик-, другая с суффиксом –щик- и т.п.), «Допиши слова» ( 2 команды. Задание «восстановите слова» ------шка------, --жка------), «Эрудит» ( раскрыть значение слов), «Диктор» ( расставить ударения и произнести правильно слова), «Ход конем» ( Если при взаимопроверке у учащегося были выявлены какие-либо орфографические или пунктуационные ошибки, он может подготовить проверяющему карточку на данные правила и повысить свою оценку), «Кушать подано» ( играли в старших классах:
официанты принимали заказ, посетители выбирали блюдо, выходили к доске и вставляли пропущенные орфограммы: пиро..ки с печ..нкой, сви..ая отбивная, жаре..не к..льмары и т.д.)
Часто игры для урока придумывала в зависимости от ситуации. Заметила, что десятиклассники на переменах играют в простую игру «Крестики –нолики», и решила ее использовать на уроках русского языка.
Повторение темы « Правописание Н и НН»
Чугу..ымЖела..ыйОловя..ыйМоще..ыйПрекло..ыйРва..ыйПече..ыйНезва..ыйВзволнова..ый К сожалению, для современной школьной методики преподавания характерна недостаточность чувственно-образного представления учебной информации при избытке словесно-логического. Это значительно усложняет усвоение информации. Поэтому я использую различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ. А) Это стихотворные тексты, которые наряду с научными формулировками хорошо использовать на уроке, например,
Тема «О-Е после шипящих»:
В именных – за корнем ОЭто знаем мы давно
После корня у глагольныхБукву Е пиши спокойно
Тема «Неопределенные местоимения с кое-, -то, -либо, -нибудь»
Кое - либо, то - нибудь.
Черточку-то не забудь.
А частицы же, ли, бы?
Ты раздельно их пиши!
А частицы –ка, -таки?
Их легко запомнишь ты,-
Только фразу заучи:
«Скажи-ка все-таки!»
Всегда с трудом дается тема “Родительный падеж множественного числа существительного”
В русской сказке КолобокПо траве кататься могБез ботинок, без сапог,Без носок и без чулок.
Пять гектаров апельсинов,Яблок, груш и мандаринов,Баклажанов грядок пять,Помидоров не собрать.
Как-то по интернету я искала рифмовку на правило «Правописание корней –гор- - гар-; -зар- - зор-; -клан- - клон» и нашла переделанные детские песни почти на все орфограммы русского языка. Я очень обрадовалась такой находке, теперь с удовольствием использую детские песенки в работе с учащимися. Изучая очередную орфограмму, я раздаю детям текст песни, подкрепленный правилом, которое чаще изображено схематично.
Переделанная "Песенка львенка и черепахи" - муз. Г.Гладков - м/ф "Как львенок и черепаха пели песню"
Я на солнышке лежу,загораю иль горю?-гар- иль (-гор-), -зар- иль, (-зор-)?как писать, я не пойму.
Виной солнечный удар,    с ударением корень -гáр-,    без него в корне "о":    загорáю, но загáр.
Корень -зар-, наоборот,    ударение не берет.    Есть заря, нет двух зóрь -    хочешь верь, не хочешь — спорь.
Клáн, склонéние, наклóнклáняться, баклáн и склóн...Что за чушь с "а" и "о"внутри корня одного?
С корнем -клан- совсем легко,    в безударном всегда "о",    а ударит - не спрошу,    слышу как, так и пишу.
Я на солнышке лежу,Все вопросы отложу...Ложить, все-таки, иль класть?Ох, в дурдом бы не попасть.


-гор-
О -зор-
-клон-
-гар-
-зар- а
-клан-


Б) Очень нравятся учащимся рифмовки с действиями. Мы делаем сразу два полезных дела: запоминаем правило и отдыхаем (физминутка):
Тема «Второстепенные члены предложения»
Где, куда, зачем, откуда, почему, когда и как (хлопок руками и произносим) -
это обстоятельство.
Кого, чего, кому, чему, кем, чем, о ком, о чем (развили руки в стороны) -Это дополнение.
Какой, какая, который, чей (показали правой рукой волнистую линию) – это определение.
3743960544830 -184785213360Тема «Не в неопределенных местоимениях»
Некто, нечто, никогда
Слитно пишутся всегда.
-Браво! Браво!
Все вы правы.

А теперь пойдут направо Всем налево, где есть НИ.
Все, в ком есть частица НЕ. Только рук не разомкни.
1996440140970115824014097018669083820336804083820429196583820526351583820

1256665254635
Вот теперь скажите сами,
Почему частица НЕ
Оказалась, братцы, с вами?
81915863603263265142875

- Если пало ударенье на частицу, -Раз упало ударенье на ОСНОВУ,
Без сомненья Без сомненья
Пишется частица НЕ Пишется частица НИ
41795701003301002665100330
-В том согласен я вполне.


-Негде жить. –И сейчас, и во все дни.
Заняться нечем. –Никто не даст нам избавленья.
Неоткуда ждать звонка. Нигде травушка не колышется.
Некому писать. День приходит ниоткуда
И нечем любоваться нам пока. И уходит никуда.
Мир ничей, как тот ручей
Ничья текучая вода.
В) Убогость слова, по выражению известного педагога В.А. Сухомлинского, это убогость мысли. А убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической «толстокожести». Чтобы сделать уроки русского языка занимательными, научить любить и чувствовать слово, родной язык мне помогает и такая форма как ИГРЫ В РИФМЫ. Уже доказано, что вкус к слову лучше всего воспитывать именно на поэзии.
Тема «Правописание ь и Ъ знаков»:
Первого слова значенье –
Музыкальное произведение,
Слово второе – вид краски,
Типичный товар канцелярский (Туш – тушь)
Тема «Омонимы»
Первое – настроение,
Второе – лесное растение,
На сковороде и в супе угощение. (Грусть – груздь)
Мы в кондитерском изделии
Ударение изменим.
Превращения итог –
Симпатичнейший цветок. (Ирис – ирис)
Г) Правила подкрепленные символами.
Конечно, без знания правил, эти символы работать не будут, и пользы никому не принесут. Почти неизвестное, неосвоенное вряд ли удастся воспроизвести. Символы помогают активизируют память.
Д) Лингвистические сказки.
Я их беру из книги Валентины Васильевны Волиной «Веселая грамматика», Р.С. Шамес «Забавные приключения в стране слов».
Летом «путешествуя» по интернету, я нашла лингвистическую сказку к теме «Правописание приставок пре- - при-» и, конечно, воспользовалась сказкой, преобразив ее в игру «Моментальное кино» с включением игры «Кто больше», пантомимы.
Лингвистическая сказка (читают два учащихся, трое учащихся ( класс, поделенный на две группы) выполняют действия по ходу чтения сказки:
Жили-были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка пре- очень добрая, очень гордая, очень серьезная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая. Приставка пре- дочь приставки пере-, она очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву е. Благодаря сходству в значении она может заменять пере- в глаголах: перегородить – преградить, переступить – преступить.
Вывод:
По смыслу ПРЕ = очень = ПЕРЕПриставка при-  – хорошо воспитанная барышня. Покажите разницу в выполнении действий.
Не топнет, а притопнет,Не сядет, а присядет, Не откроет, а приоткроет.
Вывод: (покажите жестом с помощью ладоней) Она все делает “ чуть-чуть” – неполное действие. У нее есть такие значения:
“друг к другу” – присоединение,
“близко” – приближение,
“около” – близость.

Стихотворная форма (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и т.д.) благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку.
Как- то при изучении темы «Правописание сложных существительных» я прочитала детям стихотворение, им оно понравилось.
Вот оно: Я пришел из школы; мамы дома нет.
На столе оставлен для меня обед:
Полбатона хлеба, полсудка борща,
И на сковородке, ровно пол-леща.
Пол-арбуза с тортом, апельсин с халвой
Я еще не мертвый, но полуживой.
Я не ем уж полнедели, я не сплю уж пять ночей,
У моей постели ровно пол-Москвы врачей.
Дети долго смеялись, быстро запомнили правописание данной орфограммы и попросили чаще читать им подобные стихотворения. С тех пор юмор стал для меня хорошим помощником на уроках русского языка.
Познакомившись с методическим пособием к учебнику русского языка под редакцией С.И. Львовой, я осталась довольна, т. к в нем часто встречаются юмористические стихотворения, помогающие закрепить изученный материал. А самое главное теперь мне не надо тратить время на их поиски.
Как показывает опыт, нетрадиционный урок активизирует деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке.
Чаще всего нетрадиционные уроки я провожу во время обобщения и систематизации знаний в форме путешествия, лабиринта, брейн-ринга, соревнования, следствия.
Теоретические знания на таких уроках становятся необходимыми для преодоления препятствий и непременным условием для выхода из трудной ситуации. Обобщение изученного материала по трудным темам морфологии становится интересным, увлекательным и познавательным, а изученному материалу придаётся системный и комплексный характер.
“Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли, - писал К.Д. Ушинский.
Такая активная мыслительная деятельность в процессе приобретения обучающимися знаний и навыков по русскому языку возможна лишь при условии самостоятельности обучающихся в работе. При такой работе дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
Эти умения не заложены от природы, их надо развивать у обучающихся. Психологами установлено, что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, тренируют обучающегося в принятии решений, формируют умение защищать свои решения и мнения, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца. Поэтому самостоятельную работу учащихся я практикую на каждом уроке. Выдвигая перед обучающимися какую-либо задачу, я требую от них обоснования ответов, приведения доказательств их правильности.
Часто я даю разноуровневые задания. Они помогают объективно оценить знания учеников, вовремя ликвидировать пробелы.
Тема «Правописания окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах» Карточка. Уровень №1Вставь пропущенные окончания. В тяжёл____ рюкзаке С тяжёл____ рюкзаком В зимн___ бору Перед зимн____ бором Под хрупк____ льдом На хрупк____ льду
Карточки . Уровень №2.Выпиши словосочетания: прил. + сущ. Ставь прилагательное в нужную форму. Речка покрыта (толстый) льдом. Мальчик заблудился в (дремучий) лесу. Охотник долго бродил в (еловый) лесу. На (скользкий) камне сидела ящерица. Со (звонкий) шумом бежал ручей. (Поздний) вечером мы возвращались в лагерь.Карточки. Уровень №3.
Образуй прилагательные от имён существительных. Поставь имена прилагательные в форму предложного и творительного падежа. Выдели окончания.
Тяжесть, старина, высота, синева, доброта, зима, вечер.
Проверить правильность, используя ключ. Оцени свою работу.
В системе самостоятельной работы я использую упражнения, основанные и на зрительных, и на слуховых, и на моторно-двигательных восприятиях. Это и упражнения учебника, и разнообразные виды обучающих диктантов, и грамматические разборы и упражнения творческого характера и т. д., например:
Тема «Приставки на з(с)»
Пользуясь таблицей, сформулируй правило правописания буквы з-с на конце приставок.
зс
Изгибаться
Возбудить
Взвалить
Бездомный
Низводить
Обездолить
Разгрузить источник
воспеть
вспомнить
бескорыстный
нисходить
обеспечить
распахать
Графически объяснить выбор гласнойпосле шипящей в корне, суффиксе, окончании.
тихий ш..пот,ровный ш..в,солнечным луч..м, темной туч..й,выпал снеж..к, плюш..вый медведь,освещ..нный светом,выкраш..нная скамейка.
Карточка №1
Выпишите из данной группы слов иноязычные слова и назовите те признаки, которые указывают на их иноязычное происхождение.
Аквамарин, грамота, добросердечный, диалог, жаворонок, зипун, иней, конфета,
Каменный, экран, корень, капюшон, лапша, перемена, фойе.
Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.
Зар..сла тр..пинка, предл..гать маршрут, высказать предпол..жение, полезные водор..сли,
р..стить крыж..вник, щ..тка для волос, морские границ.., редакц..я газеты, ц..ркач лихой,
уц..пился за палку, любоваться ц..плятами.
Соотнесите слово с соответствующим ему лексическим значением, вставьте пропущенные буквы
Пр…бывать к станции А граница, рубеж
пр…дел находиться
пр…ёмникдать приют, проявить заботу
пр…емникдобавление к чему-то, пристройка
пр…бывать в городе не переставая
пр…зреть сироту осуществить мечту, перевести в дело, в жизнь
беспр…станнопринимающий сигналы
новый пр…дел последователь, перенимающий что-то от другогопр…твориться приближаться
пр…творить в жизнь принять иной вид
пр…терпеть лишения событие, переходящее из разряда значимого в повседневное
пр…ходящее явление вынести, перетерпеть
Тема «НЕ с глаголами» Творческий диктант
Замените развернутые определения понятий синонимичными, состоящими из одного слова:
Сомневаться, удивляться, не понимать (недоумевать).
Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие (негодовать).
Испытывать к кому-нибудь чувство сильной вражды (ненавидеть).
Принуждать, заставлять делать что-нибудь против воли(неволить).
Заменить утвердительное предложение отрицательным, вставляя перед глаголом не:
1.Умеешь побеждать трудности – добьешься своей цели. 2. Занимаешься
спортом – укрепляешь свое здоровье. 3. Посеешь – соберешь урожай.



Считаю, что усвоение детьми правил орфографии и пунктуации (всех одновременно, а не поэтапно) происходит во много раз быстрее и эффективнее, если у них есть возможность постоянно обращаться к правилам по ходу работы, легко и быстро ориентироваться в самих правилах, находить нужное, не роясь в книге. Поэтому я составляю задания по группам ( правописание корней, правописание суффиксов, правописание приставок, правописание окончаний, знаки препинания в простом предложении, деепричастие и т.д.) и к ним в компактной и лаконичной форме справочные материалы (таблицы и схемы по разделам русской орфографии и пунктуации). Предлагаемые таблицы и схемы позволяют учащимся не только запомнить правила, но и «подсказывают», как быстрее и лучше выполнить задание. Для выделения особенно важных моментов используется красный цвет: он, как и соответствующий сигнал светофора, предупреждает: «Внимание – трудный случай! Надо запомнить!».
Данные задания помогают вспомнить, повторить, обобщить, систематизировать сведения по орфографии и пунктуации. Надо отметить, что дети выполняют их уверенно, т.к. перед ними лежат справочные материалы.
Так, например, справочные материалы хорошее подспорье на обобщающих уроках.
Справочный материал по теме «Наречие»
Наречие - самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы где? куда? зачем? с какой целью? как? когда? и др. Наречия не изменяются. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.
Наречия присоединяются к глаголам причастиям деепричастиям
(стоять прямо) ( приехавшая сегодня) (крича громко)
Наречия могут сочетаться ссуществительными прилагательными наречиями
(дом (какой?) напротив) (чрезвычайно интересная (насколько?) (слишком быстро (насколько?) В предложении наречия обычно бывают
(пронизывает насквозь) (в доме напротив) (на улице жарко)
Смысловые группы наречий
обстоятельственные определительные
образ действия: как? каким образом? мера и степень, качество, способ дейст-
время: когда? с каких пор? до каких пор? вия: сколько? во сколько? на сколько?
место: где? куда? откуда в какой степени? в какой мере?
причина: почему?
цель: зачем?
указательные неопределенные вопросительные отрицательные
(здесь, там, тут и др.) (где-то, куда-то и др.) (когда? зачем? где?) (нигде, никуда, и др.) Степени сравнений наречий на –о(-е)
сравнительная превосходная
простая составная сочетание сравнительной степени
от исходной формы наречий наречия и местоимения всех

(внимательнее) (более внимательнее) (внимательнее всех)
Сравнительная степень имени
прилагательного Сравнительная степень наречия
Сказуемое, относится к существительному.
Каков? Какова? Каковы? Каково? Обстоятельство, относится к глаголу.
Как?

Буквы е и в приставках не- и ни-
Никогда Некогда



ее(-ей), -е-, -ше-
более

НЕ с наречиями на –о и –е
Слитно Раздельно
1.Не употребляется без не. 1. Употребляется без НЕ.
2. Нет противопоставления. 2..Есть противопоставление.
3. Нет слов отнюдь, вовсе, ничуть, далеко, совсем, 3. Есть слова отнюдь, вовсе, ничуть, далеко,
нисколько, никогда и др. совсем, нисколько, никогда, и др.
4.Можно заменить синонимом. 4. Нельзя заменить синонимами.
Одна и две буквы Н в наречиях на -о и –е
Столько же н сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы.
Наречие Краткое прилагательное
Краткое причастие
Класс сосредоточенно слушал
объяснения учителя.
(наречие относится к глаголу, можно заменить другим наречием внимательно, образовано от прилагательного – сосредоточенный) Лица всех были сосредоточенны,
серьезны.(сказуемое относится к существительному, сказуемое можно заменить полным прилагательным сосредоточенный, а в кратком пишется столько н сколько в полном) Войска были сосредоточены на равнине.
(можно заменить глаголом сосредоточились, следовательно, это краткое причастие, в котором пишется одна буква Н)
Буквы 0 и Е после шипящих на конце наречий
Певуче Искл. Еще Горячо
Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-.
А только с из , до, с О с любыми наречиями в тои числе
с из, до, с.
Досыта (от сытый – без приставки)
Доходчиво (от доходчивый_ с приставкой)
Дефис между частями слова в наречиях
Наречие
Прилагательное, местоимение
Как?
В лесу по- осеннему свежо и опрятно
По какому?
Я иду по осеннему лесу.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
Слитно Раздельно1. + -ую (вкрутую)
2. в, на_ + собирателбное числительное (вдвое, надвое)
3. Наречия с корнями верх, низ, глубь,
даль, высь, перед4. Наречия, образованные от прилагательного с помощью и :докрасна, донага 1.Но в открытую, на боковую, на мировую
2.+ собирательное числительное на –ых, -их
(на четверых)
по + собират. числит. (по двое)
3. + с гласной (без оглядки, до упаду)
4. Если слово сохранило некоторые падежные формы (под мышки, под мышкой, за границу, за границей)
Наречие Имя существительное Зависимое слово
высь (куда?) в высь (куда? во что?) чего? – неба
вдали (где?) в дали (где? В чем?) чего? - морявверху в верху чего? - дерева
вглубь в глубь чего? - леса
сначала с начала чего? – урока
наудачу на удачу какую? – случайную
Вывод: наречие обозначает только место, существительное с предлогом – место и предмет, вопрос к существительному – куда? во что?, обычно в тексте у существительного есть зависимые слова – прилагательное или другое существительное.


подчистую, позавчера, поименно, полушутя, поменьше, понапрасну,
понаслышке, поневоле, понемногу, поныне, поодаль, поодиночке, поочередно,
попарно, пополудни, послезавтра, постольку, прежде;
по- всякому, по – иному, по –нынешнему, по –видимому,
бок о бок, точь – в – точь, видимо-невидимо, мало - помалу, незадолго, вокруг, недолго,сгоряча, спросонья, невзначай, сослепу, необузданно, невдомек, невзначай, ненароком, невдалеке, нисколечко, ничуть, нимало, напролет, в одиночку, вообще, в общем, вместе,в потемках, впотьмах, без вести, без толку, во что бы то ни стало, насмерть, впоследствии,
откуда, вскоре, насилу, нимало, ничуть, нисколечко, никак.

По- -ому, -ему, -и -то, -либо, -нибудьВо-, в - -ых, -их
Кое еле-еле

Наречие. Имя существительное. Зависимое слово
высь (куда?) в высь (куда? во что?) чего? – неба
вдали (где?) в дали (где? В чем?) чего? - морявверху в верху чего? - дерева
вглубь в глубь чего? - леса
сначала с начала чего? - урока
наудачу на удачу какую? – случайную
Вывод: наречие обозначает только место, существительное с предлогом – место и предмет, вопрос к существительному – куда? во что?, обычно в тексте у существительного есть зависимые слова – прилагательное или другое существительное.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Вскачь, сплошь настежь уж, замуж, невтерпеж (искл.)

Запомни!
Потом, поэтому, поближе, побоку, поверх, повсюду, подолгу, подчас,
подчистую, позавчера, поименно, полушутя, поменьше, понапрасну,
понаслышке, поневоле, понемногу, поныне, поодаль, поодиночке, поочередно,
попарно, пополудни, послезавтра, постольку, прежде;
по- всякому, по – иному, по –нынешнему, по –видимому,
бок о бок, точь – в – точь, видимо-невидимо, мало - помалу, незадолго, вокруг, недолго,сгоряча, спросонья, невзначай, сослепу, необузданно, невдомек, невзначай, ненароком, невдалеке, нисколечко, ничуть, нимало, напролет, в одиночку, вообще, в общем, вместе,в потемках, впотьмах, без вести, без толку, во что бы то ни стало, насмерть, впоследствии,
откуда, вскоре, насилу, нимало, ничуть, нисколечко, никак.
Ж --------- ьЖ --------- ь Ш Ч---------ь


Задания по теме наречие.
Карточка1.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Когда мне исполнилось шестнадцать лет, родители решили отправить меня на лето к тетушке, смолоду жившей в лесничестве неподалеку от реки Белой. (2) сызмала я часто и подолгу жил у нее, и мы с ней были по-настоящему друзьями.
(3)Но в течение трех последних лет нам никак не удавалось увидеться, и теперь я заранее радовался, что увижу тетушку, которая давным-давно ждала меня. (4) Мне поручили самому сообщить ей о приезде, но я решил держать мои намерения втайне, чтобы застать ее врасплох.
(5)Поезд прибыл на стацию поутру. (6) Вскоре я уже был у ворот конторы лесничества и издали заметил свою тетю Полю, кормившую цыплят. (7) Какие-нибудь три шага отделяли меня от нее, и я уже представлял себе, как крепко-накрепко обниму ее. (8) Но неожиданно откуда-то выскочила огромная овчарка и, оглушительно залаяв, в два прыжка достигла тетушку. (9) Я вскрикнул от страха, старушка с перепуга выронила и вдребезги разбила тарелку с кормом, цыплята бросились врассыпную.
(10) Тетушка сначала навзрыд заплакала от испуга и радости, а потом без устали начала задавать мне вопросы, на которые я, донельзя смущенный, отвечал невпопад. (11) Прошла неделя. (12)Насилу мне удалось завоевать расположение Рекса. (13) Умный пес был вправе не вполне доверять мне.
(По М. Пришвину)
1.Укажите словосочетание, в котором наречие с частицей НЕ пишется раздельно.
1) жившей (не ) подалеку 2)(не) вполне доверять
3) выскочила (не) ожиданно 4) отвечал (не) впопад
2.В каком ряду оба слова пишутся слитно?
1)(в) тайне, (на) цыпочках 2) (в) рассыпную, (без) устали
3)(на)взрыд, (с)перепуга 4)(в)расплох, (с)начала
3.Укажите, каким членом предложения является слово смолоду (предложение1).
1)обстоятельство 2) дополнение
3)подлежащее 4) определение
4. Укажите какое наречие образовано от прилагательного.
1)сызмала(предложение2) 2)втайне(предложение4)
3)поутру(предложение 5) 4)врассыпную (предложение9)
5. Укажите способ образования наречия по-настоящему (предложение 2)
6.Напишите цифрой, сколько наречий имеется в десятом предложении текста.
7. В предложениях 4-5 найдите сложное наречие, состоящее из двух близких по смыслу слов. Напишите это наречие.
8. В предложениях 6-8 найдите наречие места. Напишите это наречие.
9. Из 10 предложения выпишите слово, в котором буква А в конце слова не является окончанием.
10. В предложениях 9-10 найдите наречие, имеющее две приставки, корень и два суффикса. Напишите это наречие.
Для быстрого контроля знаний в старших классах часто использовала такую форму: Дети писали только букву из приставки ( первый столбик – первая строчка и т.д.)
Бе..болезненнный бе..цельный и..бежать
В..дыхать ..бить и..портить
Бе..жалостный в..крикнуть в..дернуть
Бе..шумный ра..носить ра..писание
И..кусать ра..двинуть бе..печныйРа..валиться в..порхнуть бе..граничный
Ра..жимать ра..мотреть ..дать
Ра..гадать бе..конечный и..далека
Ответ: ззз сс ззз ссс зз ссс зс зс с зс з В средних классах часто использую выборочно- распределительное письмо. Каждому на карточках даю текст. В нем учащиеся находят слова с пропусками, определяют орфограмму и распределяют слова по группам. Это способствует лучшему усвоению орфограмм.
Слова с чередованием, написание которых зависит от суффикса - а - Слова с чередованием, написание которых зависит от ударения. Слова с чередованием, написание которых зависит от согласного. Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Учащиеся с удовольствием пополняют банк проверочных работ карточками собственного изготовления, подходя творчески к заданию и оформлению.
Работа со словарными слова является обязательной на каждом уроке русского языка. Эту работу можно сделать более эффективной и интересной.
К изучению словарных слов я подхожу дифференцированно: в первую очередь я знакомлю учащихся со словами, часто употребляемыми в речи, а затем включаю слова с непроверяемыми орфограммами в различные виды упражнений в течение всего учебного года. Учащиеся усваивают словарные слова, а сам процесс усвоения исключает томительное однообразие.
Кроме того использую такие формы, как:
-создание слов-иллюстраций;
- игры:
«Кто больше» ( Записать на доске изученные слова, прочитать их по слогам, в течение минуты учащиеся запоминают слова, закрыть доску, две минуты на запись слов, подсчет и проверка, открыть доску – взаимопроверка или проверка – оценка: «5» - правильно 10 слов, «4» - правильно 8 слов, «3»- правильно 7 слов.
«Цепочка» (учащиеся прошлого выпуска любили эту игру, она строится по принципу игры «Города»: газификация – январский –идеал – лаборатория. В конце каждой четверти я им распечатывала в алфавитном порядке словарные слова, изученные за четверть, первые дни во время игры они пользовались распечаткой, потом называли слова по памяти.
«Следопыт» (Учащиеся должны выбрать правильный ответ, после этого проверить себя по словарю)
Слова ответы
Д..станция е и и
С..туацияе и е
Тр..вогаи е е
Ш..велитьсяи е и
Аквар..ум е и е
Пр..сутствоватье и и
«Поле чудес»
Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, или дорожка в саду, в парке (аллея).
Приспособление, служащее для излучения и приема радиоволн (антенна).
Военнослужащий артиллерии ( артиллерист).
Исполнительный, соблюдающий во всем порядок (аккуратный).
Гармоника с клавиатурой фортепьянного цвета (аккордеон).
-разгадывание кроссвордов, ребусов (дети с удовольствием составляли их сами);
-словарный диктант по картинкам.

Чтобы привлечь внимание старшеклассников к явлениям действительности, формировать неравнодушное отношение к событиям, происходящим в стране, формировать общечеловеческие ценности, развить орфографическую зоркость, внимательность, закрепить изученный материал давала газетные статьи. Ребята выполняли предложенные задания и попутно знакомились с интересными статьями. Получали различные задания на дом (работа с текстом, какой-либо из видов разбора или подобрать слова к объяснительному диктанту на определенное правило и т.п.). Особенно им нравилось работать с газетой «Копилка». В газете их привлекала колонка «Программа телепередач», там они часто находили новые для себя слова, неологизмы, жаргонизмы, опечатки.
Максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребёнка создает технология  проблемного обучения. Она содействует     развитию у учащихся   критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, возможности творчески осваивать  новый опыт, помогает в поиске и определению учащимися  собственных  ценностей, создает благоприятную социально-психологическую атмосферу, необходимую для признания опыта окружающими.    
        Все проблемы обучения значимы для человека и соотнесены с его внутренним миром. Они не имеют окончательного решения: каждый общающийся решает их для себя сам.
  Проблемы во многом пересекаются друг с другом, переходят из одной в другую. За счёт этого реализуется повторяемость материала,  происходит обучение всем видам речевой деятельности. Чем разнообразнее перечень проблем, тем больше личного опыта включается в общение.
На этапе восприятия нового учебного материала я создаю проблемную ситуацию, прошу детей сформулировать проблему самим, дать по возможности несколько формулировок.
  Создав проблемную ситуацию, стараюсь подобрать такую острую жизненную ситуацию, разрешение которой при встрече с ней учащихся было бы совершенно необходимым.
    Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
   Меняется роль учителя. Он выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
     В процессе проблемного обучения у детей появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.
Сегодня время техники, и я не могут не принимать это во внимание. Моя задача – помочь детям использовать компьютерные программы не только с развлекательной, но и с образовательной целью. Когда есть возможность, провожу уроки с компьютерной поддержкой. Использую презентации на разных этапах урока, т.к интерактивные методы хорошо способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия, позволяют мне работать с учащимися дифференцированно и индивидуально, дают возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Урок русского языка отличается большой интенсивностью и требует от учеников высокой концентрации внимания и напряжения сил. Я всегда помню о здоровье школьников и стараюсь создать такие условия, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать переутомления. Ещё В.А. Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”
Так как здоровье подрастающего человека становится главной проблемой современной школы, то новой учебной проблемой для меня будет «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы». Девизом станут следующие слова: « Давая знания, не отбирай здоровье…».
Здоровьесберегающие технологии «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку, на распознавание ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ даёт возможность сэкономить время и провести урок интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению.
Сейчас я более активно включаю в учебный процесс здоровьесберегающие технологии:
- стремлюсь создать доброжелательную атмосферу в классе, которая
формирует у детей веру в свои силы, положительный настрой на учение,
пробуждение интереса к познанию;
- не допускаю стрессовых ситуаций;
- при появлении признаков утомленности, меняю вид деятельности: ввожу игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение небольших творческих заданий. Всё это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят;
-слежу за соблюдением гигиенических требований (тепло, свет, чистота, проветривание помещения);
- предлагаю выполнить творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций и одновременно отдыху ребят;
- на каждом уроке обращаю внимание на правильную осанку и посадку учащихся;
- даю разноуровневые домашние задания;
- когда в расписании мои урок стоит за пределами продуктивных часов, то их планирование я осуществляю с учетом этих обстоятельств.
Теперь структурными элементами моих уроков выступают:
- приветствие;
- опрос самочувствия;
-релаксация;
- физминутки;
- рефлексия;
-прощание.
Первые минуты урока очень важны в эмоциональном плане, поэтому стремлюсь их сделать добрыми, приветливыми, дать положительный настрой.
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс.
Встали возле парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем.
И урок мы наш начнем.
Начнем работу с повторенья.
Ведь повторенье – мать ученья.
или
Добрый день всем!
Покажите умные глазки, ровные спинки.
Повернулись, поздоровались, улыбнулись от души.
Повернулись. Готовы ли мы к уроку?
Перед правилом использую сознательный настрой
Сколько правил!Правил сколько!С непривычки бросит в дрожь.Будь старательным и только!Будь внимательным и только!Все запомнишь, все поймешь!
или
Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает.
Для снятия усталости учащихся и повышения их работоспособности на уроке я провожу физминутки в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, коротеньких стихотворений, проговариваемых учащимися хором.
«Отдых наш- физкультминутка,Занимай свои места.Раз присели, два- привстали,Руки кверху все подняли.Сели, встали, сели, всталиВанькой- встанькой словно стали.А потом пустились вскачь,Словно мой упругий мяч.
Или
Вот мы руки развели,Словно удивились.И друг другу до землиВ пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Наклонились, выпрямились.Ниже, ниже, не ленись,Поклонись и улыбнусь
Или
Потрудились – отдохнём!
Встанем – глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Физминутки способствуют смене позы и характера деятельности, двигательной активностью, которая снимает утомление и восстанавливает эмоционально положительное состояние.
  В 5 классе я их проводила по типу игр с залом, сейчас ориентируюсь на тему и по ходу урока придумываю физминутку, например:
Тема урока «Буквы з-с на конце приставок».
На доске написаны слова:
Разбежался, сделать, расписание, бесшумный, безжалостный, испечь, возделывать, воззвание, восстание.
Если на конце приставки пишем з - повернуться друг к другу лицом и хлопнуть в ладоши, если пишем с – присесть.
Тема «Имена собственные и нарицательные»
На доске написаны слова:
Если названные мною слова имена собственные – поднимайте руки вверх, если нарицательные – приседайте: Никита, слон, пенал, Ростов, воробей, Мурка, тетрадь, Зимний дворец, журнал «Юный натуралист», фильм.При фонетическом разборе любого слова.
Приседаем столько раз, сколько звуков в слове солнечный.
Подпрыгиваем столько раз, сколькими буквами записано это слово.
Наклонились столько раз, сколько букв в слове цветок.
Потянитесь столько раз сколько звуков в этом слове.
Тема «Имя прилагательное»
На рынке громкий разговор:
– Это красная?– Нет, черная?– А почему белая?– Потому, что зеленая?
(Хлопки на прилагательные)
Так как в школе растет количество детей с различными заболеваниями глаз, искривлением позвоночника, я включаю физминутки для профилактики нарушения зрения, осанки.
Для глаз.
Рекомендуемые упражнения:1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;2. Горизонтальные вправо-влево;3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную.Предлагается глазами « нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
В интернете я нашла «Электронные физминутки для глаз», и у самой появилось желание разработать подобные физминутки.
Для развития интеллекта я использую упражнения для пальчиков (Под счет 1, 2, 3, 4 и 4, 3, 2, 1 большой пальчик последовательно надавливает на подушечку указательного, среднего, безымянного, мизинца)
На весь день заряд активности дает массаж активных точек на ухе
поэтому, массируя их, можно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши « горели».
Физминутки помогают моим учеников быть жизнерадостными, активными, любознательными, да и процесс усвоения знаний дается намного легче. Пропагандируя среди детей здоровый образ жизни, рекомендую строго соблюдать режим дня, спрашиваю детей о том, как прошел их день, объясняю, как влияет нарушение элементов режима дня на организм. Например, если шестиклассник уснул на час позже, то на следующий день он не усвоит 30% знаний, а если уснул на два часа позже – 60% знаний. 

Последние этапы урока тоже стремлюсь сделать запоминающимися
- Подведем итог нашего урока. Чему он нас научил?
(Ответы детей)
- Что запомнилось и заинтересовало на уроке больше всего?
- Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников)
- Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?
- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, насколько сегодня вы:
1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
2) разобрались с темой урока;
3) умеете применять свои знания.
(Сидят за партами – плохо, слабо; просто стоят – хорошо;стоят, руки вверх – отлично) или
- Кто готов подвести итоги нашего путешествия по стране русского языка, поделиться своими впечатлениями? Может быть, кто-то хочет сказать доброе слово о работе своего одноклассника?
С 2009 года я веду уроки русского языка по учебникам под редакцией С.И. Львовой. УМК С.И. Львовой состоит из трех частей, первые две части - непосредственно учебник, в третьей - содержатся справочные материалы: различные словари, образцы всех видов разборов, цветные репродукции. Содержание УМК соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.
Книги С.И. Львовой и В.В.Львова - это удачная попытка показать всю красоту и необходимость родного языка, освоение которого продолжается всю человеческую жизнь. Ребенок одновременно учится говорить, мыслить, слушать, а вскоре и читать, и эти процессы взаимосвязаны и неразрывны.  Практически каждый урок по программе С. И. Львовой – это урок развития речи. Большое внимание в учебнике уделяется созданию собственных текстов.   Сочинения-миниатюры, в основном это сочинения-рассуждения, помогают учащимся формулировать и выражать собственную Я-позицию, задумываться о насущных вопросах жизни, делать выбор и осуществлять рефлексию.  Устные и письменные высказывания по картинкам, фотографиям, сочинения по данному началу и другие – все это тщательно продуманная методическая система, которая обеспечивает речевую направленность курса. Хорошо подобранные тексты из лучших образцов русской классической и современной литературы служат не только учебным материалом, но и открывают все богатство и совершенство русского языка, а заодно пробуждают интерес к художественной литературе. Разнообразные по стилю и жанрам, они заставляют школьника невольно задуматься над главными понятиями жизни.  В учебник включены тексты для изложений, которые представляют собой отрывки из произведений писателей, научно-познавательные статьи, отобранные с учётом всех необходимых требований, заключают воспитательные аспекты; тексты размещены так, что работу по развитию речи можно тесно связать с изучением разделов науки о языке; содействуют успешному решению орфографических и пунктуационных задач. Центральной единицей обучения является текст как речевое произведение. Он становится объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён.
Повышению уровня языковой культуры, обогащению словаря учащихся способствуют такие виды работ, предлагаемые учебником, как письмо по памяти. Это один из эффективных видов работы для развития речи.
Обогащение словаря школьников является одним из направлений в развитии речи. Систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, даёт возможность не только укрепить разнообразные речевые умения, но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой.     Учебный материал даётся преимущественно в системно-блоковом виде, часто предлагаются «опорные схемы» различной цветовой гаммы, оформленные в виде таблиц, чертежей. Подобные схемы помогают довести представление по изученной теме до формирования понятий, устойчивых навыков. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли и действия.     На первый взгляд, теоретический материал кажется очень объёмным, но в параграфах содержится не только новая для учащихся информация, но и уже известная. Такой подход к предъявлению теории позволяет учителю использовать при изучении нового различные виды упражнений. Перед теоретическим материалом даются вопросы, которые способствуют развитию критического мышления.    Любая страница учебника – знакомство с окружающим миром. В учебнике содержится огромное количество цветных репродукций, фотоколлажей, фотографий, на которых изображены обычные дети в самых различных жизненных ситуациях. При таком подходе уроки русского языка становятся не просто уроками правописания и грамматики, а уроками, на которых ребёнок учится думать.  Много внимания уделяется вопросам этимологии, широко представлены сведения по истории языка, информация о русских учёных- лингвистах. Это особенно актуально, поскольку в олимпиадных заданиях и заданиях по ЕГЭ обязательно есть вопросы, касающиеся истории языка.    Реализации межпредметных связей в обучении способствует выполнение заданий типа «На уроке…», «Язык и литература» В ходе работы с подобными упражнениями у ребят формируются общенаучные умения и навыки: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные; развивается умение устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.   Трудные, с точки зрения написания, слова предлагаются в упражнениях «Орфографический минимум». В данных упражнениях реализуются межпредметные связи, в заданиях предлагаются термины из разных областей наук.    Особое внимание уделяется вопросам речевого этикета, задания по культуре речи – основное условие формирования навыков использования языковых средств в разных ситуациях общения.    Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это в выделении дополнительного материала, который является необязательным для усвоения всеми учащимися, и в делении упражнений по уровням (красным цветом отмечаются упражнения повышенной сложности). Разнообразие учебных заданий, интересные тексты, деление упражнений по уровням позволяет не только дифференцировать обучение, но и применять групповые формы работ, что способствует формированию коммуникативной компетентности школьников.
 Рабочая тетрадь предлагает систему проверочных заданий для организации самостоятельной работы учеников и навыков самоконтроля. Задания составлены таким образом, что правильность выполнения каждого из них может быть проверена и оценена самими учащимися.

В своей практике применяю диагностику, которая позволяет мне выявить интересы и склонности учащихся, отношение их к предмету, ко мне, помогает наметить индивидуальную работу с ними, работать над пробелами, искать дополнительные средства, стимулирующие развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования. И как следствие, требуется изменение содержания образования и совершенствование профессионализма учителя. В первую очередь это целеустремленность, компетентность, нестандартный подход к решению педагогических задач и внутренняя мотивация на творческую педагогическую деятельность. Стараюсь отвечать современным требованиям, поэтому посещаю уроки коллег, занимаюсь самообразованиям, участвую в школьных районных конкурсах, предметных школьных неделях, заседаниях МО естественного цикла, в коллективе педагогов пропагандирую здоровьесберегающие технологии, организую внеурочную деятельность, являюсь руководителем кружка «Оптимисты».
Заключение

Научив детей по-новому воспринимать родной язык, сформировав у них интерес, внимание, бережное отношение к своей и к чужой речи, я уверена, что помогу им увидеть по-новому и окружающий их мир, и пробудить интерес к познанию.
Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас), а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям.
Список использованной литературы
Волина В.В. Игры в рифмы/ Ред. Л.К. Семенова; Худ. А.Ю. Котова С.-Пб: изд-во Дидактика Плюс, 1997.
Долбилова Ю.В. Нестандартные и игровые уроки по русскому языку: 5-8 классы/Ю.В. Долбилова. -Ростов н/Д: Феникс, 2011.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических заведений, слушателей ИПК. –Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005г.
Русский язык. 5-11 классы: технология педагогических мастерских/авт. – сост. Л.А. Кобзарева. - Волгоград: Учитель, 2014.
Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы: нестандартные задания, рекомендации, уроки/авт.-сост. Н.М. Сулицкая (м др.) –Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель ИП Гринин Л.Е., 2014
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://spelling.siteedit.ru/lvenok/;
http://refoteka.ru/r-182979.html%;
http://wallit.ru/shkolniku/11-klass/doklad-ispolzovanie-zanimatelnosti-na-urokakh-russkogo-iazyka/