Творческий отчет по методической проблеме «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Творческий отчет по методической проблеме «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Учитель: Вальгер О.А.


За время работы в школе преподавателем по предметам «Русский язык» и «Литература» мною накоплен пусть небольшой, но все же опыт педагогической работы. Мною было отмечено отсутствие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы. Именно поэтому я выбрала тему «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».
К каждому из своих уроков я тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий. Для этого я изготавливаю наглядные пособия, подбираю раздаточный материал (карточки с заданиями, грамматические таблицы, схемы), выстраиваю работу на уроке так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу. Думаю, что все методы хороши, если заставляют ребят активно работать на уроке, помогают быстро и надолго усвоить материал. Не могу сказать, что существует какая-то система в моей работе, пока я в творческом поиске, но цель моей работы - научить, заинтересовать, разжечь желание и стремление узнать предмет глубже.
В своей работе стараюсь проводить комплексное обучение: развиваю речь (монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические, пунктуационные навыки. Уроки комбинированные и условно- комбинированные.
Урок начинается с орг. момента, на котором сообщаю его цель. Осознание цели позволяет активно включаться в работу. Большое значение уделяю повторению пройденного материала, для этого ввожу дополнительные задания на повторение изученного. Практически на каждом уроке проводится словарно- орфографическая работа, которая также служит для закрепления орфографических навыков. Далее идет объяснение нового материала. Мыслительная и познавательная деятельность активизируется при создании проблемных ситуаций (например, в виде опорных схем).
Для детей с более высоким уровнем знаний разрабатываю поисковые задачи, предоставляю возможность самим исследовать новый материал и составить опорную схему или таблицу, по которой они смогли бы его объяснить. Предоставив эту возможность, заметила, что не только сильные ученики справлялись с данным видом деятельности, но и к ним со своими идеями стали подключаться и остальные учащиеся.
Большое значение придаю анализу текста. Подбираю тексты с изучаемыми и пройденными орфограммами. Добиваюсь четких и грамотных ответов. Тем самым усиливается, на мой взгляд, зрительное восприятие орфограмм и пунктуации.
Важную роль отвожу творчеству детей. Очень нравится учащимся 7 класса самим составлять небольшие рассказы. Выбирается тема, предлагаю использовать слова на изучаемое правило. Практически все справляются с данной работой. Связно говорить и писать- это важные умения и навыки , приобретенные на уроках русского языка и литературы.
Детские творческие работы – замечательный материал для многосторонней аналитической работы учителя: можно наблюдать за подвижностью словарного запаса учащихся разных классов, уровнем мыслительных процессов, следить, как изменяется подход к отбору лексических и грамматических средств.
Конечная цель всех занятий по языку – научить школьников грамотно, связно, последовательно излагать как чужие, так и свои мысли, что практически необходимо каждому человеку. Для того чтобы эту цель осуществить наиболее успешно, развитием связной речи надо заниматься постоянно, в процессе изучения каждой темы.
В данной области использую традиционные формы проверки – изложения и сочинения. Изложение позволяет оценить различные стороны речевой подготовки учащихся: слушание, понимание и запоминание информации, усвоение речевых образцов, воспроизведение текста в логическом порядке. Кроме того, комплексно проверяются орфографические и пунктуационные знания, умения учащихся.
Работа над изложением охватывает все аспекты изучения русского языка, способствуя тем самым решению образовательных и воспитательных задач школы.
Грамотным в широком смысле слова считается тот человек, который может просто, доходчиво донести до другого свою мысль, последовательно и без ошибок передать ее в устной или письменной форме. Значит, работа по орфографии и пунктуации должна быть органически связана с развитием речи учащихся. Для этого я использую различные виды упражнений: подбор эпитетов, синонимов, антонимов, сравнений, построение предложений, письменные ответы на вопросы, составление деловых бумаг, различные виды творческих сочинений, редактирование текста, составление «Синквейнов»
На своих уроках я использую различные формы: работа в парах постоянного состава, работа с пакетом заданий по определенной теме, контрольные срезы, тесты. Такие формы самостоятельной работы способствуют развитию познавательных интересов у учащихся.

На уроках стараюсь провести все виды разборов, но разбор не ради разбора, а чтобы дети видели и поняли их практическую значимость. Использую в работе игровые и занимательные моменты. В 7 классе проводили урок- игру «Путешествие по Частиреченску» (урок-обобщение). Дети принимали очень активное участие в данном уроке. Я думаю, что сказывается возраст. Попробую разработать еще несколько таких уроков, только уже с привлечением учащихся.
На своих уроках я соединяю изучение русского языка с лингвистическими играми, предложенными педагогом О.Сальниковой.
Пусть для детей игра останется игрой, приятной паузой во время урока, способом переключиться на другой вид деятельности. А учитель, устанавливая правила игры, будет оценивать не только процесс, но и результат, сравнивая его с ожидаемым.
Наиболее распространённая и простая форма игры- это игра со словом. Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса, закрепление грамматических категорий.
Следует отметить, что в обучающих играх используется не только игровой метод как таковой. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать различные методы – анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др.
Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некоторую специфику. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения.

Для развития у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для межличностных отношений на уроках я использую групповые, парные формы организации учебной работы. Как известно, групповые, парные формы работы являются одним из условий формирования умений общаться, сотрудничать, имеют большое воспитательное и образовательное значение. Работая в группах и парах, учащиеся научились слушать друг друга, передавать знания, объяснять непонятное товарищу, а умение научить другого - это высокий показатель уровня усвоения материала
Особенно нравится ребятам работать в парах при взаимопроверке тетрадей с домашним заданием, а также при выполнении заданий поискового характера.
После изучения каждой большой темы я провожу контрольное тестирование. Тестирование позволяет быстро выявить уровень качества знаний у учащихся, а также указать на пробелы в знаниях.
Прежде всего - содержание обучения по предметам я стараюсь дать интересно и доступно каждому ученику. Это, конечно, не означает, что ребенок не должен думать, напрягаться при решении учебной задачи, но предоставление каждому права работать в собственном темпе, в соответствии со своими силами позволяет сохранять устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и чувство успеха.
Источником познавательного интереса является процесс деятельности. На уроках ученики не должны просто накапливать знания (им это не интересно), поэтому я побуждаю детей на уроках к активной деятельности. В своей практике я использую элементы технологии РКМПЧ. Характерными особенностями развитого критического мышления являются: оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Для систематизации полученных знаний я предлагаю ребятам самостоятельно (без помощи учителя) изготовить кластер. Такая работа помогает учащимся выявить свои знания, помогает упорядочить свои мысли, развивают логику.
Обучение действиям критического мышления дали положительные результаты. Кто-то из ребят научился применять в спорах аргументы, а некоторые могут видеть причинно-следственные связи и обнаруживать ошибки в них, устанавливать рациональные способы устранения ошибок.
Так же нередко на уроках я использую разноуровневые задания, при чем эти задания предлагаются не только при повторении пройденного материала, но и при изучении нового, в самостоятельных и контрольных работах.
При подготовке к урокам особое внимание я стараюсь уделять подбору материала и формированию заданий.
Дидактический материал подбираю, продумывая его воспитательное значение. Стремлюсь, чтобы каждое предложение способствовало развитию не только речевых и орфографических навыков, но и воспитанию дружбы, патриотизма и трудолюбия.
Те же задачи преследую и на уроках литературы. Мой постоянный вопрос: «Чему учит нас произведение?» Ребята с легкостью находят на него ответ, потому что видят главное. Этого можно достичь, я думаю, дав выразить свои чувства через рисунки, стихи или отзывы., которые пишут дети сами .Активизации познавательной деятельности на уроках литературы способствует и то, что мы не зацикливаемся на одном произведении по данной теме. Ребята ищут произведения других авторов, а, следовательно, читают больше. Конечно, я не могу сказать, что это делает весь класс, к сожалению, дети стали мало читать. Но есть один плюс-они слушают. Может быть хоть какое- нибудь произведение затронет их души . и они прочтут его на досуге.
Работа моя мне нравится. Каждый мой урок открывает мне что-то новое. К. Д. Ушинский говорил: «Учитель живет до тех пор, пока он учится».Так и я, методом проб и ошибок, накапливаю свой опыт, который, как я думаю, позволит моим ученикам научиться грамотно писать и говорить.







15