Авторская рабочая программа по физической культуре 5 класс по ФГОС. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №4
городского округа город Нововоронеж"»

РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО
НА ЗАСЕДАНИИ ШМО УЧИТЕЛЕЙ:

№ протокола___ "___" ________ 20__ г.


__________ ___________________
подпись Ф.И.О. руководителя ШМО


утверждено:
на педагогическом совете
протокол№1
Директор школы

______ __________________________
подпись Ф.И.О.директора школы

"____" ____________________ 20__ г.







Физическая культура
5 класс

рабочая программа




Автор - составитель:
Учитель физической культуры
высшей категории
Максимова Е. В.









г. Нововоронеж 2014 г.
Содержание

Пояснительная записка
1. Содержание учебного предмета
1.1. Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала
1.2. Содержание программного материала
2. Рекомендации.
3. Тематическое планирование
4. Результаты освоения учебного предмета
5. Материально-техническое программно-методическое обеспечение образовательного процесса..
6. Список литературы
Приложение «Общеразвивающие упражнения».
































Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; В.И. Лях «Физическая культура. Рабочие программы.
Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В. И. Ляха «Физическая культура 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2014; учебного издания из серии «Стандарты второго поколения»: Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 класс М.: Просвещение, 2012.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, - главная цель развития отечественной системы школьного образования.
Цель учебного предмета физическая культура - формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового и безопасного образа жизни, достигается посредством решения следующих задач:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своём предметном содержании направлена на:
реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями.
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.
расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности программный материал состоит из трех основных учебных разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы (двигательной) физкультурной деятельности» (операционный компонент деятельности) и «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел способствует освоению обучающимися жизненно важными навыками и умений, двигательных действий из программных видов спорта, а так же общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
При сохранении определенной традиционности в изложении практического материала школьных программ по видам спорта в программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим тематическим разделам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Прикладно-ориентированная подготовка», «Плавание», «Народные игры». В связи с тем, что нет оборудования для прохождения раздела «Лыжная подготовка», то этот раздел заменяется разделом «Кроссовая подготовка».
Для развития скоростных качеств, общей выносливости организма в 1 и 4 четверти отводиться по 9 часов на раздел «Лёгкая атлетика», по 5 часов на раздел «Кроссовая подготовка» и по 5 часов на раздел «Народные игры»
Уроки физической культуры проводятся в 1 и 4 четверти на открытом воздухе. Учащиеся занимаются в соответствующих температурным и погодным условиям спортивной одежде и обуви.
Для прохождения раздела «Плавание» обучающимся предоставляется городской бассейн.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Основная медицинская группа
В нее включают обучающихся без отклонений в состоянии
здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. Детей данной медицинской группы привлекают ко всем формам занятий физическими упражнениями, а также к сдаче контрольных нормативов, обучаются по программе в полном объёме. Им разрешается систематически заниматься в спортивных секциях, участвовать в соревнованиях.
Подготовительная медицинская группа
В нее включают обучающихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму. Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе. При этом дети и подростки, отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Соответственно школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. Для этого учителя физической культуры могут использовать секции общей физической подготовки, организуемые во внеучебное время, и другие формы занятий.
Специальная медицинская группа
В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями [необратимыми заболеваниями]).
Занятия по физической культуре со школьниками подгруппы «А» должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья (подгруппа «Б») нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК) под руководством и наблюдением врача ЛФК.
Ниже перечислены некоторые ограничения, накладываемые на занятия физической культурой в зависимости от наиболее часто встречающейся формы заболевания, а также рекомендуемые виды оздоровительных упражнений.

№ п/п
Заболевания
Противопоказания и ограничения
Рекомендации


Сердечнососудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.)
Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса, ускорением темпа движений.
Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя, ходьба, дозированный бег в медленном темпе.


Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.)
Упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса.
Дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха.


Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз)
Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждение тела
При проведении ОРУ особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (по специальному разрешению врача) ограничивается время пребывания в воде (5-10 мин – первый год обучения, 10-15 мин второй и последующие годы обучения)


Нарушения нервной системы
Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр и т.д.
Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения


Органы зрения
Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове
Упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз


Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени
Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки



1. Содержание учебного предмета

1.1. Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала

Раздел
Вид программного материала
Всего часов

Базовая часть
70

1.
Знания о физической культуре
3

2.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
3

3.
Физическое совершенствование:
64

3.1.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
4

3.2.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью:
60

3.2.1.
гимнастика с основами акробатики
12

3.2.2.
легкая атлетика
18

3.2.3.
кроссовая подготовка
10

3.2.4.
спортивные игры (баскетбол)
18

3.3
Прикладно-ориентированная подготовка
2

3.4
Упражнения общеразвивающей направленности
в процессе занятий

Вариативная часть
35

4.
спортивные игры (волейбол)
10

5.
6.
плавание
русская лапта
15
10


ИТОГО
105


1.2. Содержание программного материала

Раздел 1. Знания о физической культуре

Основная группа
Подготовительная группа
Специальная группа

Повторение ранее изученного материала.
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии.
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Осанка как показатель физического развития человека. Характеристика основных средств формирования правильной осанки и профилактика её нарушений.
Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств. Понятие силы, быстроты выносливости, гибкости, координации движений и ловкости. Основные правила развития физических качеств.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя гимнастика и её влияние на работоспособность человека.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.


Освоение данного материала способствует формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
познавательные: - ознакомление с историей зарождения и Возрождения Олимпийских игр, олимпийского движения; с физическим развитием человека и правилами развития физических качеств; режимом дня и закаливанием организма; правилами техники безопасности и оказанием доврачебной помощи;
регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу при развитии физических качеств; осуществлять итоговый и пошаговый контроль при планировании режима дня, выполнении УГГ, процедур закаливания;
коммуникативные: - уметь задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
личностные: - устойчивый познавательный интерес к изучению предмета.

Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Основная группа
Подготовительная группа
Специальная группа

Повторение ранее изученного материала.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой.
Составление комплексов (утренней зарядки, физкультминуток, подвижных перемен) из разученных упражнений. Организация досуга средствами физической культуры, характеристика занятий подвижными и спортивными играми, оздоровительными бегом и ходьбой.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием (длина и масса тела, окружность грудной клетки, осанка). Самоконтроль изменения ЧСС во время занятий физическими упражнениями.


Освоение данного материала способствует формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
Познавательные: - выполнение правил техники безопасности при самостоятельных занятиях физической культурой; самонаблюдение и самоконтроль;
Регулятивные: - умение самостоятельно заниматься физической культурой; уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; планировать пути достижения цели.
Коммуникативные: - уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности; использовать речь для регуляции своего действия; уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем; планировать общие способы работы;
Личностные: - стремиться наблюдать за своим физическим развитием; оценивать индивидуальное физическое развитие








Раздел 3. Физическое совершенствование

3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность.


Основная группа
Подготовительная группа
Специальная группа

Повторение ранее изученного материала.
Стрейчинговая гимнастика
Дыхательные упражнения.
Гимнастика для глаз.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.


Освоение данного материала способствует формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
Познавательные: - выполнение упражнений на развитие гибкости, укрепление ОДА, дыхательных упражнений, упражнений для глаз;
Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу при выполнении комплексов упражнений; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Коммуникативные: - уметь задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Личностные: - давать адекватную позитивную самооценку; проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению предмета.

3.2. Спортивно-оздоровительная деятельность
с общеразвивающей направленностью.

3.2.1 Гимнастика с основами акробатики

Основная группа
Подготовительная группа
Специальная группа

Повторение ранее изученного материала.
Организующие команды и приемы: построение и перестроение на месте и в движении; передвижение строевым шагом одной колонной.

Акробатические упражнения и комбинации: кувырок вперед в упор присев; кувырок вперед в группировку; кувырок назад в упор присев; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат; из упора присев перекат назад в стойку на лопатках.
Противопоказано учащимся с нарушением органов зрения.
Рекомендовано:
Комплекс упражнений лежа на гимнастическом ковре для укрепления мышц спины и брюшного пресса, развития гибкости
Противопоказано учащимся с нарушением органов зрения.
Рекомендовано:
Комплекс упражнений лежа на гимнастическом ковре для укрепления мышц спины и брюшного пресса, развития гибкости

Ритмическая гимнастика (девочки): стилизованные общеразвивающие упражнения; танцевальные шаги.
Противопоказано учащимся с нарушениями МПС, ССС, с осторожностью с ДС.
Рекомендовано выполнение упражнений под музыку среднего темпа, без учащения дыхания
Рекомендовано для учащихся с нарушениями нервной системы

Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла - с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед.
Противопоказано
Противопоказано

Упражнения на низкой перекладине: вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, завесом одной, двумя ногами из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».
Противопоказано учащимся с нарушениями МПС, ССС, ДС.

Противопоказано учащимся с нарушениями МПС, ССС, ДС.
Рекомендованы висы различным способом учащимся с нарушениями осанки

Прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Противопоказано учащимся с нарушениями МПС, ССС, ДС, органов зрения.
Рекомендованы невысокие прыжки в среднем темпе
Противопоказано учащимся с нарушениями МПС, ССС, ДС, органов зрения.
Рекомендованы невысокие прыжки в среднем темпе

Лазание:
по канату,
гимнастической стенке, гимнастической скамейке.


Противопоказано

Противопоказано


Освоение данного материала способствует формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
познавательные: - выполнение упражнений на развитие гибкости, ловкости, координации, укрепление ОДА, дыхательных упражнений, организующих строевых команд и приёмов; участие в соревновательно- игровых заданиях.
регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
коммуникативные: - уметь задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь работать в группе;
личностные: - давать адекватную позитивную самооценку; проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению гимнастики; знать основные морально-этические нормы.

3.2.2. Легкая атлетика

Основная группа
Подготовительная группа
Специальная группа

Повторение ранее изученного материала.

Бег: низкий (высокий) старт от 10 до 15м.
Бег с ускорением от 30 до 40м.
Скоростной бег до 40м.
Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин.






Бег на 1000м.
Кроссовый бег до 15 мин.
Противопоказано учащимся с нарушениями МПС.
Рекомендации: Задания выполняются в среднем темпе, количество повторений не более 5 раз.
Нагрузка (количество повторений и длина дистанции) дозируется индивидуально по самочувствию учащегося.



Противопоказано.
Противопоказано.
Медленная ходьба, переходящая в семенящий бег.
Дыхательные упражнения.
Перемещения различными способами (правым, левым боком, спиной вперед и т. д.)
Нагрузка дозируется индивидуально по самочувствию учащегося.


Противопоказано. Противопоказано.



Прыжки: в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги»;
в высоту с 3-5 шагов разбега способом «перешагивание».
Противопоказано учащимся с нарушениями МПС, органов зрения, ЖКТ, ОДА.
Рекомендации: Задания выполняются только на технику исполнения упражнения, количество повторений не более 5 раз.
Нагрузка дозируется индивидуально по самочувствию учащегося.
Задания выполняются только на технику исполнения упражнения, количество повторений 4- 5 раз.
Нагрузка дозируется индивидуально по самочувствию учащегося.

Броски: набивного мяча (2кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперёд-вверх.
Ловля набивного мяча (2кг) двумя руками после броска партнёра.
Противопоказано учащимся с нарушениями МПС, органов зрения, ЖКТ, ОДА.
Рекомендации – выполнять упражнения с большим облегченным мячом (волейбольный, баскетбольный)
Противопоказано

Метание малого мяча: на дальность, в коридор 5-6м, в горизонтальную и вертикальную цель (1х1м) с расстояния 6-8м, с 4-5 бросковых шагов.
Задания выполняются только на технику исполнения упражнения и на точность, количество повторений в серии не более 5 раз.
Нагрузка дозируется индивидуально по самочувствию учащегося
Задания выполняются только на технику исполнения упражнения и на точность, количество повторений 4- 5 раз.
Нагрузка дозируется индивидуально по самочувствию учащегося


Освоение данного материала способствует формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
познавательные: - выполнение упражнений на развитие быстроты, ловкости, силы, выносливости, координации, дыхательных упражнений, участие в соревновательно - игровых заданиях.
регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; планировать пути достижения цели.
коммуникативные: - уметь задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
личностные: - давать адекватную позитивную самооценку; проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению лёгкой атлетики; знать основные морально-этические нормы.

3.2.3. Кроссовая подготовка
Основная группа
Подготовительная группа
Специальная группа

Равномерный бег до 20мин. Бег в гору. Преодоление препятствий. Подвижные игры.
Противопоказано учащимся с нарушениями МПС.
Рекомендации: Задания выполняются в среднем темпе, только на технику исполнения упражнения.
Нагрузка (длина дистанции) дозируется индивидуально по самочувствию учащегося

Противопоказано учащимся с нарушениями МПС.
Рекомендации: Задания выполняются в среднем темпе, только на технику исполнения упражнения.
Нагрузка (длина дистанции) дозируется индивидуально по самочувствию учащегося


Освоение данного материала способствует формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
познавательные: - выполнение упражнений на развитие выносливости организма, укрепление ОДА, дыхательных упражнений, участие в подвижных играх.
регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;
коммуникативные: - уметь задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
личностные: - давать адекватную позитивную самооценку; проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению предмета; знать основные морально-этические нормы.


3.2.4. Спортивные игры (баскетбол).

Основная группа
Подготовительная группа
Специальная группа

Повторение ранее изученного материала.

Баскетбол: стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника. Ведение мяча различными способами; Броски одной и двумя руками с места и в движении без сопротивления защитника. Вырывание и выбивание мяча. Комбинации из освоенных элементов Игра по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Рекомендовано всем учащимся, ограничивать время игр и контролировать эмоциональную нагрузку у учащихся с нарушениями нервной системы.
Рекомендации: Задания выполняются в среднем темпе, с незначительными усложнениями, только на технику исполнения упражнения.

Рекомендовано всем учащимся, ограничивать время игр и контролировать эмоциональную нагрузку у учащихся с нарушениями нервной системы.
Рекомендации: Задания выполняются в среднем темпе, без усложнений, только на технику исполнения упражнения.



Освоение данного материала способствует формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
познавательные: - обучение технико-тактическим действиям в спортивных играх; игра по упрощенным правилам; участие в соревновательно - игровых заданиях;
регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений; устанавливать целевые приоритеты; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; планировать пути достижения цели.
коммуникативные: - уметь задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
личностные: - давать адекватную позитивную самооценку; проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению спортивных игр; знать основные морально-этические нормы.

3.3. Прикладно-ориентированная подготовка

Основная группа
Подготовительная группа
Специальная группа

Передвижения различными способами по пересеченной местности, пологому склону; спрыгивания и запрыгивания; лазание и перелазание с грузом и без; прыжки через препятствие.
Противопоказано учащимся с нарушениями МПС, органов зрения, ЖКТ, ОДА.
Рекомендовано выполнять передвижения в спокойном темпе (шагом), с незначительными усложнениями.
Нагрузка дозируется индивидуально по самочувствию учащегося.
Рекомендовано выполнять передвижения в спокойном темпе (шагом), без усложнений, с включением дыхательных упражнений.
Нагрузка дозируется индивидуально по самочувствию учащегося.

Освоение данного материала способствует формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
познавательные: - выполнение различных передвижений, лазания, перелезания, прыжков через препятствия; соревновательно - игровые задания;
регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений; устанавливать целевые приоритеты; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;
коммуникативные: - уметь задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;;
личностные: - давать адекватную позитивную самооценку; проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению предмета; знать основные морально-этические нормы.

Вариативная часть
4. Спортивные игры (волейбол)
Основная группа
Подготовительная группа
Специальная группа

Волейбол:
стойка игрока Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Ходьба, бег и выполнение заданий. Подводящие упражнения для выполнения верхней прямой подачи; передача мяча двумя руками сверху через сетку; передача мяча после перемещения; в парах на месте и в движении; прием мяча; прямой нападающий удар (с собственного подбрасывания, подбрасывания партнера; с одного шага разбега; с трех шагов разбега). Тактические действия; правила игры; игра «Пионербол» с элементами волейбола.
Рекомендовано всем учащимся, ограничивать время игр и контролировать эмоциональную нагрузку у учащихся с нарушениями нервной системы.
Рекомендации: Задания выполняются в среднем темпе, с незначительными усложнениями, только на технику исполнения упражнения.

Рекомендовано всем учащимся, ограничивать время игр и контролировать эмоциональную нагрузку у учащихся с нарушениями нервной системы.
Рекомендации: Задания выполняются в среднем темпе, без усложнений, только на технику исполнения упражнения.



Освоение данного материала способствует формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
познавательные: - обучение технико-тактическим действиям в спортивных играх; игра по упрощенным правилам; участие в соревновательно - игровых заданиях;
регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений; устанавливать целевые приоритеты; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; планировать пути достижения цели.
коммуникативные: - уметь задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
личностные: - давать адекватную позитивную самооценку; проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению спортивных игр; знать основные морально-этические нормы.


5. Плавание
Основная группа
Подготовительная группа
Специальная группа

.

Специальные плавательные упражнения для освоения в водной среде (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой, «поплавок», «звёздочка»).
Движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине.
Повторное проплывание отрезков 10-25м.
Игры и развлечения на воде.
Противопоказано учащимся с выраженной сердечно-сосудистой недостаточностью, бронхиальной астме с частыми приступами, эпилепсии, кожных заболеваниях, пиелонефритах.
Рекомендации: Задания выполняются в среднем темпе, только на технику исполнения упражнения.
Нагрузка дозируется индивидуально по самочувствию учащегося
При занятиях плаванием (по специальному разрешению врача) ограничивается время пребывания в воде (5-10 мин – первый год обучения
Противопоказано учащимся с выраженной сердечно-сосудистой недостаточностью, бронхиальной астме с частыми приступами, эпилепсии, кожных заболеваниях, пиелонефритах.
Рекомендации: Задания выполняются в среднем темпе, только на технику исполнения упражнения.
Нагрузка дозируется индивидуально по самочувствию учащегося
При занятиях плаванием (по специальному разрешению врача) ограничивается время пребывания в воде (5-10 мин – первый год обучения


Освоение данного материала способствует формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
познавательные: - выполнение упражнений на освоение с водой, техники основных способов плавания, участие в соревновательно - игровых заданиях, оздоровление организма.
регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений; устанавливать целевые приоритеты; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; планировать пути достижения цели.
коммуникативные: - уметь задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
личностные: - давать адекватную позитивную самооценку; проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению плавания; знать основные морально-этические нормы.

6. Русская лапта

Основная группа
Подготовительная группа
Специальная группа

Русская лапта:
Стойка игрока, перемещения, сочетания способов перемещения. Передвижение приставными шагами лицом вперед, боком (правым, левым) спиной вперед, разнообразные прыжки, остановки, повороты на месте
Ловля мяча.
Передача мяча: с близкого расстояния (3-10м), со среднего расстояния (10-ЗОм), с дальнего расстояния (30-40м) на точность.
Осаливание. Подача мяча, удар сверху, перебежки.
Индивидуальные и групповые действия.
Командные действия в защите и в нападении
Игра по упрощенным правилам.
Рекомендовано всем учащимся, ограничивать время игр и контролировать эмоциональную нагрузку у учащихся с нарушениями нервной системы.
Рекомендации: Задания выполняются в среднем темпе, с незначительными усложнениями, только на технику исполнения упражнения.

Рекомендовано всем учащимся, ограничивать время игр и контролировать эмоциональную нагрузку у учащихся с нарушениями нервной системы.
Рекомендации: Задания выполняются в среднем темпе, без усложнений, только на технику исполнения упражнения.



Освоение данного материала способствует формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
познавательные: - обучение технико-тактическим действиям в «Русской лапте»; игра по упрощенным правилам
регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений; устанавливать целевые приоритеты; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; планировать пути достижения цели.
коммуникативные: - уметь задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
личностные: - давать адекватную позитивную самооценку; проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению «Русской лапты»; знать основные морально-этические нормы.

2. Рекомендации

Формы организации образовательного процесса в основной школе характеризуются уроками физической культуры, разнообразными физкультурно-оздоровительными мероприятиями в течение учебного дня, спортивными соревнованиями и праздниками, занятиями в спортивных секциях и кружках и самостоятельными занятиями физическими упражнениями (домашнее задание).
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется подразделять уроки на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-обучающей и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащимся дают необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебную и учебно-методическую литературу по физической культуре (особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений), различные дидактические материалы и методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью характеризуются следующими особенностями:
- небольшой продолжительностью подготовительной части урока (до 5-6 мин), в которую включены как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активизации процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована;
- необходимостью выделять в основной части урока образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока
включает в себя теоретические знания и способы физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала его продолжительность может составлять от 3–4 до 10–12 мин. В свою очередь, в двигательный компонент входит обучение двигательным действиям и развитие физических качеств. Его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить в него обязательную разминку, которая по своему характеру должна соотноситься с поставленными педагогическими задачами двигательного компонента;
- зависимостью продолжительности заключительной части урока от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части, но не более 5-7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.). Отличительными особенностями в построении и планировании этих уроков являются:
- планирование задач обучения в логике поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; этап совершенствования;
- планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки - с закономерностями постепенного развития утомления, возникающего в процессе их выполнения. В начало основной части урока в зависимости от задач обучения могут включаться упражнения на развитие гибкости, координации и быстроты, не связанные со значительными энерготратами и не приводящие к интенсивному и относительно глубокому утомлению. Затем постепенно добавляются упражнения на развитие силы и выносливости, характеризующиеся значительными энерготратами и определенными стадиями относительно глубокого утомления организма.
В подготовительной части урока, продолжительность которой может достигать 8-10 мин, проводится обязательная разминка. Она включает в себя бег, прыжки, комплексы общеразвивающих упражнений на гибкость и координацию. Разрабатывая содержание подготовительной части урока, необходимо обеспечить постепенное повышение нагрузки на организм школьников, что достигается за счет включения в работу все большего количества мышечных групп, увеличения темпа и амплитуды выполнения упражнений. В связи с этим при проведении разминки необходимо контролировать функциональное состояние школьников. Контроль можно осуществлять как по внешним признакам (изменение цвета кожи, обильное потоотделение и т. д.), так и по внутренним ощущениям (появление усталости или боли в мышцах, головокружение и подташнивание). Кроме того, можно выборочно замерять частоту сердечных сокращений.
В основной части урока (продолжительностью до 20 мин) учитель решает базовые педагогические задачи. При обучении двигательным действиям рекомендуется использовать подводящие упражнения, опираться на имеющийся у ребенка двигательный опыт. В то же время во избежание травматизма при развитии физических качеств не допускается использование плохо освоенных школьниками упражнений или их выполнение в не подготовленном для этого зале или на площадке. Здесь, как и в подготовительной части урока, необходимо контролировать функциональное состояние школьников.
В заключительной части урока (продолжительностью до 5 мин) целесообразно давать специальные упражнения на дыхание, подвижные игры на внимание и мышление, упражнения на координацию.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью проводятся как целевые уроки и планируются с учетом принципов спортивной тренировки:
- соблюдение соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке;
- постепенная динамика повышения объема и интенсивности нагрузки;
- ориентация на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
Отличительными особенностями этих уроков являются:
- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки за счет определенной последовательности в планировании физических упражнений, имеющих разные характеристики по энерготратам;
- сохранение определенного постоянства конструкции включения физических упражнений от начала урока до окончания его основной части: на развитие быстроты - силы - выносливости;
- более продолжительная по сравнению с другими типами уроков физической культуры заключительная часть. Она должна быть достаточной, чтобы обеспечить восстановление организма после выполнения школьниками значительных физических нагрузок.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в
выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, освоенного ими не только на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебной и учебно-методической литературе по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление педагогического процесса, направленного на формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, устойчивого интереса к укреплению собственного здоровья.

3. Тематическое планирование

Тематическое планирование составлено на основе примерной программы «Физическая культура 5-9 класс» с учетом содержания программного материала данной рабочей программы.
В данном разделе излагаются темы из содержания учебного курса и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики помогают учителю физической культуры сориентироваться на результат педагогического процесса, который должен быть получен в конце освоения содержания курса.
В соответствии с Примерной программой по физической культуре ФГОС и внесёнными изменениями в базисный учебный план, в 5 классе основной школы на предметную область «Физическая культура» предусматривается 105 ч. Из них 70 ч. выделяется на базовую часть, и 35 на вариативную, которая определяется образовательным учреждением исходя из материально-технических условий и кадровых возможностей школы.

4. Результаты освоения учебного предмета

По окончании изучения курса «Физическая культура» в основной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Результаты освоения программного материала оцениваются как метапредметные, предметные и личностные.
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры, соревновательно-игровые задания, стрейчинг и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.

Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;






Контрольные упражнения по лёгкой атлетике для обучающихся основной медицинской группы.


Упражнения
Девочки
Мальчики



Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно

1
Бег 60м, с
10,4 и
меньше
10,5-
11,6
11,7 и
больше
10,0 и
меньше
10,1-
11,1
11,2 и
больше

2
Бег 300м, мин, с
1,07 и
меньше
1,08-
1,21
1,22 и
больше
1,00 и
меньше
1,01-
1,17
1,18 и
больше

3
Бег 1000м, мин, с
5,20 и меньше
5,21-
7,20
7,21 и
больше
4,45 и
меньше
4,46-
6,45
6,46 и
больше

4
Бег 1500м, мин, с
9,00 и меньше
9,01-10,29
10,30 и
больше
8,50 и меньше
8,51-
9,59
10,00 и больше

5
Прыжок в длину с разбега, см
300 и
больше
299-221
220 и меньше
340 и
больше
339-
261
260 и меньше

6
Прыжок в высоту, см
105 и
больше
100-
85
80 и меньше
110 и больше
100-
90
85 и
меньше


7
Метание мяча (150г), м
21 и
больше
20-
15
14 и
меньше
34 и
больше
33-
21
20 и меньше


Контрольные тесты двигательной подготовленности обучающихся основной медицинской группы.


Упражнения
Девочки
Мальчики



Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно

1
Бег 30м, с
5,4 и
меньше
5,5-6,2
6,3 и
больше
5,3 и меньше
5,4-6,1
6,2 и больше

2
Челночный бег 3Х10м, с
8,6 и меньше
8,7-9,0
9,1 и
больше
8,2 и меньше
8,3-8,5
8,6 и больше

3
Прыжок в длину с места, см
164 и больше
163-125
124 и
меньше
179 и
больше
178-135
134 и меньше

4
Прыжки через скакалку кол-во за 1 мин.
110 и больше
109-91
90 и меньше
90 и больше
89-71
70 и меньше

5
Подтягивание (девочки из положения лёжа), кол-во раз
14 и больше
13-6
5 и меньше
8 и больше
7-4
3 и меньше

6
Поднимание туловища, кол-во раз за 30с
16 и больше
15-10
9 и меньше
22 и больше
21-12
11 и меньше


Зачетные требования по волейболу

1. Передача 2-мя руками сверху после набрасывания партнером.
2. Прием мяча снизу 2-мя руками после набрасывания партнером.
3. Нижняя прямая подача у стены с расстояния 3–4 метров.
4. Передача мяча 2-мя руками сверху и прием мяча снизу над собой:
М: «5» – 9 р.;«4» – 7 р.; «3» – 5 р.
Д: «5» – 7 р.; «4» – 5 р.; «3» – 3 р.
5. Передача мяча 2-мя руками сверху у стены:
М: «5» – 6 р.; «4» – 5 р.; «3» – 4 р.
Д: «5» – 5 р.;«4» – 4 р.; «3» – 3 р.

Зачетные требования по баскетболу

1. Ловля и передача 2-мя руками от груди, стоя на месте.
2. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой бегом.
3. Остановка шагом после ведения мяча.
4. Бросок мяча 2-мя руками от груди с близкого расстояния.

Зачетные требования по гимнастике

1. Акробатика: кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках.
2. Равновесие: ходьба на носках, выпады, поворот кругом в выпаде, поворот на 90 градусов, из положения старта пловца, соскок прогнувшись.



Тестовые вопросы по «Русской лапте»

1. Лапта проводится на площадке, имеющей форму:
а) прямоугольника; б) квадрата; в) ромба; г) треугольника.
2. Максимально допустимые размеры игровой площадки:
а) 30-40 м в длину, 10-15 м в ширину;
б) 40-50 м в длину, 25-40 м в ширину;
в) 60-80 м в длину, 40-50 м в ширину.
3. Линией кона и дома называются:
а) линии, расположенные вдоль коротких сторон игрового поля;
б) линии, выступающие за игровое поле;
в) линии, расположенные по длинным сторонам игровой площадки.
4. Штрафная зона предназначена:
а) для отбывания наказания штрафников;
б) зона, где играют только защитники;
в) для определения действительности удара по мячу.
5. Площадка очередности - это место:
а) где игроки ожидают очередность по пробитию ударов по мячу;
б) предназначенное для запасных игроков защиты;
в) откуда совершаются перебежки по очереди.
6. Пригород - это площадка для:
а) расположения запасных игроков;
б) совершения перебежек после ударов;
в) произведения ударов по мячу.
7. Площадка подающего и бьющего - это:
а) площадка, где расположены игроки, не бившие по мячу;
б) площадка для подачи мяча защитником и удары по нему нападающим;
в) площадка только для подающего.
8. Игровая бита должна быть:
а) цельнодеревянной круглой;
б) деревянной с дополнительной обмоткой для удобства;
в) деревянной с железной основой;
г) пластмассовой.
9. Длина биты:
а) 40-50см; б) 55-80см; в) 60-110см; г) 120.140см.
10. В лапту играют мячом:
а) теннисным; б) литым; в) бейсбольным.
11. Команда состоит из:
а) 6 игроков; б) 4 игроков; в) 8 игроков; г) 9 игроков.
Во время игры на площадке должны находиться: а) 5 игроков; б) б игроков; в) 7 игроков; г) 8 игроков.
Запрещается играть в матче, когда в команде менее: а) 6 игроков; б) 5 игроков; в) 4 игроков; г) 3 игроков.


Контрольные тесты по плаванию

Контрольные упражнения
Оценка


Отлично
Хорошо
Удовлетвор.

Вход в воду
Спад в воду
Прыжком, ногами вниз
По лестнице

Погружение с головой под воду, открывание глаз, колич. раз
8
7-4
3

«Поплавок», с
15
14-6
5

Серийные выдохи в воду, количество раз
20
19-11
10

«Звёздочка» на груди в неподвижном положении, с
15
14-6
5

Скольжение, м :
на груди, руки вперёд
на спине, руки вдоль туловища
9
7
8-6
6-4
5
3

Проплывание дистанции на ногах, держась за пенопластовую доску (м)
7,5
5
3

Плавание, выполняя гребковые попеременные или одновременные движения руками и ногами, м:
на груди
на спине


19-11
19-8


15
15


10
7

Плавание облегчёнными способами 25м без учёта времени
на груди
на груди и спине
на спине



Контрольные тесты по плаванию.

Отлично
Хорошо
Удовлетворительно

Проплывание дистанции
50м, мин, с:
мальчики – 1,20
девочки – 1,30
Одним из спортивных способов без учёта
времени.
Без учёта времени вольным стилем.



5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для полной реализации содержания настоящей программы в школе имеется 2 оборудованных спортивных зала.
Для прохождения раздела гимнастики с основами акробатики в школе имеется:
-: козел гимнастический, мост гимнастический подкидной, канат для лазания (с механизмом крепления) (в 2х залах), перекладина пристеночная (в 1зале), перекладина низкая, маты гимнастические (10шт), стенка гимнастическая (в 2х залах по 10шт.), скамейки гимнастические, бревно гимнастическое, гимнастические палки, скакалки, обручи, мячи малые (теннисные), мешочки с песком для упражнений на координацию и осанку,
Для прохождения раздела легкой атлетики: в школе имеется:
- секундомеры, флажки разметочные, мячи для метания, набивные мячи массой до 1 кг, гантели, рулетка измерительная, сектор для прыжков в длину с разбега, лопата, грабли, планка для прыжков в высоту, стойки для прыжков в высоту, легкоатлетическая дорожка;
Для прохождения раздела подвижные и спортивные игры школе имеется:
-свисток, кегли, ворота для мини футбола (на школьном стадионе), мячи футбольные, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, сетка волейбольная, стойки, щиты с корзинами баскетбольные, сетки баскетбольные, компрессор для накачивания мячей.
Для прохождения раздела плавания детям выделяется бесплатно время в городском бассейне.
Реконструкция школьного стадион была выполнена благодаря федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015г.» Стадион имеет 200м беговую дорожку, футбольное поле, баскетбольную и волейбольную площадку, прыжковую яму, спортивный городок с нестандартным оборудованием.

Программно-методическое обеспечение.
1. Примерные программы по учебным предметам Физическая культура 5-9 классы «Стандарты второго поколения», - М.: Просвещение, 2012.
2. Физическая культура Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В.И. Ляха 5-9 классы, - М.: Просвещение, 2014.

Учебник по ФГОС
Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. «Физическая культура. 5-6-7классы» - Москва. Просвещение 2014.


6.Список литературы

Основная литература

1. Коробейников Н.К. Михеев А.А. «Физическое воспитание» Москва «Высшая школа» 1984
2. Лях В. И. Мейксон Г. Б. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов «Просвещение» 1997г
3. Лях В. И.Физическая культура 5 – 9 классы. Тестовый контроль.
«Просвещение» 2007г.
4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. «ФиС»1991.
5. Портных Ю.И. «Спортивные и подвижные игры» «ФиС» 1984г.
6. Столбов В.В., Королёва А. П. «История физической культуры и спорта» «ФиС» 1984г.
7. Янсон Ю. А.Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект.
« Феникс» 2009

Дополнительная литература

1. Белоножкина О. В.Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. «Учитель» 2007
2. Гуревич И. А. «300 соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию». «Высшая школа» 1994;
3.Каинов А. Н. «Физическая культура. Система работы с учащимися СМГ» Волгоград «Учитель» 2009;
4. Карпман В.Л. «Спортивная медицина» «ФиС» 1980г
5. Киселёв П.А. Меры безопасности на уроках физкультуры. «Экстремум» 2004
6. Киселёв П.А. «Настольная книга учителя физической культуры» Москва «Глобус» 2009.
7. Киселёв П.А. «Справочник учителя физической культуры» Волгоград «Учитель» 2011.
8. Коротков И. «Подвижные игры в занятиях спортом» «Фис» 1971.
9. Мирошниченко Т.А. «Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении» «Корифей» 2007
10. Назаров В. «Забытые игры» «ИМА-пресс» 1990.
11.Пешкова Н. В. «Спортивные праздники и соревнования с использованием подвижных игр 1-9 класс» «Курсив» 2003;
12. Правосудова В.П. «Учебник инструктора по лечебной физкультуре» «ФиС» 1980г
13. Родиченко В.С. «Твой олимпийский учебник» Москва «Советский спорт» 2009.
14. Сонькин В. Д. Законы растущего организма. «Просвещение» 2007
15. Халемский Г. А. «Коррекция нарушений осанки у школьников» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001;

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложение 1
Общеразвивающие упражнения

На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание туловища (в стойках и седах), прогибание туловища; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижения с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы по заданию; игры на переключение внимания, концентрацию ощущений, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, седах); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «Ласточка» на широкой ограниченной опоре с фиксацией равновесия; жонглирование мелкими предметами в процессе передвижения; упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу; жонглирование мелкими предметами в движении (правым и левым боком, вперед и назад).
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке: в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево); прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах; комплексы упражнений с дополнительным отягощением и индивидуальные комплексы избирательной направленности на отдельные мышечные группы.
На материале легкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением во время передвижения; бег по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге, двух ногах, поочередно на правой и левой ноге.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с низкого и высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами; рывки с места и в движении по команде (по заданному сигналу).
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений, метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание на горку матов и последующее спрыгивание с нее; спрыгивание с горки матов и последующее запрыгивание на нее.















15