Мастер класс к презентации моделирование задач как сркдство формирования УУд учащихся начальной школы


Мастер - класс.
(слайд1) Важнейшей задачей современной системы образования, в соответствии с ФГОС 2 поколения, является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».
(слайд2) На примере решения нестандартных задач младшими школьниками отрабатываются стандартные математические действия, достигаются предметные и метапредметные результаты урока. Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметические действия.
(слайд3)Цель моего мастер - класса: познакомить вас с приемами моделирования нестандартных задач
(слайд4) В период начального образования основным показателем развития знаково - символических универсальных учебных действий становится овладение действием моделирования.
Моделирования играет важную роль в развитии личности в целом; способствует формированию обобщённых и теоретических знаний; является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.
Моделирование – это исследование какого либо объекта или системы объектов путем построения и изучения моделей.
Модель – это объект или система, исследование которой служит средством для получения знаний о другом объекте – оригинале или прототипе модели (Л.М.Фридман, К.Н.Волков)
Как отмечает Л. Ш. Левенберг, рисунки, схемы и чертежи не только помогают учащимся в сознательном выяснении скрытых зависимостей между величинами, но и побуждают детей активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения задачи, помогают не только усваивать знания, но и овладевать умениями применять их.
Умение строить учебные модели и работать с ними является одним из компонентов общего приема решения задач.
Наглядное представление словесно заданного текста с помощью модели позволяет перевести сюжетный текст на математический язык и увидеть структуру математических отношений, скрытую в тексте.
Использование одних и тех же знаково - символических средств при построении модели для задач с различными сюжетами и разных типов способствует формированию обобщенного способа анализа задачи, выделению составляющих ее компонентов и нахождению путей решения.
Моделирование является весьма эффективным и наглядным средством обучения решению текстовых задач школьников и способствует включению в учебный процесс всех учащихся класса.
(слайд5) Работа над моделью задачи включает в себя несколько этапов.
Первый этап - предварительный анализ текста задачи, который включает в себя:
Работу над словами, терминами,
Перефразирование,
Постановку вопросов, выделение смысловых опорных пунктов.
Второй этап - перевод текста на знаково-символический язык. Требования к работе на втором этапе: абстрактность, лаконичность, обобщение, автономность, структурность, последовательность представления элементов.
Третий этап - построение модели. Работа с моделью.
В работе на данном этапе можно использовать: достраивание модели, видоизменение модели, соотнесение модели с текстом задачи и наоборот.
На четвертом этапе – происходит соотнесение результатов с реальностью. На этом этапе необходимо соотнести данные на модели с её описанием в тексте.
Модель даёт возможность более полно увидеть отражение зависимостей между данными и искомыми в задаче, увидеть задачу в целом, помогает обобщить теоретические знания.
Структуру задачи можно показать с помощью различных моделей: предметных или вещественных, графических (условный рисунок, рисунок, схематический чертеж, чертеж, краткая запись, таблица) и символических. Знаковая модель задачи может выполняться как на естественном языке (т.е. имеет словесную форму), так и на математическом (т.е. используются символы). Знаковая модель задачи, выполненная на естественном языке, - это общеизвестная краткая запись.
Таким образом, умение строить учебные модели и работать с ними является одним из компонентов общего приема решения задач. Модель позволяет перевести текст на математический язык и увидеть структуру математических отношений, скрытую в тексте. Решение арифметических задач с помощью моделирования помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией; способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей; развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, логического мышления, речи, сообразительности. В процессе моделирования происходит развитие таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Предлагаю вам побыть в роли учеников и решить несколько задач, используя разные виды моделирования.