Урок изобразительного искусства 2 класс, 3 четверть Тема: ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ

Урок изобразительного искусства
2 класс, 3 четверть
Тема: ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ
Цель: дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения
Задачи:
Расширить знания детей о головных уборах русского костюма.
Продолжать развивать навыки работы кистью, творческую активность, художественный вкус.
Учить использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера человека.
Воспитывать интерес обучающихся к историческому прошлому своего народа.
Задание: украшение кокошников
Оборудование для учащихся: гуашь, карандаш, заготовки кокошников Оборудование для учителя:
Зрительный ряд: презентация «Женские украшения», изображения сказочных принцесс, варианты украшения кокошника.

Ход урока
Организационный момент
Учитель : К нам на урок пришло много гостей
Но ещё пришёл добрый, весёлый волшебник --- Кто это?

Я Мастер на все руки,
И вам хочу сказать,
Что все свои творения
Всегда готов отдать.
Для этого вам нужно
Понять, кто я таков.
Ещё понять, что дружно
Живу средь мастеров.
Когда мы вместе – можем
Украсить всё вокруг,
Понять мы вам поможем,
Что красота – наш друг!

Дети : Мастер Украшения.

Красоту долго искать не надо, она рядом с нами, главное – это замечать её. Помогает нам в этом природа.

Сообщение темы и целей урок. Создание проблемной ситуации
Учитель:
У меня в раках шкатулка. Угадайте, что может храниться в ней? (бусы, кольцо, серьги, браслет)
Что это такое? (украшения)
Кому могут они принадлежать? (русской красавице, женщине)

Молодцы! Сегодня мы поговорим о женских украшениях , о том как человек выражает характер через украшения и научимся украшать головные уборы.

Изучение нового материала
Формирование художественных знаний

Украшения бывают разные, и они могут многое рассказать о своем хозяине.
А для чего люди используют украшения нам расскажут «эксперты по старинным украшениям».

Сообщения ( С демонстрацией украшений).
1. Человеку с древних времён было свойственно стремление вносить красоту в окружающий его предметный мир, в украшения. Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины.
С украшениями мы сталкиваемся каждый день, часто не осознавая, что это произведения искусства.
У каждого народа существуют свои национальные украшения, характер которых определён природными условиями, культурными традициями. Например, народы Прибалтики любят янтарь и чаще других народов используют его в своих украшениях. Народы Урала делают украшения из природных камней – самоцветов.

Раньше на Руси все украшения имели свое значение. Так женский народный костюм дополняли бусами и подвесками. Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи и уборы замужних женщин. 
Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы – венцы, кокошники.
Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером.
Самый распространенный головной убор женщины – это платок. Названия головных уборов перекликаются с именами птиц: «кокош» – это петух, он будит солнце, а «кичка» – это утка. Сам головной убор символизировал небо. Поверх кички или кокошника замужняя женщина надевала богатый большой платок – «убрус».
Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям.
Рассмотрите, какая бывает разная форма и украшения у головных уборов.
Не каждая крестьянка умела шить золотом, поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. Праздничные головные уборы стоили очень дорого, их берегли и передавали по наследству.

Учитель:
- Как вы думаете, ребята, что украшения могут рассказать о человеке?
Дети: Украшения выражают характер и настроение человека.
Учитель: Правильно. А так же, к каждому событию человек подбирает соответствующее украшение.

Учитель показывает фотографии:
- Посмотрите на эти фотографии и попробуйте определить, почему девушки так оделись. Как вы догадались?
Примерный ответ: Фата, белые перчатки, длинное кружевное платье нам показывают, что первая девушка – невеста.
Торжественное платье, дорогие ювелирные украшения говорят о том, что вторая девушка собралась на праздник.
Скромное платье, неброские бусы нам показывают, что эта девушка идёт на работу.

Учитель: Молодцы! Всё правильно определили. Мы не будем надевать дорогие ювелирные украшения и длинное платье, когда пойдём в магазин. Если же человек нарушает представления людей о назначении украшений, их использовании в определённой ситуации, то это выглядит нелепо, и говорят, что у этого человека плохой вкус.

- Мне хочется показать вам красивый головной убор. Как он называется? Понравился?
- Как вы думаете, для кого он предназначался?
Примерный ответ: такое украшение могла носить женщина. Наверное, она была ласковой и доброй женщиной, потому что на кокошнике много цветов и завитков.
- А если бы это были львы или мечи, могла бы женщина надеть такой головной убор?
- Правильно, ни за что. А что бы вы предложили для украшения кокошника? (Солнышко, звёздочки, бабочек, ягодки и т. д.)
Украшения и кокошник подчеркивали нежность и изящество женщины.

К нам на урок пришли сказочные героини из сказок. Угадайте кто они
Высока, стройна была,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно:
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело. (мачеха)

Я - царевна молодая, Красотой, умом блистаю,
Лью я слезы постоянно, Ведь Я - царевна ... (Несмеяна.)

Владея снегом, льдом и стужей, Она надменно холодна, И снежной вьюгой злою кружит Зимой у тёплого окна (Снежная королева)


- Как украшения передают их характер?
Какие средства выразительности использовал художник для выражения характера сказочных персонажей? (линия, цвет)

В жизни мы встречаемся с кокошниками на народных праздниках и в театре. Иногда к школьным праздникам вам нужно подготовить карнавальные костюмы: осени, Зимушки и т.д.

4.Физкультминутка.
Это - правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Справа роща протянулась,
Слева – чей – то огород
А когда я обернулась,
Стало всё наоборот.
Слева стала вдруг дубрава,
Справа – быстрая река
Неужели стала правой
Моя левая рука?

5. Формирование практических умений
Учитель:
- Итак, сейчас вы попробуете украсить кокошники, которые мы изготовили заранее. Давайте составим план работы:
1. Подумайте: для кого вы будете украшать кокошник. От этого зависит какой цвет и узоры вы выберете. Если вы украшаете кокошник для костюма
ЗИМЫ: МОРОЗ, СНЕЖНЫЕ УЗОРЫ, СНЕЖИНКИ
ВЕСНЫ: РУЧЕЙКИ, ПЕРВЫЕ ЛИСТОЧКИ, СОЛНЦЕ.
ЛЕТА: ЦВЕТЫ, ЛИСТЬЯ.
ОСЕНИ: ЛИСТЬЯ, ЯГОДЫ, УРОЖАЙ
2. Карандашом сделайте набросок узора.
3. Закрасьте фон.
4. И только тогда, когда фон высохнет, приступайте к рисованию узора. Не забудьте украсить кокошник по краям «драгоценными камнями».

6. Творческая практическая деятельность учащихся.

Дети берут заготовки кокошников и выполняют работу.

7. Подведение итога урока.

Девочки одевают кокошники и демонстрируют свою работу.
Словами не передать, какая красота получилась.

Обсуждение работ детей в форме диалога художников и зрителей.

- Итак, подведём итог.
О чём могут рассказать украшения?
Что интересного вы узнали на уроке?

Уборка рабочего места.


































1. Человеку с древних времён было свойственно стремление вносить красоту в окружающий его предметный мир, в украшения. Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины.
С украшениями мы сталкиваемся каждый день, часто не осознавая, что это произведения искусства.
У каждого народа существуют свои национальные украшения, характер которых определён природными условиями, культурными традициями. Например, народы Прибалтики любят янтарь и чаще других народов используют его в своих украшениях. Народы Урала делают украшения из природных камней – самоцветов.













































Раньше на Руси все украшения имели свое значение. Так женский народный костюм дополняли бусами и подвесками. Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи и уборы замужних женщин. 
Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы – венцы, кокошники.
Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером.
Самый распространенный головной убор женщины – это платок. Названия головных уборов перекликаются с именами птиц: «кокош» – это петух, он будит солнце, а «кичка» – это утка. Сам головной убор символизировал небо. Поверх кички или кокошника замужняя женщина надевала богатый большой платок – «убрус».
Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям.
Рассмотрите, какая бывает разная форма и украшения у головных уборов.
Не каждая крестьянка умела шить золотом, поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. Праздничные головные уборы стоили очень дорого, их берегли и передавали по наследству.

Заголовок 315