Конспект урока по основе религиозной культуры на тему Совесть и раскаяние


Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Работа в парах. Словарный диктант.

- На прошлом уроке мы беседовали о душе человека. Узнайте качества человеческой души по описанию и запишите на листочках.
1.Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
2.Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?
3.Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
4.Недоброе чувство, мысль или дело.
5.Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
6.Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
7.Состояние полной, высшей радости.
- Какое слово получилось?
Дифференцированная работа.
- Как вы думаете, что такое совесть? (Ученики дают свои варианты ответов).
Работа с понятием «Совесть». Работа в группах.
А сейчас познакомимся с тем, как толкуют значение этого слова ученые.
Первая группа ищет в словаре Ожегова С.И. (с. 605), вторая - в словаре Даля В.И.(с.256, т.4), третья – работа с книжным словарем.
Так что же такое «Совесть»?(чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом) слайд
Что такое раскаяние..опред.
Тема и цели урока.

Игра «Слово в слове». Работа в парах.
- Поиграем. Кто больше всех найдет слова в слове «СОВЕСТЬ»

Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова, которые живут в нем. Эти слова помогут охарактеризовать слово «СОВЕСТЬ» Например: совет - совесть-это то, что находится внутри нас и дает нам советы: весть- совесть – это то, что подает нам весточку; правильно мы поступаем или неправильно; сеть- то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть- совесть- это то, что есть у всех- свет- совесть, это свет внутри нас; вес-совесть- это то, что имеет вес( значимость): сое( кое)- то, что подает сигнал бедствия; вето – то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т.д.
Все это человек не поймет, если не всмотрится внутрь себя самого. Душа и тело должны научиться жить вместе. Именно душа делает человека человеком.
-А если мы видим, что кто-то делает что-то плохое, надо ли ему подражать? А если он скажет – все так делают.( Нужно сказать ему: «Неправда. Плохое делают только злые люди». )
-А почему нужно делать доброе?(потому что оно доброе, так правильно и мама будет рада). Вспомним сказку « Цветик-семицветик».(рассказы детей)
- Когда она хорошо поступила? (помогла другому)
Но часто бывает так, что человек знает, как поступить правильно, а поступает плохо. Например, учительница вышла из класса и сразу приходит мысль покричать и побаловаться. Это человеку мешает гордость.
- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал. Вы и не совершили плохого поступка.
- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали?(голос совести)
Да это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха.
Работа с учебником.
Прочитаем, как объясняет связь совести и греха православие. Откройте учебники на стр.36.
- Что указывает человеку на его грех?(совесть)

-А как работает совесть? Какие важные дела совершает совесть? ( стр.37)
- Какие важные дела совершает совесть?
Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызет».
Совесть может разговаривать с человеком.
-О чем говорит совесть с человеком? Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
-Что происходит с человеком, когда его мучает совесть? (не может спать спокойно, все думает о плохом поступке).
Сценка «Совесть» по произведению А.Гайдара.

Ребята, давайте посмотрим какой плохой поступок, совершила Нина Карнаухова из рассказа «Совесть» Аркадия Гайдара?(выступление детей)
- Почему Нина заплакала?
Если же человек раз за разом поступает против совести, то в итоге он становится бездушным. Если человек не думает о своей душе, если он кормит ее ненавистью, завистью, предательством, раздражительностью, душа слабеет

-Как понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»?(мучает совесть)
-Так отчего было тяжело на сердце Нины?
- Жила ли Нина в ладу со своей совестью?
-Какие чувства противоречат голосу совести?
- Какие чувства помогают человеку восстановить мирное состояние души?
- Что испытывает душа. Когда ее покидает зло, обида, гнев?
- Что является лекарством, исцеляющим душу?
Обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется «раскаяние».(стр.38)
Работа с понятием «раскаяние». Выборочное чтение.
- Что такое раскаяние?
- Найдите и прочитайте шаги раскаяния?
- Самая простая покаянная молитва к Богу.
- Не всякое покаяние помогает. Почему? Как нужно?
- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться?
Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
Тренинг «Как не попасть в сети зла»?
- Как не попасть в сети зла? Объясняю на пальцах. Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете выращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла.(Сжать пальцы в кулак.) покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться?(В самом начале, на мизинце.)
Какой надежный щит поставить на пути зла?
(Ответы учащихся: добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.)
Дети поочередно называют положительные качества, а учитель вручает каждому отвечающему маленькие сердечки, дети наклеивают их на мизинчик.

У нашей души есть удивительное свойство. Душа становится тем богаче, чем больше она отдает другим людям. Тот, кто делает добро другому человеку, и сам станет добрее и радостнее. Найди дело, противоположное совершенному греху.(на доске)
Украл? – Верни.
Солгал? – Наберись сил сказать правду.
Пожадничал? – Подари.
Сказал злое слово? – Попроси прощения.
Задание на дом
- А дома я предлагаю вам нарисовать «Совесть». Подумайте в роли кого или чего она могла бы быть.
Рефлексия Кому было интересно, кто хочет стать по настоящему добрым, тот красные сердечки, прикрепит рядом с большим, а если было не интересно и не хочет быть добрым, то- синие сердечки.

Песня «Дорогою добра» (исполнение детьми)



Спроси у жизни строгой: 2.Забудь свои заботы,
Какой идти дорогой, Падения и взлеты.
Куда по свету белому Не хныч, когда судьба
Отправиться с утра? Ведет не как сестра.
Иди за солнцем следом, Но если с другом худо
Хоть этот путь не ведом. Не уповай на чудо,
Иди, мой друг всегда иди Спеши к нему всегда иди
Дорогою добра. Дорогою добра.

3.Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов.
Не забывай, что эта жизнь
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.





15