Конспект урока по ОРКСЭ (ОПК) 4класс Совесть и раскаяние


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Крутова Нина Александровна

Район
Сосновский

Место работы
Филиал МБОУ Сосновская СШ №1 «Рожковская ОШ»

Должность
Учитель начальных классов


Общая информация

Модуль
Основы православной культуры

УМК
«Школа России»

Тема урока
Совесть и раскаяние

Тип урока
Урок ознакомления с новым материалом

Цель, задачи
создание условий для понимания значения понятия добра и зла, сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.
-Образовательные: дать представление о том, что включает в себя слова «добро», «зло», «грех», «раскаяние», «совесть».

-Развивающие: развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа; умение чётко и грамотно выражать свои мысли; развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником; творческие способности.

-Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Необходимое оборудование
Мультимедийный проектор, экран для просмотра слайдов, компьютер
Маски зверей, карточки со словами-помощниками добра и зла,

Дидактическое обеспечение
Карточки с пословицами, задания


Планируемые результаты урока

личностные
раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу; формировать умение правильно оценивать себя и других, развивать представление о нравственности, обогащение личного нравственного опыта

предметные
осознать, что библейские заповеди указывают человеку, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость, научиться коллективно определять качества добродетельного человека, как приобрести эти качества

метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
развивать связную речь, умение работать в группе, не нарушая принципов толерантности, обогащать словарный запас


Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Фронтальный опрос, самостоятельная работа


Литература и Интернет-ресурсы

Основная
Кураев А. Основы православной культуры

Дополнительная
Энциклопедии, словари, справочники

Интернет-ресурсы
http://www.orkсe.ru/ http://www.prosv.ru/umk/ork ;http://www.openclass.ru

ЭОРы
электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева "Основы православной культуры" 4 – 5 класс,




План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Эмоциональный настрой. Мотивация к учебной деятельности
Давайте улыбнемся друг другу, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю всем нам доброго урока.
доброжелательный настрой на урок.
Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий
Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Прием театрализации
Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть.
Белка стала просить:
-Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а
на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы
добры и зла никому не делаем.

- О чем эта сказка?


Инсценируют сказку Л.Н. Толстого (подготовленные дети).
Обучающиеся сравнивают поступки волка и белки


















(о добре и зле)
формулируют задачи урока.




3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Частично-поисковый метод
Работа с притчей
Притча о доброй старушке и ее молодой душе
У одной доброй, мудрой старушки спросили:
Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?
Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.
Добро – помнить. Зло – забывать.

- Так кого можно назвать добрым человеком, как вы думаете?
(учитель обобщает высказывания детей)
- «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О. Ключевский)
Работа в 2-х группах, дети читают притчу, учатся рассуждать, выслушивать мнение друг друга и делать вывод.
добывают знания самостоятельно, осознанно, что способствует более прочному их усвоению.





















(дети отвечают)










Познавательное УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации ;
выбор наиболее эффективных способов решения задач; планирование ;
Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.
Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.





































4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Организация чтения текста из учебника. Как понимали « добро» православные люди». При чтении текста, учитель делает небольшие комментарии, задаёт вопросы.
- А что такое, по-вашему, зло?
Работа с текстом учебника.
- Как в православии объясняют толкование этого слова (стр.36)
У слова зло в православии есть синоним: грех.



Объяснения учителя
-Грех и преступление - не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.
- Слово «грех» образовано от «грек» – уклонение от заповедей Божией, в старославянском языке имело значение «промах, ошибка».
- Преступное действие приносит вред тому, на кого оно нацелено. А грех прежде всего «стреляет» в самого грешника. Один человек позавидовал другому. Тот, кому позавидовали, даже не узнал об этом. Его жизнь не стала хуже от того, что кто-то на него посмотрел завистливым глазом. Но тот, кто позавидовал, сам испортил себе настроение. Даже тайные грехи, невидимые со стороны, постепенно отравляют душу.
- Грех – это еще и преступление против самого себя, против Бога, против ближнего.
- Давайте подумаем, а всегда ли легко различить добро и зло?

- Попробуйте привести свои примеры?

Тренинг «Как не попасть в сети зла?»
- Зло удаляет от добрых целей.
Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро - стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком.
И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.)
- Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться?

- Какой надежный щит поставить на пути зла?

Дети работают с текстом, объясняют новые слова




(дети отвечают)



Зло – то, что удаляет человека от добрых целей.

Грех – это недобро чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести. Грех – уклонение от заповедей Божией.





























(дети отвечают)

















(В самом начале, на мизинце.)

( Дети поочерёдно называют положительные качеств).
(Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).
Познавательные УУД
- нахождение ответов на вопросы в тексте; умение высказать свое мнение; владение и использование разных видов чтения, смысловое чтение как осмысление цели чтения
Коммуникативные УУД
-умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других.



5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Демонстрационно-тренировочный прием.
Продуктивный метод.
- Давайте вспомним, какой плохой поступок совершила Нина Карнаухова из рассказа Аркадия Гайдара « Совесть»?
- По православным понятиям она совершила грех.
- Чем заканчивается данный рассказ? 
- Как вы понимаете это предложение?
- Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше?


Дети вспоминают по памяти (или текст на листочках в каждой группе) (не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом), учатся рассуждать и выслушивать мнения других

«И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть».
Её мучает совесть.

Нет, она раскаялась в своём поступке.
Познавательное УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.
Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.
Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
-Перед вами карточки с качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы:
качества-«помощники» добра.
качества- «помощники» зла
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.
Добро Зло
мужество хвастливость честь жестокость
скромность трусость милосердие зависть совесть жадность честность болтливость тактичность хитрость правдивость бестактность справедливость лживость выдержка малодушие
эгоизм



Класс делится на группы, обсуждение в группах, осуществление выбора, объяснение слов





















Проверка по слайду презентации
Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.
Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Работа по учебнику -самостоятельное чтение «Отречение Петра». стр. 36-37
Сколько раз апостол Пётр отрёкся от Христа?

-Почему он это сделал?

- Каким же был исход отречения Петра от Христа?

- Как называется нарушение правил доброго поведения человека, данных Богом?

- Какими плохими качествами проявилось зло?
- А что может помочь человеку исправить свои ошибки?
- Что такое раскаяние?




(3)



(Он струсил)

(Он горько плакал, ему было стыдно, обновилась его душа, он стал проповедовать учение Христа, будет казнён)
(грех)


(Трусость, предательство)
(Раскаяние)

(Дети находят ответ на вопрос в учебнике на стр. 38)
Познавательные УУД
осуществление анализа и синтеза

Личностные УУД
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.



8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Составление ромашки “Доброты”.
Фронтальная работа
У цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.. Выбрать нужный лепесток и приклеить
честность
враньё
доброта
верность
грубость
взаимовыручка
предательство
драчливость
справедливость
задиристость;
ответственность
сострадание.

Дети выбирают нужные лепестки и доказывают свою точку зрения.
Звучат ответы детей. Размышления и выводы.
Познавательные УУД осуществление анализа и синтеза
Личностные УУД
- умение эмоционально откликаться на содержание урока
Коммуникативные УУД
- овладение умением сформулировать главную мысль текста


9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Игра «да-нет» (да-хлопок, нет-сидим спокойно)
- Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь. +
2. Ты ударяешь его.
- Ты поссорился со своим другом.
1. Ты обижаешься и мстишь.
2. Ты попытаешься поговорить с ним. +
- Одноклассник плохо одет.
1. Это неважно. +
2. Ты подсмеиваешься над ним.
- Пожилая женщина медленно идет.
1. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
2. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь. +
- На твоих глазах на кого – то нападают
1. Ты пытаешься разнять или зовешь на помощь. +
2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь
Перед глазами заповедь: «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».
Это главное правило жизни людей.
Напишите на листочке:
1.Сегодня на уроке я узнал
2.Сегодня на уроке было трудно
Д.з. 1).допиши пословицы:
Худо тому, (кто добра не делает никому.)
Доброе слово и( кошке приятно.) Жизнь дана( на добрые дела.) Худо жить без( ласкового слова.) Не ищи красоты,( ищи доброты.)
Злой плачет от зависти, (добрый- от радости).
Или
2). Напиши мини-сочинение о добром деле, который ты совершил.



Регулятивные УУД
- определение степени успешности своей работы













КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ



ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



Лђ Заголовок 5 Заголовок 715