Конспект урока по изо Искусство Гжели (5 класс)

Схема конспекта урока
Педагог: Щебетина С.И.
Предмет: изобразительное искусство Класс 5
Тема урока: «Искусство Гжели» Образовательные цели: создание условий для формирования представлений о традиционном народном промысле России - Гжельской керамике,
формирование навыка составления декоративной композиции.
Развивающие цели: формирование навыка пространственного мышления, связной речи. Воспитательные цели: воспитывать интерес к народному творчеству. Зрительный ряд: электронная презентация, рисунки
Музыкальный ряд: русские народные наигрыши
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: индивидуальный и коллективный, наглядный, практический.
1. Организационный момент.
Цель на данном этапе урока: проверка готовности обучающихся к уроку (чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
определение задачи: мотивация учения, соблюдение норм и правил поведения на уроке;
метод организации работы учащихся на начальном этапе урока: эмоциональный настрой учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса)

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют рабочее место.
Приветствие:
-Здравствуйте, я рада вас видеть.
Для работы сегодня на уроке нам необходимы: альбом, гуашь синяя, кисти №3 и №1, баночка для воды, силуэт из бумаги чайной чашечки,
Эмоциональный настрой на урок

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цель на данном этапе урока: актуализация полученных знаний на предыдущем уроке;
определение задачи: подготовка обучающихся к восприятию новых знаний;
метод мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса: словесное одобрение;
критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Обучающиеся анализируют, сравнивают, проводят аналогии.
Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Смотрим иллюстрацию с Гжельской посудой
-Как вы думаете: Какая тема урока сегодня у нас будет?
-Что вы знаете о Гжельской росписи?
Просматривают видеосюжет. -Что нового вы узнали из видеосюжета?
Актуализация опорных знаний

3. Изучение нового учебного материала.
Конкретная учебная цель: практическое освоение основных элементов гжельской росписи;
задача: освоение основных элементов гжельской росписи, аккуратность и правильность работы кистью при выполнении гжельской росписи;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь слушать собеседника;
методы изложения (представления) нового учебного материала: презентация, работа с иллюстрациями, педагогический рисунок;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: увлеченная работа при выполнении росписи;
метод мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: показ последовательности выполнения росписи на силуэте, музыка;

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Обучающиеся формулируют тему и задачи урока:
узнать происхождение слова «гжель»
нарисовать и вырезать из бумаги выразительную форму посуды
освоить основные элементы и мотивы гжельской росписи
Делают записи в тетради по искусству:
Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное Московской области, 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т. е. «жечь» или «обжечь»

ГОНЧАР - название профессии по производству глиняной посуды
ПРОМЫСЕЛ  Занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования
МАЙОЛИКА - гжельское изделие с многоцветной росписью по белому.
КУМГАН - гжельское изделие с округлым туловом и узкой шейкой.
КВАСНИК - название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием посередине
Выполнение основных элементов гжельской росписи.
- Вслушайся в слово «гжель».
- Что можно уловить в звучании?
Синяя сказка - глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая ГЖЕЛЬ!

-Посмотрите, какие причудливые и оригинальные формы у фарфоровых изделий.
- Какой мотив вы видите чаще других?
Роза - один из главных мотивов гжельской росписи
- Какие еще вы видите элементы росписи?
- Сегодня на уроке мы выполним творческий проект: «Искусство Гжели», каждый из вас распишет чайную чашку в стиле «гжель», и мы составим с вами чайный сервиз.

-Прежде чем вы приступите к росписи, вы должны выполнить упражнения кистью без предварительного рисунка карандашом, потренируйтесь в выполнении гжельского мазка с тенями.
- Посмотрите, как это делаю я: выполнение основных элементов гжельской росписи.
Организует самостоятельную работу обучающихся. Проведение физкультминутки
Восприятие, осмысление, первичное запоминание.
Составление плана действий с учетом конечного результата.

4. Закрепление учебного материала:
Конкретная учебная цель: развитие навыков составления декоративной композиции;
задача: работа открытым мазком без предварительного рисунка; учатся рисовать кайму из линий, точек, капелек;
метод достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся: выполнение росписи на силуэтах чайной чашечки и объединение всех выполненных работ на общем фоне

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Практическая работа:
на форме посуды вырезанной из бумаги обучающиеся выполняют импровизацию по мотивам гжельской росписи
Провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и
обосновать её, умение выслушать собеседника
































Оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы, каждый учащийся высказывает свое мнение

Посмотрите, как выполнять роспись на силуэте (показ выполнения росписи на чайнике) без предварительного рисунка карандашом: сначала подчеркните синим цветом носик, ручку, пройдитесь полосой по горлышку и основанию, а затем приступайте к основной росписи. Обратите внимание, как необходимо держать кисть при росписи силуэта.

Начните писать цветок с середины, постепенно наращивая лепестки с левой и правой стороны от первого, а также немного ниже. Бумагу можно вращать, чтобы удобно было расписывать.
Цветок постарайтесь сделать такой величины, чтобы ему легко «дышалось» на белой поверхности формы, дополните его листьями, завитками, точечками.
Индивидуальная поддержка тем, кто испытывает затруднения в выполнении мотивов гжельской росписи. Звучит народная музыка
Просмотр и анализ работ учащихся, выставление отметок:
Силуэты чайных чашечек объединяются в общую композицию.
- Достигли вы на уроке поставленных целей?
- Какую работу, какие задания выполняли для достижения целей?
Изучили еще один промысел, научились владеть кистевой росписью.
Когда вы испытывали затруднение при работе?
На примере нескольких работ, учитель совместно с обучающимися выявляет ошибки и устанавливает их причины.
Критерии оценки:
1. построение композиции в росписи бумажной фигурки;
2. использование в росписи традиционных элементов гжельского письма;
3. применение традиционных цветов в росписи;
4. аккуратность.
Роспись выполнена в соответствии с критериями – отметка «пять».
Роспись выполнена в соответствии с критериями, но неаккуратно – отметка «четыре».
В росписи не используются традиционные элементы гжельского письма и нет аккуратности – отметка «три».
Славится наша Родина своими мастерами. Не зря говорят в народе: «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся».
- Сегодня на уроке вы научилисьчему?
- Самым неожиданным сталочто?
Закрепление материала, самостоятельное выполнение росписи.


5. Задание на дом.
цель самостоятельной работы для учащихся: развивать связную речь, придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания: придумать сюжет сказки (начало, развитие действия, кульминация и концовка)

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Запись домашнего задания:
Сочинение сказки о гжельской розе
-Спасибо за урок, вы очень хорошо сегодня работали!
Запишите в дневник Д/З
Рассказываю начало сказки, дав образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета.



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315