Разработка внеклассного мероприятия по избирательному праву Я б в сенаторы пошел… (8 — 11 классы)

деловая игра
« Я б в сенаторы пошёл»

Цель: Сформировать представление о том, как протекает законотворческий процесс и кто участвует в нём; как различные органы государственной власти взаимоконтролируют друг друга.

Оборудование: Конституция РФ, Устав Саратовской области, карточки с примерами законопроектов, презентация о структуре государственной власти.

Участники: учащиеся 8 и 10 классов.

План урока:
Вводная часть – опрос и презентация – 10 мин.
Законодательная инициатива – работа с Конституцией и Уставом – 5 мин.
Игра «Законотворческий процесс» - 25 мин.
Заключение – 5 мин.

Ход урока:

Организационный момент. Постановка целей.
Вводная часть.

Учащиеся 10 класса знакомят 8-классников с принципом разделения властей, преимуществами такого устройства.
Далее учитель показывает презентацию, а 10-классники комментируют слайды.
Затем участники делятся на группы:
Члены Совета Федерации
Депутаты Государственной думы
Члены Правительства РФ
Президент и работники его Администрации

Законодательная инициатива.
Каждая группа знакомится со ст.84,94,104, 105,106,107,115 Конституции РФ и Устава Саратовской области (ст.67,68) и решают, какая группа имеет право на законодательную инициативу.
- Кто имеет законодательную инициативу?
- Какие этапы выделяются на пути законопроекта до закона?
На доске чертится Схема процесса превращения законопроекта в закон.

Государственная дума (не менее 2/3 «Одобрено», в теч.5 дней)
Совет Федерации (более 1/2 «Одобрено» либо «Молчаливое согласие», либо «Отклонить» в теч. 5 дней)
Президент (подписание и обнародование либо отклонить в теч.14 дней)

4. Деловая игра «Законодательный процесс»

На выбор учащихся предоставляются 5 законопроектов в случае, если они не предложат своего. Далее идёт игра с соблюдением этапов законотворческого процесса, с обсуждением и голосованием.

Законопроекты на выбор учащихся:
О службе в армии по контракту и об отмене обязательной воинской службы
О разрешении ношения огнестрельного оружия всем гражданам РФ
О запрете рекламы на телевидении
О легализации наркотиков в России
О введении обязательной школьной формы в учебных заведениях страны.

- Как граждане могут внести законопроект?
- Куда должен быть внесён законопроект?
- Как проходит принятие закона?
- Какие еще полномочия имеет Президент по отношению к Государственной думе?
- Совет Федерации по отношению к Президенту?
- Почему такие полномочия даны?
- Кто знает, когда закон вступает в силу?

Вывод: Взаимоконтроль властей необходим, иначе – монополизация власти одной ветвью приведёт к диктатуре)

5. Подведение итогов игры.
15