Разработка урока по литературному чтению на тему Городок в табакерке (4 класс)

Урок литературного чтения для 4 классе по теме:


Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в Табакерке.
Цель: Познакомить учащихся со сказкой Одоевского, используя методы исследования.

Планируемые результаты:
Предметные:
1).Познакомить с произведением Одоевского «Городок в табакерке».
2).При помощи сказки познакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки.
Метапредметные:
1).Расширять словарный запас учащихся.
2).Формировать навыки выразительного чтения.
Личностные:
1).Воспитывать любознательность.
Формируемые УУД:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные: размышление над нравственными ценностями литературной сказки. Определение основной мысли, деление текста на части.
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.
Ход урока
I.Организационный момент.
Проверка домашнего задания
а) чтение олицетворений
б) выразительное чтение стихотворения
II. Речевая разминка.
Эпиграф:
Кто любит науку, тот не ведает скуку.
-Прочитайте медленно.
-Прочитайте с ускорением.
-Прочитайте с вопросительной интонацией.
- С ударением над словами.
-Как вы понимаете скороговорку?
Ш. Введение в тему урока. Постановка цели урока.
-Вы когда-нибудь видели подобный музыкальный инструмент, который может сам играть, без музыканта?
- Ребята, я не просто завела разговор о таком инструменте.. Посмотрите, что у меня в руках? (Шкатулка). Я её открываю и что мы слышим? (Музыку).
-Какая это музыка? Живая? (Механическая, ведь её играет не инструмент, а механизм, сделанный из металлических деталей).
- Правильно. Откроешь коробочку, а там музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. Мелодия красивая, но с неживым оттенком. Играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа.
- Что бы вам было интересно узнать держа в руках такую шкатулку?
- Интересно ли вам узнать, как устроена музыкальная шкатулка?
- Узнать устройство музыкальной шкатулки нам поможет произведение. Надо только расшифровать его название.

ГО – БА – РО – КЕР – ДОК – КЕ – В ТА ( слайд 1)
- Прочитайте сначала нечётные слоги, потом чётные.
- Как называется произведение? ( слайд 2)
- Кто автор произведения ? (Владимир Фёдорович Одоевский) ( слайд 3)
Ребята нам кратко расскажут биографию автора.
В.Ф.Одоевский очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он не появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нём своего друга. В.Ф.Одоевский организовал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился. Любовь к детям, умение дружить с ними, побудили Одоевского писать для детей. Одно из его произведений мы и прочитаем сегодня. ( слайд 4)
- Ребята произведение называется «Городок в табакерке». О чём оно будет?
- Можно ли по названию понять жанр произведения, которое мы будем читать? ( сказку)
- Посмотрим правы ли вы?
IV. Изучение нового материала
– А что такое “табакерка”? ( слайд 5)
- Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом( слайд 6)
– В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.
- Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью. ( слайд 7)
- Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.
– “Городок в табакерке” был написан более 150 лет назад, поэтому в произведении встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.
– А знаете ли вы значение этих слов?
– Что такое бюро? ( слайд 8)
- Горка? ( слайд 9)
– Что такое ставни? ( слайд 10)
– Объясните, что обозначает слово флюгер? ( слайд 11)
– Какую бумагу называют “тисненой”? ( слайд 12)
V. Работа над содержанием сказки.
1.Чтение с остановками. Чтение первой части «Буксиром». ( учитель задает проблемные вопросы)
- Коллективное составление системы образов:
Папенька: заставляет сына думать самостоятельно.
Миша: послушный, внимательный
Табакерка: прекрасная, пестренькая из черепахи
- «С этими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел Миша?» Как вы думаете, что увидит Миша? (проблемный вопрос)
- Послушает ли Миша папеньку, войдёт ли он в табакерку?
Узнаем ответ на вопрос когда дочитаем сказку.
Чтение 2 части учащиеся – учитель.
Миша: воспитанный
Табакерка: поучительная, Миша узнаёт новые знания
- Для чего папа посоветовал подумать Мише самому. Зачем колокольчики, валики с крючками?
- Кого первым встретил Миша у входа в город? ( колокольчики). По ходу вывешивается названия жителей табакерки.
- Как вы думаете от чего звенят колокольчики?
- Почему мальчик закусил губу и не сказал больше ни слова?
- Чему удивился Миша, когда шёл под сводами табакерки?
- Какой пример из своей жизни он вспомнил?
- На каком уроке мы тоже вспоминаем эти правила? ( Рисование)
- Можно ли сказать что Колокольчик Мише преподнёс урок?
Чтение 3 части самостоятельно.
Миша: наблюдательный, храбрый
Мальчики колокольчики: с золотой головкою, в серебряной юбочке, неодинаковые, умные, добрые, музыканты
Табакерка: черепаховое небо, золотое солнышко, золотые деревья
Дядьки – молоточки: злые, на тонких ножках, с предлинными носами, беспрестанно постукивают мальчиков колокольчиков
Надзиратель: валик, предобрый человек, целый день лежит
- Какой ещё урок получил Миша?
- Как вы думаете, весело ли жилось колокольчикам?
- Кого ещё встретил Миша в Табакерке?
( молоточки, валик, пружинка)
- Как вы думаете кем являются ещё герои произведения? ( устройство табакерки).
- Что произошло с Мишей, когда он дотронулся до пружинки? ( проснулся)
- Что Миша узнал в городе?
- В начале вы предположили, что это произведение – сказка. Оправдались ожидания? Докажите что это сказка? ( герои говорили, город в табакерке).
- Это не просто сказка, а научно – познавательная сказка. Её автор поместил в учебное пособие «Наука до науки. Книжки дедушки Ирения.» Почему?
VI. Итог урока.
- Мы начали со слов Кто любит науку, тот не ведает скуку.
- Как эти слова были связаны со сказкой?
- Главная мысль сказки? ( Как интересно познавать новое, уметь самостоятельно думать. Поодиночке ни колокольчик, ни валик не могут заставить работать шкатулку).
VII. Рефлексия
- Чем вам понравилась сказка?
- Что было интересного на уроке?
- Что бы вам ещё хотелось сделать, поработав над сказкой?
Д/з: 1. Прочитать сказку, составить план.
2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. Пересказать этот отрывок.
















15