Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ЗПР. Осень


Конспект открытого  занятия в старшей группе детей с ЗПР.
Тема: «Осень»
Цель:
Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях.
Задачи:
Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».
Совершенствовать грамматический строй речи.
Продолжать учить согласовывать движения с речью.
Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.
Развивать речевое дыхание
Развивать пространственные представления.
Развивать внимание, память.
Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.
 Оборудование:
Кукла «Осень», мультимедийная установка, мяч, картинки с листьями,  листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев, игрушка-телефон.
 Ход  занятия:
Орг. момент
Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.
— Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?
(ответы детей).
— Какого цвета листья?
(ответы детей).
— Как сказать про листья разного цвета?
(ответы детей).
(Да, листья разных цветов, они разноцветные).
— Какие у нас листья?
(ответы детей).
 Введение в тему
-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.
Падают, падают листья,
В нашем саду- листопад,
Желтые, красные листья,
По ветру вьются, летят.
 — О каком времени года это стихотворение?
( об осени).
 Дыхательная гимнастика (вдох через нос, выдох через рот, дети вдыхают аромат осенних листьев).
-Ребята, осенние листья очень приятно пахнут.
-Давайте подышим ароматом осеннего леса!
Введение в тему
(Звучит музыка осеннего леса).
— Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?
(Ответы детей).
-Какие еще приметы осени вы знаете?
(Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки и сапожки).
— А какие вы знаете осенние месяцы?
(ответы детей).
— Ребята, давайте соберем букет из осенних листьев.
 Пальчиковая игра «Осенний букет»
       Раз, два, три, четыре, пять-
       Будем листья собирать
        (сжимать и разжимать кулачки),
       Листья березы, листья рябины,
        Листики тополя, листья осины,
        Листики дуба мы соберем,
        Маме осенний букет отнесем.
       (загибать поочередно пальцы).
 Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. На экране появляются картинки, дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Дождь-дождик, лист-листик
Ветка-веточка, трава-травка и т.д.
 Игра «Подбери признак»
Логопед:
— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
— Кому я брошу мяч ,тот  отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.
-Какие листья осенью?
-Какие деревья?
-Какая трава?
-Какой дождь? и т.д.
 
Физ.минуткаЛистья осенние тихо кружатся
(дети кружатся на носочках)
 Листья нам под ноги тихо ложатся
(дети приседают)
 И под ногами шуршат, шелестят
(волнообразные движения руками вниз)
 Будто опять закружиться хотят
(поднимаются на носочки, кружатся).
 Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».
Лист с березы – березовый,
Лист с рябины – рябиновый,
Лист с дуба – дубовый.
Лист с осины – осиновый .(дети подбирают листья к нужному дереву).
 Игра на внимание.
Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.
 Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.
        (Логопед предлагает детям выложить узор  из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).
        — Какой лист в середине?
        — Какой лист слева?   — Какой лист справа?  (ответы детей).
 Релаксационная минутка.
— А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь. Звучит спокойная музыка.
Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение:
Осень наступила,Высохли цветы,И глядят уныло,Голые кусты.Вянет и желтеетТравка на лугах,
Только зеленеет.Озимь на полях.Туча небо кроетСолнце не блестит,Ветер в поле воет,
Дождик моросит.Воды зашумелиБыстрого ручья,Птички улетели,В теплые края.
Итог занятия.
— Занятие подошло к концу.— Скажите, о каком времени года мы говорили на занятии.