Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему «В гости к временам года!»


Отдел образования
администрации Россошанского муниципального района
муниципальное казённое дошкольное образовательное
учреждение детский сад №13
В гости к временам года!
(открытое логопедическое занятиев старшей группе для детей с ОНР)
Учитель-логопед
МКДОУ д/с №13
Н.Н. Сибирко Цель: Обобщить знания детей о временах года, их приметах.

Коррекционно-образовательные задачи:
активизировать словарь по теме;
систематизировать знания детей о временах года, их отличительных признаках;
совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с сущест- вительными в роде и числе, использование в речи слов - антонимов, практическое
употребление предлога на );
совершенствовать навык употребления предложно – падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать зрительное внимание и восприятие;
развивать речевой слух, память, мышление;
развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;
активизировать речевую деятельность детей.
Коррекционно-воспитательные задачи:
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
самостоятельности, инициативности, ответственности;
воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Оборудование:
панно (ковролин), солнышко (мягкая игрушка), « цветочная поляна», «осеннее дерево
с листочками», «снежок», маленькие солнышки (из картона) с шоколадными
сердечками, бабочка, сундучок, проектор, ноутбук.

Ход занятия:
1.Оргмомент
2.Введение в тему.
Слайд-шоу
«Времена
года»
Сообщение темы занятия
3.Д/игра «Назови приз-наки весны»
(составление предложений)
4.Массаж лица
5.Д/игра с солнышком
«Попросим у весны!»
6.Д/игра
«Назови признаки лета»
(составление предложений)
7.Д/игра
«Цветочная поляна»
8.Д/игра
«Назови приз-
наки осени»
9.Д/игра «Украсим осеннее дерево»
10.Д/игра
«Назови приз- наки зимы»
11.Д/игра
«Игра в снежки»
12.Итог.
Сюрпризный
момент. Звучит музыка…Дети заходят в зал, становятся в кружок.
Логопед: Ребята, давайте поприветствуем всё, что вокруг нас, и друг друга…
- Здравствуй, солнце золотое, (дети раскрывают ладони и вытягивают руки вперёд)
- Здравствуй, небо голубое, (поднимают руки вверх)
- Здравствуй, матушка-земля, (наклон рук вниз)
- Здравствуй, все мои друзья! (коснулись ладонями друг друга и посмотрели друг на друга)
Дети садятся на стульчики…
Под музыку демонстрируются слайды о каждом времени года.
Логопед:
Придумала Мать дочерям имена:
Вот лето и осень, зима и весна.
Приходит весна – зеленеют леса
И птичьи повсюду звенят голоса.
А лето пришло – всё под солнцем цветёт
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегом поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
- Ребята, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? (о временах года)
- А вы хотите отправиться в путешествие по всем временам года сразу?...Как вы думаете, на чём можно путешествовать? (ответы детей)
А я предлагаю отправиться в путешествие на ковре – самолёте…Вы согласны?
У логопеда в руках солнышко ( мягкая игрушка).
Логопед:
Ребята, посмотрите, что у меня в руке?
Дети: Солнышко…
Логопед:
Давайте в наше путешествие возьмём солнышко. Ведь солнышко бывает
всегда: и зимой, и весной, и летом, и осенью…Только оно светит и греет по-разному…Пусть солнышко путешествует с нами!
А где же наш « ковёр-самолёт»?
(На экране появляется слайд «ковёр-самолёт»)
Итак, садимся на наш волшебный « ковёр- самолёт», закрываем глазки и взлетаем…
Звучит музыка П.Чайковского «Времена года. Апрель»
Дети открывают глаза. На экране слайд «весна».
Логопед:
Дети, в каком времени года мы оказались?
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла…(дети договаривают хором: весна)
Как вы догадались, что это весна?
Дети составляют предложения (по картине на экране):
Весной солнце светит ярче.
Весной на деревьях набухают почки. и т.д.

Логопед:
На землю вернулась красавица-весна.
Давайте ощутим её прикосновение... (дети встают со стульчиков)
На экране слайд «весеннее солнце», слышны звуки птичьих голосов…
Логопед:
Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо (поглаживание)
Дождик ещё холодный (постукивание подушечками пальцев)
По утрам ещё иногда пощипывает морозец (пощипывание)
А всё-таки солнышко светит сильнее (снова поглаживание)
Дети садятся на стульчики.
Логопед:
Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…Весна- красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой…
Давайте каждый из нас попросит что-нибудь у весны…Мы будем передавать друг другу солнышко…
Логопед: Я прошу весну принести хорошую погоду…(передаёт солныш-
ко другому)
Дети просят весну принести тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники, журчащие ручейки, голубое небо, радостное настроение, …)Логопед: Ребята! А вы знаете, кто весну на крыльях приносит? (птицы)
Как назвать одним словом этих птиц? (перелётные)
Назовите перелётных птиц (дети перечисляют)
Логопед: Молодцы, дети! Вы много рассказали о весне. Посмотрите, как солнышко радуется этому!
А теперь нам снова пора в путь…
Садимся на наш волшебный «ковёр-самолёт»…(появляется слайд «ковёр-самолёт»)…закрываем глазки и …взлетаем!
Звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Июль».
Дети открывают глаза. На экране слайд «Лето».
Логопед:
Дети, какое это время года?
Оно соткано из зноя,
Несёт тепло с собою,
И реки согревает,
«Купайтесь!» – приглашает.
Все любим мы за это…(лето).
Ребята, а как мы узнаем, что лето наступило?
Дети составляют предложения (по картине на экране):
Летом небо голубое, высокое.
Летом после дождя бывает гроза…и т.д.
Логопед:
Молодцы, ребята! А сейчас я вас приглашаю на цветочную поляну…
(Дети становятся в кружок вокруг разложенных на полу бумажных цветов)
- Посмотрите, сколько здесь разных, красивых цветов!
Давайте покажем, как растут цветочки, как их выращивают…
Все хором проговаривают стишок, сопровождая речь движениями:
Землю мы копали,
Цветики сажали.
Чтобы цветики цвели, -
Мы их поливали.
Ай-лю-ли, ай-лю-ли,
И цветочки расцвели!
Каждый из детей берёт по цветочку.
Логопед: А кого можно увидеть летом на цветочной поляне? Кто любит летать над цветами? (пчёлы, бабочки,…)Посмотрите, на нашу полянку прилетела бабочка. На чей цветок она сядет, тот об этом нам и скажет…
Логопед прикасается палочкой с прикреплённой к ней бабочкой к цветам в руках детей. Каждый составляет предложение:
Бабочка села на ромашку.
Бабочка села на фиалку…и т.д.
Логопед: Покружилась бабочка над цветами и улетела. Давайте соберём цветочки в букет…
Дети, очень жаль расставаться с солнечным летом, но нам снова пора в путь. А чтобы нам не было грустно, мы берём с собой солнышко.
На экране снова слайд «ковёр-самолёт».
Дети «садятся» на « ковёр- самолёт», закрывают глаза.
Звучит музыка П.Чайковского «Времена года. Октябрь»
Дети открывают глаза. На экране слайд «Осень».
Логопед: Ребята, в каком времени года мы очутились?
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят.
Что это?...(осень)
Расскажите, что происходит с природой осенью?
Дети составляют предложения (по картине):
Осенью часто идут дожди.
Осенью на деревьях желтеют листья…и т.д.
Логопед: Дети, а что это у нас под ногами? (осенние листочки)
Подул сильный ветер и сорвал листочки с дерева…Давайте вернём листочки на место, украсим осеннее дерево. ..
Я начну предложение, а вы его закончите. Кто правильно это сделает, тот украсит листиком осеннее дерево…
- Летом жарко, а осенью…
- Летом дни длиннее, а осенью…
- Летом на деревьях листья зелёные, а осенью…
- Летом цветов много, а осенью…
- Летом небо светлое, а осенью…
- Летом земля сухая, а осенью…
- Летом дожди тёплые, а осенью…
- Летом люди растят урожай, а осенью…
- Летом тучи ходят высоко, а осенью…
- Летом людям радостно, а осенью…
Дети по одному прикрепили все листочки к дереву ( на ковролине)
Логопед: Дети, посмотрите, какое красивое получилось у нас дерево!
Молодцы! Вы очень порадовали наше солнышко.
Нам снова пора в путь-дорогу…
На экране слайд «ковёр-самолёт».
Дети «садятся» на « ковёр-самолёт», закрывают глаза.
Звучит музыка П.Чайковского «Времена года. Январь».
Дети открывают глаза. На экране слайд «Зима».
Логопед: Ребята, в какое время года мы попали?
Дел у меня немало –
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома –
Зовут меня…(зима).
Дети, докажите, что это зима…
Дети составляют предложения о зиме (по картине):
Зимой вся земля покрыта снегом.
Зимой деревья стоят голые…и т.д.
Логопед: Ребята, а вы хотите поиграть со мной в снежки?
Дети становятся в кружок. В середину кладут солнышко.
Логопед: Мы с вами будем играть, а зимнее солнышко пусть нам светит. Тот, кому я брошу «снежок», должен закончить начатую мною фразу…
Про что можно сказать:
Зимняя… ледяная… скользкий…
Зимний… грустное… морозные…
Снежная… пушистый… злая…
Холодный… белая… большие…
Молодцы, ребята, вы правильно подобрали все слова…
И солнышку понравилась наша игра…
Дети, а теперь нам пора возвращаться домой, в наше время года.
Как мы это сделаем? (полетим на ковре-самолёте)
На экране появляется «ковёр-самолёт»…
Дети садятся на «ковёр-самолёт», закрывают глаза и возвращаются в весну.
Логопед: Ребята, вот и вернулись мы с вами домой.
Какое время года за окном? (весна)
Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось?...(На экране появляется слайд «времена года»)
Каждое время года замечательно по-своему. И наша русская природа хороша в любое время года: и зимой, и весной, и летом, и осенью.
Мы должны любить и беречь её.
Солнышку тоже понравилось путешествовать с нами. И оно приготовило для вас маленькие подарки…
(На экране появляется слайд «солнышко»)
Логопед достаёт из сундучка маленькие солнышки с прикреплёнными к ним шоколадными сердечками.
- Солнце дарит всем улыбку
И тепло своих лучей.
Маленькое солнышко
Возьми, дружок, скорей!
Ребята, пусть солнышко никогда не покидает вас: ни зимой, ни весной, ни летом, ни осенью; пусть оно всегда будет в вашей жизни и ваших сердцах!

Звучит песня Солнышко». Дети получают подарки и выходят из зала.