Методическая разработка урока литературного чтения. И.А. Крылов Мартышка и Очки


Методическая разработка урока литературного чтения
для учащихся 3 класса.
Бехлер Любовь Сергеевна
Учитель начальных классов
МБОУ «НШ – ДС» пст. КеркиСосногорский район, Республика Коми
Тема: Иван Андреевич Крылов. Басня «Мартышка и Очки». (УМК «Школа России»).
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока: Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Крылова.
Формировать умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, различать речь автора и героев басни.
Развивающая:
Развивать творческие способности учащихся, навыки работы с текстом, обогащать словарный запас, кругозор.
Воспитывающая:
Воспитывать интерес к творчеству русских писателей, любовь к чтению.
Оборудование: Портрет И.А. Крылова, его книги; аудиозапись басни «Мартышка и Очки», карточки с заданием. Ноутбук с доступом в сеть интернет.
Формируемые УУД
Личностные:
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять мораль басни;
коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение работать в группе.
Предметные:
- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.
- учиться средствам выразительности.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап.
Эмоциональный настрой на урок. Приветствие. Приветствие обучающихся.
Придумано кем — то просто и мудроПри встрече здороваться и говорить— Доброе утро! Солнце и птицы!— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!И каждый становится, добрым, доверчивым пусть доброе утро длится до вечера!
Актуализация знаний. О ком написал Михаил Исаковский. По заданному шифру разгадайте, что здесь зашифровано.
Что вы о нем знаете. Какие произведения читали?
Посмотрите на портрет писателя.
Каким он вам представляется по характеру?
Да, мы видим открытое лицо, добрый взгляд мудрого человека.
Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Он был очень старательным и любознательным.
Сам, без помощи учителей овладел русским языком и математикой, а также изучил французский и итальянский языки. Крылов переводил стихи и прозу. Великолепно знал литературу, интересовался театром. Более 30 лет он работал в библиотеке.
Ребята на доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их. Определите, с каким из них мы еще не встречались в этом году?
(РССААКЗ, ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК).
А что же такое басня? Учащиеся разгадывают шифр. Называют – Иван Андреевич Крылов.
Учащиеся вспоминают и называют знакомые произведения.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Ответы ребят.
Рассказ, былина, сказка, стихотворение, басня, загадка.
Определяют жанр – БАСНЯ.
Предполагаемые ответы:
Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей.
В басне есть мораль.
Мотивационно-целевой этап
Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова- А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.(Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза).
Учащиеся определяют тему урока.
Организационно – деятельный этап Ребята, прежде чем начнем читать басню поработаем над лексическим значением слов, для того чтобы текст басни был понятен.
Скажите, а почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?
Так кто герои басен?
Что они высмеивают?
Работа в группах (пользуются словарями и ресурсами интернет):
Дюжина- 12;
Полдюжины- 6;
Темя - верхняя часть головы;
Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;
Нет проку - нет толку;
Невежда - необразованный, несведущий человек;
К худу клонит - к плохому клонит;
Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;
Невежа -грубый, невоспитанный человек.
Это герои произведения.
Животные.
Пороки людей.
Физминутка. Ну, а теперь немножко поиграем. Представьте, что все вы веселые мартышки. Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Мы ногами топаем,
Мы руками хлопаем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесем к виску,
Друг другу носики покажем,
Рукою в небо мы укажем...
Оттопырим ушки,
Возьмемся за макушки,
Шире рот откроем,
Мордочки состроим.
Анализ басни Прослушайте аудио – запись басни, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.
- Понравилось ли вам исполнение басни?
Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.
Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками.
Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?
Почему Мартышка решила, что ее обманули?
В чем комичность ситуации? Что вам показалось смешным?
Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод.
Если бы не было морали в басне, то вы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?
А чем отличаются два этих слова «Невежа» и «Невежда» Слушают аудиозапись.
Ответы детей
Предположения детей.
Ответы детей: Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет.
Нет, так очками не пользуются.
Она не знала как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли.
Было смешно, когда она достала много очков и беспорядочно их надевала.
Дети читают мораль басни и объясняют как понимают.
Да, можно догадаться, что высмеивается человек – невежда.
Невежа -грубый, невоспитанный человек.
Невежда - необразованный, несведущий человек.
Работа над выразительным чтением басни. Инсценирование басни.
Поработайте в парах. Прочитайте басню выразительно друг другу.
Давайте поиграем в театр. Попробуйте инсценировать мартышку, читая басню.
Как читаем первые строчки?
- Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.
- Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?
Читают басню.
- Спокойно.
- С досадой, недовольством.
Подведение итогов. Что узнали нового?
Что научились понимать?
Для чего люди читают басни И. А. Крылова?
Басни учат нас мудрости жизни, обогащают родной язык. Читая басни Крылова, человек задумывается о своих не всегда правильных поступках и далее старается их избежать.
Поэтому народ высоко чтит память о Великом баснописце И. А. Крылове.
Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.
Рефлекторно-оценочный этап Что нового узнали на уроке?
За что бы себя похвалили?
Каким для вас показался урок, закончите предложение. Ответы ребят.
Ответы ребят.
Урок для меня был: увлекательным, сложным, непонятным, интересным, познавательным, средним.
Домашнее задание:
По выбору:
- читать басню выразительно
- выучить наизусть басню. САМОАНАЛИЗ
урока литературного чтения
для учащихся в 3 класса.
Данный урок является 9 в разделе «Великие русские писатели».
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Атмосфера доброжелательности, установившаяся с первых минут урока, позволила ребятам приступить к уроку в бодром настроении.
Постановка проблемной ситуации в начале урока, помогла детям активно включиться в творческую работу. Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, перед учениками были поставлены посильные познавательные проблемы, что способствовало решению обучающих задач.
Для реализации развивающих задач, на протяжении всего урока велась работа развитию речи, дети были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, объясняли толкование незнакомых слов, опираясь на словари, а так же и ресурсы интернет. Работоспособность на протяжении всего урока поддерживалась за счет правильно подобранных заданий с частой сменной деятельности.
Для эмоционального восприятия материала использована аудиозапись, что послужило формированию целостного представления о теме. Игровые технологии (игра в театр) способствовали пробуждению интереса к творчеству И. А Крылова, к чтению его произведений, что способствовало решению воспитательной задачи.
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: создание ситуации успеха, установленная атмосфера взаимопонимания, условия психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. С целью предупреждения утомления была проведена физминутка. Дыхательная гимнастика (вхождение в образ) позволила избежать перегрузки, что является важным с позиции здровьесбережения.
Таким образом, цели урока достигнуты, задачи выполнены.