Конспект урока по литературному чтению 4 класс «Школа России» Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»


Конспект урока по литературному чтению 4 класс «Школа России»
Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова
«Мартышка и очки»
Задачи:
Образовательные:
Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова
«Мартышка и очки»
Дать представление о характерных признаках басни;
Находить мораль в произведении;
Развивающие:
Развивать навыки беглого, выразительного чтения;
Развивать память внимание, речь учащихся;
Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
Обогащать словарный запас учащихся;
Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к чтению;
Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
Оборудование:
Портрет И.А.Крылова;
Иллюстрация к басне «Мартышка и очки»;
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…»
Ход урока:
I.Организационный момент. (2 мин)
Психологический настрой
Ну – ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ли на месте,
Всё ли в порядке –
Ручка, книжки и тетрадка?
Учитель просит детей сесть за столы.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
II. Проверка домашнего задания. (5 мин)
- Что было задано на дом?
(выучить наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане..»)1.Чтение отрывков наизусть.
- Можно ли «Сказку о царе Салтане..» сравнить с народной? Почему?
- Что сказочного в произведении А.С.Пушкина?
- Что из того, о чём рассказано в сказке, могло происходить в действительности?
2.Работа с иллюстрациями к сказке.
- Сейчас я буду показывать вам иллюстрации к сказке, а вы дложны будете вспомнить отрывок из сказки, который подходит к изображённому на ней моменту.
- Молодцы.
III. Постановка цели. Актуализация знаний. (5 мин)
Цели:
- продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
- помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
- На доске зашифрованы названия лтиературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?
(ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК)
(Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка)
- Чьи басни вы уже читали в прошлом году?
Постановка учебной задачи урока
- Сегодня мы обратимся к жанру басни
- Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?
- Чем она отличается от рассказа, сказки, стихотворения?
- Отделите фамилию, имя и отчество одного писателя от другого.
ЛЕ-И-В-ВАН-НИ- АН- КО-ДРЕ-ЛА-Е-Е-ВИЧ-ВИЧ-КРЫ-ТОЛ-ЛОВ-СТОЙ
(Лев Николаевич Толстой, Иван Андреевич Крылов- Какие басни Льва Николаевича Толстого вы помните?
(ответы детей)
- Можете ли вы прочитать наизусть?
- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова- А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили:
Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.
- Прочитайте что написано, только справа налево:

- Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?
(это герои басни)
IV. Изучение нового материала. (10 мин)
Цель:
- познакомить с биографией И.А.Крылова.
- Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».
- Посмотрите на портрет И.А.Крылова.
- Каким он вам представляется по характеру?
(добрый, умный и т. д.)
- Да, ребята, мы видим открытое лицо , добрые и проницательные глаза мудрого человека.
- Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни?
(Своё сообщение читает заранее подготовленный ученик)
- Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Глоицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!). вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А.Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости.
- Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня?
- Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др.
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
- Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение некоторых слов:
1.Словарно – лексическая работа.
2.Прогнозирование содержания.
- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?
- Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?
- Почему мартышка разбила все очки?
- Как вы думаете, какой будет мораль басни?
- Сформулируйте её своими словами.
VI. Физкультминутка. (1 мин)
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали
Вы резвиться не устали?
V. Знакомство с басней «Мартышка и Очки». (2 мин)
1.Чтение басни учителем.
- Понравилась ли вам басня?
- Что заставило вас улыбнуться?
VI . Закрепление изученного. (5 мин)
1.Чтение басни учениками.
- Смогли ли мы предугадать её содержание?
- Найдите в учебнике иллюстрацию, которая соответствует данному эпизоду басни.
- Почему именно этот эпизод изображён?
- Чем он важен?
- Похоже ли её поведение на поступки людей?
2.Выборочное чтение.
- Прочитайте мораль басни «Мартышка и Очки».
- Подтвердите примерами, что мораль этой басни важна и в наши дни.
-Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.
- Какие слова помогают нам понять, что Мартышка не знает, как использовать очки?
- Как вы понимаете выражение «тьфу пропасть»?
- Почему предложение «Тьфу пропасть!» восклицательное?
- Как бы вы прочитали это предложение: с радостью, огорчением, досадой?
- Как вы понимаете строки «О камень так хватила их, что только брызги засверкали»?
- Почему Мартышка решила, что люди её обманули?
- В чём комичность ситуации описанной в басне?
Выразительное чтение басни по ролям.
VII. Итог урока. (2 мин)
- Кто такой И.А.Крылов?
- С какой басней познакомились?
- Кто главный герой басни?
- Каких ещё животных наделил И.А.Крылов человеческими качествами в своих баснях?
VIII. Домашнее задание. (1 мин)
- Выучить басню наизусть.