Конспект урока по литературному чтению на тему Басня Мартышка и очки


Конспект урока литературного чтения по теме "Е.Л. Шварц. Сказка о потерянном времени" (4-й класс)
Яковлева Юлия Викторовна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Цели урока: работать над содержанием сказки Е.Шварца; повторить знания о сказке как жанре народного творчества и авторской сказке; развивать речь, мышление, внимание, память; обогащать словарный запас; воспитывать усидчивость, трудолюбие.
Оборудование: Родная речь. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 [Сост. Л.Ф.Климанова и др.] – М: Просвещение – ОАО “Московские учебники”, 2005. – 223с. : ил., портрет Е.Л.Шварца.
ХОД УРОКА
1. Цели урока.
- Что было задано на дом? (Дочитать “Сказку о потерянном времени” Е.Шварца, с которой начали знакомиться на предыдущем уроке)
- Какие навыки, умения вы развивали дома, читая это произведение? (Развивали осознанность, правильность, выразительность чтения)
Далее учитель знакомит учащихся с целями урока.
2. Беседа о сказках.
- Чем сказка отличается от других литературных произведений? (Ответы учащихся)
Прочитайте определение из энциклопедического словаря (на доске):
“Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, чаще прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел”.
- Что такое “фольклор”? (Народное творчество)
К эпическим произведениям относятся повествовательные произведения – большинство фольклорных произведений, романы, повести, рассказы, новеллы.
“Авантюрного характера” – значит, приключенческого характера.
Назовите сказки, которые вы читали. (Ответы учащихся)
- На какие 2 группы их можно разделить? (Народные и авторские)
3. Задания по сказкам.
В это время два учащихся на доске с помощью стрелок распределяют сказки в два столбика: русские народные сказки литературные (авторские) сказки.
Гадкий утёнок
Царевна-лягушка
Красная шапочка
Дикие лебеди
Иван-царевич и серый волк
Сивка-бурка
Спящая красавица
Гуси-лебеди
Семь воронов
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
В это время остальные учащиеся: рассматривают портреты писателей и должны догадаться, кто “лишний” и почему? На доске – портреты А.Пушкина, Л.Толстого, А.Толстого, В.Катаева, С.Есенина, М.Горького, К.Чуковского, С.Маршака. (С.Есенин “лишний, т.к. он не писал сказок) Что общего у остальных писателей? (Русские писатели)
- Кто писал сказки поэтическим языком? (Ответы учащихся). Назовите все сказки А.С.Пушкина.
Затем весь класс проверяет, как учащиеся выполнили задание на доске. Назовите авторов литературных сказок.
Посмотрите ещё раз на портреты писателей-сказочников. Кто из них писал свои произведения в XX веке? (Ответы детей)
Евгений Шварц тоже прославился в XX веке благодаря своим замечательным сказкам. Одну из них вы прочитали на прошлом уроке и дома. А каким человеком вы себе представляете Е.Шварца?
4. Сообщение заранее подготовленных учащихся о Е.Л.Шварце.
Послушайте сообщение ребят о писателе, запомните о нём как можно больше сведений.
На доске – портрет Е.Шварца и годы его жизни: 1896–1958 гг.
“Евгений Львович Шварц родился в 1896 году в семье земского врача. Детство будущего писателя прошло в Майкопе. Родители любили театр, сами участвовали в любительских спектаклях и передали любовь к театру и литературе сыну. В реальном училище Шварц заполнял стихами свои и чужие альбомы.
В 1913 году он поступил в Москве на юридический факультет народного университета имени Шанявского. Гражданская война поменяла его планы. Шварц поступил в ростовскую Театральную мастерскую.
Со временем он стал печататься в провинциальной прессе, а с 1924 года в журналах и альманахах Ленинграда. Его дарование с наибольшей полнотой раскрылось в жанре пьесы-сказки для детей и взрослых. Лучшие пьесы – “Голый король”, “Красная шапочка и Серый волк”, “Снежная королева”, “Кукольный город”, “Два клёна”, “Тень”, “Дракон” – Евгений Шварц создал с 1934 по 1944 годы. В трагическое для нашей страны время массовых репрессий и Великой Отечественной войны писатель поднимал в своих сказках “вечные вопросы”: о сущности человеческой натуры, о добре и зле, о том, что такое “подвиг”…”
Из статьи Людмила Поликовской “Меня Господь благословил идти…”
5. Физминутка.
3аранее подготовленные учащиеся в коридоре переодеваются в костюмы для инсценировки начала “Сказки о потерянном времени”.
6. Показ сценки.
Учитель читает за автора, 3 учащихся изображают Петю Зубова (мальчиком и старичком), тётю Наташу и маму. (Учебник – страницы 106–108)
7. Беседа по содержанию сказки и выборочное чтение.
- Как звали героя сказки? Что с ним произошло? (Он внезапно постарел). Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века). Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счёты, часы-ходики, газета “Пионерская правда” – приметы того времени). Где случилась эта история? (В городе). Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников)
Прочитайте этот эпизод на странице 109.
Далее – чтение по ролям: автор, Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович (страницы 109–110).
- Как поступил герой сказки? Найдите и прочитайте выразительно этот отрывок (страница 110).
- Как характеризует Петю его решение искать стариков-школьников? Что произошло вследствие этого решения? Кого Петя нашёл сначала? Каким образом? (Выборочное чтение на страницах 111–112)
Аналогичная работа на странице 113.
- Когда Петя нашёл всех детей-старичков, что произошло дальше? Чем закончилась сказка?
8. Подведение итогов.
- Понравилась вам сказка? Чем? Чему она учит? Найдите главную мысль сказки прочитайте её (страница 115 – “…ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”).
- Как понимаете название сказки? Какой еще совет дает писатель? (Cтраница 114 – “…иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь”)
- Как называется раздел учебника? (“Делу время – потехе час”). Как понимаете смысл этой поговорки? Какие ещё поговорки про время вы помните? (“Кончил дело – гуляй смело”)
- Как вы считаете, Петя – положительный или отрицательный герой? Почему вы так думаете?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие качества вы развивали во время урока? Будете ли теперь относиться ко времени?
9. Домашнее задание.
Подумайте над вопросами:
- Зачем люди сочиняют сказки?
- Зачем писатели пишут авторские сказки по мотивам народных?