Конспект урока по литературному чтению на тему «Басня И.А. Крылов «Мартышка и очки


Самостоятельная работа
по МДК «Русский язык с методикой преподавания»
«Конспект урока по литературному чтению на тему «Басня И.А. Крылов «Мартышка и очки»»

Астрахань,2015
УМК «Начальная школа 21 века»
Учебник «Литературное чтение», авторы Л.А. Ефросинина и М.И. Оморокова.
Класс 3 класс
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема урока: «Басня И.А. Крылов «Мартышка и очки»»
Цель: Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»
Задачи:
Образовательные:
• Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
• Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»;
• Дать представление о характерных признаках басни;
• Находить мораль в произведении;
Развивающие:
• Развивать навыки беглого, выразительного чтения;
• Развивать память внимание, речь учащихся;
• Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
• Обогащать словарный запас учащихся;
• Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к чтению;
• Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
Оборудование:
Портрет И.А.Крылова;
Иллюстрация к басне «Мартышка и очки»;
Презентация.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Петровна, и сегодня, урок литературного чтения у вас буду вести я. Можете садиться.
Ну – ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ли на месте,
Всё ли в порядке –
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
-Вижу, что к уроку все готовы, молодцы -Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. Регулятивные:
- нацеливание на успешную деятельность;
- организация рабочего места.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
2.Актуализация знаний. Постановка цели. -Ребята на доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?
(ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК)
-Ребята, скажите, с какими баснями вы уже знакомы?
-Сегодня мы продолжим знакомиться с басней.
-Какие басни Льва Николаевича Толстого вы помните?
-Можете ли вы прочитать наизусть?
- А какие басни И.А.Крылова вы знаете?
-Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова.
-А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили:
Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.
-Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.
-Почему слово «Мартышка» написано с большой буквы? - Расшифровывают определения (Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка).
- С басней
- «Дуб и трость», «Лев, Медведь и Лиса», «Лиса и виноград».
- «Как мужик убрал камень, «Лисица и Журавль», ««Волк и Лисица».
- Читают наизусть басню, если помнят.
-«Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица».
- Лишнее слово «мартышка» это дикое животное, а все остальные домашние животные.
-Это герой басни. Познавательные:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Коммуникативные:
умение строить монологическое высказывание и слушать собеседника.
3.Подготовка к восприятию. -Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».
-Посмотрите на портрет И.А.Крылова.
-Каким он вам представляется по характеру?
-Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
-Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни?
(Своё сообщение читает заранее подготовленный ученик).
-Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня?
-А кто знает, кто такой «баснописец»?
-Молодцы ребята, правильно. -Рассматривают портрет.
- Добрый, умный, мудрый и т. д..-Да, хочется.
— Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!). Вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А.Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости.
- Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
-Баснописец значит человек, который пишет басни. Познавательные:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Физминутка- Мы хорошо поработали, давайте немножко отдохнём.
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали
Вы резвиться не устали? -Повторяют за учителем. Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
4.Первичное чтение учителем. -Ребята, сейчас я вам прочитаю басню, а вы её внимательно послушайте.(Читаю басню) -Слушают внимательно басню. Коммуникативные (участие в учебном диалоге)
Личностные ( отношение к учебной деятельности)
Регулятивные.
(формирование контрольно-оценочной деятельности)
5.Проверка первичного восприятия. - Понравилась ли вам басня?
- Что заставило вас улыбнуться?
- Почему именно мартышка стала главным персонажем басни?
-Понравилась вам мартышка?
-Поднимите руку, кто видел мартышку?
- Где вы ее видели?
-Какие действия совершала мартышка с очками? -Да понравилась.
- То как мартышка примеряла очки и то как она ругалась на людей.
-Потому, что мартышка любопытная, любит гримасничать, подвижная.
-Да.
-Поднимают руку.
-В зоопарке.
-Примеряла. Познавательные: осуществлять сравнение и умение делать выводы; выделять существенные признаки, устанавливать аналогии.
Регулятивные:
-умение определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую
6.Чтение и анализ конкретного содержания. -Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов.
Словарная работа:
Мартышка-маленькая обезьяна.
Дюжина -12.
Полдюжины -6.
Нанижет –оденет подряд на нитку, проволоку.
Невежда –необразованный, несведущий человек.
- Прочитайте басню про себя, обратите внимание на композицию.
- Прочитайте первую часть. Как она называется?
- Прочитайте вторую часть. Как она называется?
- Прочитайте третью часть. Как она называется?
- Прочитайте четвертую часть. Как она называется?
- А как называется следующая часть?
- Замените слово мораль синонимом.
- Прочитайте мораль.
- В чем аллегоричность этой басни?
- Сейчас поработаем над языком басни.
- Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.
- Что это означает?
- Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”.
- Прочитайте развитие действия.
- Как вы понимаете? «Очков с полдюжины себе она достала?»
- Очки не действуют никак?
- Подберите синоним к слову, «нанижет».
- Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?
- Подберите синонимы к словам: прок,
враки, налгали.
- Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, «хватила».
- Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень.
- Как понимаете выражение, брызги засверкали.
- Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?
- В каких строчках заключена идея басни?
- Прочитайте. -Читают басню про себя.
-Завязка.
-Развитие действий.
-Кульминация.
-Развязка.
-Мораль.
-Заменяют слово. (Нравоучение).
-Читают мораль.
-Мартышка олицетворяет собой – невежду.
-Читают завязку.
- Зло не так большой руки.
(- Не так уж большое горе.)
- Купить, достать, приобрести.
-Читают развитие действий.
-Приобрела 6 штук очков.
– Не помогают.
– Наденет.
- Проку на волос нет – очень мало пользы.
Прок- неправда, враки- обман, ложь, налгали – обманули.
-Швырнула, бросила.
-Встают и показывают.
– Разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.
- Тему.
- В морали.
Познавательные: осуществлять сравнение и умение делать выводы; выделять существенные признаки, устанавливать аналогии.
Регулятивные:
-умение определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные: умение формировать коммуникативно - речевые действия, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, формировать собственное мнение
7.Работа над моралью. - Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.
- Подберите синоним к слову, «познатней».
-Перескажите своими словами мораль басни.
-Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?
-Чему учит мораль? - Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.
- К худу клонит – говорит плохо о ней.
- То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.
– Богаче, выше титулом.
-Пересказывают по желанию мораль своими словами.
-Нет.
- Высказывание детей о том, что люди не знают правильной цены вещам. Познавательные:
- умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные:
-умение говорить, перерабатывать информацию на основе анализа, уметь принимать и передавать графическую информации.
- Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Личностные:
- выражать положительное к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
8.Связь с жизненным опытом. - Подтвердите примерами, что мораль этой басни важна и в наши дни. - Ребята рассказывают примеры из своей жизни, иллюстрирующие главную мысль и мораль басни. Коммуникативные (участие в учебном диалоге)
Личностные ( отношение к учебной деятельности)
Регулятивные.
(формирование контрольно-оценочной деятельности)
9.Выразительное чтение. -Ребята давайте прочтём выразительно басню .-А теперь с разной интонацией. -Читают басню по ролям.
-Чтение басни с разной интонацией. Коммуникативные (участие в учебном диалоге)
Личностные ( отношение к учебной деятельности)
10.Подведение итогов. - Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке?
-Кто такой И.А. Крылов?
- С какой басней познакомились?
— Кто главный герой басни? -Басня.
-Баснописец.
-Мартышка и очки.
-Мартышка. Регулятивные:
адекватная оценивать свою деятельность на уроке и работу класса.Коммуникативные: умение точностью выражать свои мысли.
11.Рефлексия. Если у вас все получилось , то поднимите зеленый кружок. Если у вас были, какие то затруднения, то желтый. И если у вас совсем ничего не получилось и вы не поняли тему , то поднимите красный кружок.
-Встали. Спасибо за урок. Можете быть свободны. -Поднимают кружочки.
-Встают, прощаются с учителем. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.
Регулятивные:
адекватная оценивать свою деятельность на уроке и работу класса.