Урок литературного чтения Крылов. Лебедь, Рак и Щука


Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»
Урок литературного чтения. УМК «Школа России».
II класс
Л. Ф. Слободян,
учитель начальных классов МОБУ Николаевской СОШ
Цели: ознакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»; расширять читательский кругозор детей; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения; воспитывать интерес к личности баснописца и жанру басни; формировать УУД (излагать и аргументировать свою точку зрения; планировать деятельность, воспитывать умение сотрудничать с товарищами; формировать навыки самоконтроля и самооценки)
Оборудование: учебник литературного чтения для 2 класса (под ред. Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой), рисунки с изображением животных, иллюстрации к басне; портрет И. А. Крылова; рабочая тетрадь (авторы М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская); интерактивная доска
Ход урока.
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Он пойдет ребятам в прок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять!
II. Актуализация знаний.
- Чтение наизусть отрывка из сказок А. С. Пушкина (на выбор)
Взаимооценивание товарищей по критериям:
- читает выразительно
- правильно выделяет голосом слова
- правильно делает остановки на знаках препинания (Слайд 2)
III. Самоопределение к деятельности.
- Прочитать, что записано на доске, только справа налево (Слайд 3)
КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ
- Кто знает, кто автор этого произведения?
- Что писал И. А. Крылов?
- Сформулируйте тему и задачи урока? (Слайд 4)
(Познакомиться с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука», учиться правильно и выразительного его читать, определить идейный смысл)
IV. Работа по теме урока.
1. Беседа о понятии учащимися литературного жанра «басня» по вопросам учителя.
- Кто знает, что такое басня? (Ответы детей.) (Слайды 5, 6)
Басня – небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.
- На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (На сказку.)
- Еще в басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Мы должны сегодня найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И. А. Крылов.
2. Знакомство с портретом И. А. Крылова (слайд 7) и чтение статьи учебника о писателе учащимися по цепочке.
- Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру? (Добрый, умный и т. д.)
- Иван Андреевич Крылов был ещё трудолюбивым. Давайте прочитаем текст на странице 102. (Дети читают текст по цепочке.)
- Что нового вы узнали из этой заметки?
- Какие вопросы у вас возникли? (Что же это за басни? Мы их не знаем…)3. Прогнозирование содержания басни. (Показ слайдов 8, 9, 10, 11 )- Что общего у этих героев басни? (Живут в воде.)
- Что делают герои басни? (Пытаются сдвинуть телегу с места.)
- Получится у них сдвинуть воз или нет?
- Предположите, что расскажет об этом И. А. Крылов в своей басне.
4. Чтение басни учителем наизусть.
5. Первичная проверка понимания?
- Понравилась вам басня?
- Подтвердились наши предположения, о чем будет рассказываться в басне?
- Что заставило вас улыбнуться?
- Каким был ваш смех?
- Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?
- Есть ли незнакомые слова?
6. Словарная работа. (Слайд 13)
на лад- успешно
поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж
воз – колесная повозка или сани с кладью
впряглись - принялись за длительную, трудную работу
ныне – теперь, в настоящее время
- Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Все живут в воде, должны быть друзьями.)
Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала.
1. Чтение басни про себя с заданием:
- Найти слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.
-Коллективная фронтальная проверка
«Лебедь рвется в облака» - он стремительный, упрямый, быстрый.
«Рак пятится назад» - неповоротливый, нерасторопный, идет назад.
«Щука тянет в воду» - упрямая, только свое дело знает.
2. Работа над содержанием басни.
- Обратите внимание на глаголы(действия), которые очень точно передают характер каждого героя?
- Какими словами описано усердие персонажей? (Из кожи лезут вон.)
- Есть ли в тексте слово, которое подсказывает, что воз можно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка.)
- Почему же «воз и ныне там»?
- Как надо читать эту басню? С каким настроением?
3. Выразительное чтение басни.
- Какое чувство вызывают у вас герои?
4. Выполнение письменного задания в рабочей тетради самостоятельно (с. 38).
- Найдите в тексте слова, которые являются моралью (нравоучением). Объясните их смысл.
- Взаимопроверка. Устное объяснение смысла.
VI. Рефлексия
Работа в парах.
- Задание в рабочей тетради (с. 39). Обсудить с другом, выполнялись ли в басне условия совместной работы. Что нужно сделать, чтобы не вышло как у Лебедя, Рака и Щуки?
(Договориться с товарищами; выслушать всех, потом начинать работу; распределить обязанности, … )Проверка.
- Оценка своей деятельности на уроке.
VII. Подведение итогов урока.
- С каким писателем мы познакомились?
- С каким произведением?
- Что такое басня?
- Для чего и зачем написана басня?
- Какая мораль была в этой басне?
VIII. Домашнее задание.
- Подготовиться к выразительному чтению басни.