Урок литературного чтения И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»


Урок литературного чтения И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Подготовила:
Колганова А.Ю. – МКОУ «Обильненская СОШ»

Тема урока:   Морально-этическое воспитание в басне И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Цель урока:  Ознакомление учащихся с произведением И.А.Крылова. Формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы. Способствование развитию навыка выразительного чтения,  умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся. Расширение читательского кругозора, обогащение словарного запаса. Воспитывать чувства коллективизма и дружбы через басню, прививать любовь к литературе.
Планируемые результаты:
предметные: научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.
метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;
-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;
-строить понятные для партнёра высказывания
личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент
- Все расселись по местам,
Никому не тесно.
По секрету вам скажу,
На уроке будет интересно.
  Дети рассаживаются по местам в соответствии с выбранным цветом (красный- экспертная группа, желтый, синий, зеленый – рабочие группы). Регулятивные  УУД (самоконтроль)
 
 
Речевая разминка
- А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе
«Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим».  
Актуализация знаний
- А  сегодня на уроке мы познакомимся с произведением одного замечательного писателя. Вы должны постараться научиться  это произведение хорошо читать.
Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. Возьмите карточки и выполните задания.
1.Зачеркни все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р
2. Зачеркни все глухие согласные.   П Р Ф С Ч
3. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных.  Ё Ю Ы Я И
4. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Л Ч Щ Й
5. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука. Я Е Ё О Ю
6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые. Ш В Ж Ц
- Какое слово получилось?
(Крылов).
- А теперь отгадайте как его зовут?
ИВАН АНДРЕЕВИЧ         Слайд №2       
Уч-ся выполняют задание самостоятельно.
Задания 1,2 выполняет 1 рабочая группа
Задания 3,4 выполняет 2 рабочая группа
Задания 5,6 выполняет 3 рабочая группа 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
  
 
Ученики ставят отметку на карточке, подписывают и сдают экспертной группе.
Работу рабочих групп оценивает экспертная группа
 
- Иван Андреевич.
 
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
 
 
Познавательные УУД
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
Регулятивные УУД (самооценка)
Самоопределение к деятельности
 - Ребята, сформулируйте цель нашего урока.
  
Что такое басня? Слайд №3
Кто такие баснописцы?
Слайд №4
    Познакомится  с произведениями И.А. Крылова и таким жанром литературы, как басня
 Басня - это "краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл".
Баснописцы- авторы басен.  Регулятивные  УУД (целеполагание)
(прогнозирование)
Знакомство с новым материалом
-Сегодня мы будем читать басню.
- Кто из вас догадался, как она называется?
АКУЩ  И КАР, ЬДЕБЕЛ 
(Лебедь, рак и щука) Слайд №4
-Эта басня была написана в 1814 году в 19 веке. Запишем в тетради.
 
 
-Рассмотрите иллюстрации к басне. Слайды №5,6,7
Что вы знаете о лебеде? Щуке? Раке? Где они обитают? Где вы их выдели? Расскажите о них .Запись в рабочую тетрадь И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука»
 
Общеучебные познавательные УУД:
 Умение работать с текстом
Умение выделять существенное
Личностные УУД:
Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм
- Есть ли незнакомые слова? Как вы понимаете смысл этих слов:
Дело на лад – налаживается.
Воз – деревянная повозка для лошадей.
Поклажа – багаж.
Впряглись – вместо лошадей.
Из кожи вон – очень стараются.
И ныне там – на том же месте. Работа в парах.
Обсудить с соседом смысл непонятных слов
Повозка
Поклажа
Воз
Взялись
Впряглись Коммуникативные УУД
(лидерство и согласованность действий с партнерами)
- Послушайте, что рассказал об этом Крылов. Слайд №8
 
- Понравилась ли вам басня?
-Как написана эта басня прозой или стихотворением?
-Назовите героев басни.
- Что заставило вас улыбнуться? Прослушивают аудиозапись басни (сеанс воображения)
 
 
 
 
- Глупые: тянули в разные стороны 
Физкультминутка
Поднимает руки класс-это лебедь,приседает – это рак
Поднимается и поворачивается в стороны – это щука    
- Прочитайте басню самостоятельно
Дети читают басню самостоятельно. Общеучебные  УУД ( умение работать с текстом)
Первичное закрепление
- Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя
 
 
- Какими словами описано усердие героев?                     
 - Был ли воз на самом деле тяжёлым? 
Слайд №9 - Лебедь рвётся в облака - Лебедь стремительный, упрямый, быстрый.
-Рак пятится наза  -Рак неповоротливый, нерасторопный.
-Щука тянет в воду.     -Щука упрямая
 
- Из кожи лезут вон.
-Поклажа бы для них казалась и легка.
-Потому что они не смогли договориться Коммуникативные УУД
 
 
 
 
 
 
 
 
Динамическая физминутка   
-Вот сейчас я вам открою секрет. В басне есть главная часть- мораль.
-А что такое мораль?  Об этом мы узнаем от экспертной группы (толковый словарь Ожегова)
 
- Найдите главную часть басни – мораль.
 
-Кто прочитает мораль этой басни?
 
- Чему же учит басня?
-У калмыцкого народа есть пословица о дружбе: шовун җиврәрн күчтә, күн иньглтәрн күчтә посл. птица сильна крыльями, а человек — дружбой
-В чём смысл этой пословицы?
- Сейчас вы должны постараться и прочитать басню выразительно,  без ошибок. 
 -Итак, научились ли мы читать басню выразительно, без ошибок?  
- краткое нравоучительное заключение
Когда в товарищах согласья нет ,На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
 
Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.
 
Ответы детей (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно)
 
Выразительное чтение басни детьми (2 чел).
Составим пословицу и прочтем
Отметить лучшее чтение (экспертная группа)
Общеучебные познавательные УУД:
 Умение работать с текстом
Умение выделять существенное
Личностные УУД:
Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм
Итог урока
-С каким писателем  сегодня познакомились?
-С каким жанром литературы познакомились? Что такое басня?
-Как называется нравоучение в басни?                  
- Что такое мораль басни?                                                         
- С какой целью пишут басни?   
- Какую цель мы ставили в начале урока?
 
- Достигли мы этой цели?                        
 
 
 
Баснописец подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки
-Познакомились с творчеством Крылова и новым жанром литературы-басня.
- Да.  
Рефлексия
- выберите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока 
   
 
  Регулятивные УУД (самооценка)
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение басни (желающие могут выучить), нарисуйте рисунок о дружбе, как вы ее представляете    
Оценивание
Отметить детей, наиболее активных на уроке.
Спасибо ребятам экспертной группы и всем, кто работал старательно
 Экспертная группа отмечает наиболее активных учащихся, работавших на уроке