Конспект урока по теме: Лебедь, Щука и Рак. И.Крылов


Тема урока: «Лебедь, рак и щука». И.А.Крылов.
Цели: познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова; познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»; учить выделять общие признаки и отличительные особенности произведений; работать над выразительным чтением басен, учить выделять мораль-поучение; развивать речь учащихся, совершенствовать их читательский опыт, расширять словарный запас; воспитывать на живом примере важные жизненные правила, нравственные качества.
Предметные: уметь правильно называть произ-ведение (книгу); делить текст на части; определять главную мысль произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: составлять схемати-ческий план, форму-лировать и удерживать учебную задачу;
Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты; ставят вопросы к тексту и отвечают на вопросы; умеют выражать свое отношение к прочитанному;
Познавательные: уметь выделять в тексте пословицы, использовать схемы, модели;
Личностные: внутренняя позиция школьника, осознание ответственности, осознание этнической принадлежности, на-выки сотрудничества.
Ход урока:
1.Организационный момент.Формирование рабочего настроя на предстоящий урок.
- Прозвенел звонок, начинается урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сейчас урок чтения. А чтение – (дети хором) лучшее учение. Садитесь.
2.Проверка дом. Задания.(Пересказ рассказа «Заплатка», выразительное чтение «Рабочие руки» - выборочно).
– Что же такое скороговорка? (Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова)
– Какие вы приготовили скороговорки?
А сейчас прочитаем скороговорку на доске медленно.
«Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки».
«У Саши в каше сыворотка из-под простакваши».
Зачем же нам необходимо использовать в своей речи скороговорки?
3.Сообщение темы урока.
а) Вступление.
Ребята, наверное, вы согласитесь, что литература-это необыкновенная волшебная страна. Авторы - это волшебники. А у каждого волшебника есть волшебная палочка. У автора-это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово - не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен разгадать его. А вы внимательные читатели?
б) Решение кроссворда.
Предлагаю вам решить небольшой кроссворд, вспомнить разные жанры устного народного творчества, чтобы самим определить тему нашего сегодняшнего урока. Во время вашей работы я буду «хранителем времени», буду предупреждать вас о приближении окончания работы. А чтобы работа ладилась, скажите друг другу доброе слово – комплимент.
Разгадывание кроссворда.
П Р И Б А У Т К А
З А Г А Д К А
С Ч И Т А Л К А
Н Е Б Ы Л И Ц А
П Е С Н Я
1.Этот жанр содержит шутку, вопрос – ответ, является небольшой сказкой.
2.Вы очень любите их отгадывать.
3.С нее начинают игру.
4.В этом стихотворном жанре происходит то, чего не может быть на самом деле.
5.Мама с ней укладывает малыша спать.
в) Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным жанром –басней и с известным автором басен.
Вступительное слово об И.А.Крылове
Родился 13 февраля в Москве в семье бедного армейского офицера. Детство прошло на Урале и в Твери. В семье не было возможности оплачивать обучение сына, и И. А. Крылов был вынужден заниматься самообразованием: изучал литературу, математику, иностранные языки. Литературное творчество начал с драматургии. Всемирное призвание получил как талантливый баснописец.
Первые басни были написаны в 1788 г., а первая книга «Басни Ивана Крылова» увидела свет в 1809 г. Крылов написал более двухсот басен. Многие из них переведены на десятки языков мира.
Крылов не создавал басни специально для детей, но, благодаря интересным сюжетам, ярким образам героев, точным языковым выражениям, в круг детского чтения прочно вошли басни: «Ворона и Лисица» (1807), «Волк и Ягнёнок» (1808), «Стрекоза и Муравей» (1808), «Слон и Моська» (1808), «Лисица и Виноград» (1808), «Квартет» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Зеркало и Обезьяна» (1815), «Мартышка и Очки» (1815), «Свинья под Дубом» (1825), «Кукушка и Петух» (1834) и др.
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.
- Мы обязательно познакомимся на уроках со многими баснями великого мастера. Начнем же наше знакомство с басни «Лебедь, Рак и Щука».
г) Физкультминутка
д) Первичное восприятие текста.
Откройте учебники на стр.53. Я прочитаю вам басню (или аудиозапись), а вы внимательно ее слушайте и следите за моим чтением.
-Понравилась вам басня?
-Что заставило вас улыбнуться?
-Кто является персонажами басни?
-Чьи еще слова вы услышали в басне? (автора)
-На что похожа басня? (на стихотворение, на сказку в стихах, на рассказ в стихах).
е) Повторное чтение (самостоятельно)
Прочитайте текст самостоятельно. В басне много слов, значение которых вы не знаете. Попробуйте самостоятельно определить, что они обозначают.
(Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне).
Лад – действовать совместно, не расходясь.
Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – повозка или сани с кладью.
Ныне – теперь, в настоящее время.
-Найдите в басне описание действий каждого героя.
Знакомство с произведение Л.толстого «Страшный зверь».
Первичное восприятие текста. Чтение учителем (ткрыли учебник на стр.55). Первое впечатление от прочитанного. Чтение названия, фамилии автора, с кем встретились в тексте. (Выслушать ответы учащихся.)
Самоятоятельное чтение текста.
1. Назвать жанр произведения Л.Н.Толстого «Страшный зверь».
2. Назвать героев басни Л.Н. Толстого «Страшный зверь».
3. Сравнить басню И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и басню Л.Н.Толстого «Страшный зверь». Найти сходства и отличия.
Итог урока. Рефлексия.
-С какими писателями мы сегодня познакомились?
-С какими произведениями?
-Что такое басня?
-Для чего и зачем написана басня?
-Какая мораль была в этой басне?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?-Кто сегодня доволен своей работой на уроке, может мышонка раскрасить.
Домашнее задание по выбору.
1.Научиться выразительно читать басню, с расстановкой пауз и логических ударений.
2.Выучить басню наизусть.

354330-150495


4650105125730312610568580171640568580211455-26670
465010540132031261053727451621155429895163830429895