Урок по педагогике Дошкольная педагогика


Субботина А.Н.
учитель информатики и ИКТ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №460
Пушкинского района г. Санкт-Петербург.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Аннотация. В данной публикации рассматриваются подходы к определению сущности понятия «педагогика»; определены основные задачи, содержание и принципы построения дошкольной педагогики. Материалы посвящены актуальной теме развития дошкольника, важности правильной диагностики и последующей развивающей работы с ребенком для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли взрослого.
Ключевые слова: педагогика, индивидуально-познавательное развитие, психосостояния человека.
Педагогика- это наука. Рассказывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу.
Критерии определения отношения к науке:
Педагогика изучает закономерности и является наукой.
Наличие специфического содержания, то что относится к педагогике (категориальный аппарат):
воспитание;
обучение;
развитие;
формирование.
Воспитание.
Воспитание – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности, формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.
Обучение.
Обучение – двусторонний процесс передачи и усвоения знаний. Умений, навыков развития познавательной активности детей.
Развитие.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений, наследуемых и приобретенных свойств индивида.
Формирование.
Формирование – процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитание, обучение, социальной среды в целом.
Цель педагогики – развитие и воспитание ребенка как гармоничной личности, то есть гармонии 3-ех начал:
Физическое развитие;
Духовное развитие;
Индивидуально-познавательное развитие.
Задачи физического развития.
Физическое развитие и воспитание ребенка, формирование у него первоначальных основ здорового образа жизни;
Создание условий для эмоционально-радостного проживания, комфортного состояния. Формирование желания быть здоровым, сильным и красивым;
Использование содержательной физкультурно-оздоровительной деятельности для формирования у них потребности в активных движениях физического совершенства;
Рациональное питание. Формирование навыков личной гигиены, закаливание, формирование представления о своем организме и его охране;
Учет экологических условий установления режима жизни в зависимости от здоровья каждого из них, учет своеобразия воспитания мальчиков и девочек.
Задачи духовного развития.
Формирование первоначальных основ гуманистического мировоззрения с ориентацией на общечеловеческие ценности;
Развитие нравственной, мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы;
Формирование основ национального самосознания;
Воспитание эстетического отношения к жизни;
Задачи индивидуально-познавательного развития.
Раннее развитие задатков;
Расширение кругозора;
Развитие познавательных интересов и потребностей, умений и навыков умственной деятельности;
Развитие речи;
Формирование готовности ребенка к внутренней позиции: “Я – будущий школьник”.
Проблемы.
Взаимодействие детского сада, школы, института с семьей;
Психолого-педагогическая помощь в современной семье;
Преемственность детского сада и школы;
Разработка новых методов, форма, технологий, внедрение авторских программ;
Развитие творческой активности детей;
Работа с одаренными детьми;
Экологическое воспитание;
Формирование национального самосознания.
Направления развития ребенка.
Физическое развитие – изменение тела, рост, вес.
Физиологическое развитие-физиологические процессы полового созревания.
Психическое развитие - изменение характера ребенка, его память, мышление.
Социальное развитие – эмоционально-волевая сфера, отношение с окружающей средой.
Факторы, влияющие на развитие ребенка.
Наследственный фактор: анатомно-физиологиеческие особенности, безусловный рефлекс, физические особенности тел сложения, функциональные особенности- группа крови, характер обмена веществ, аномалии(заболевания), особенности нервной системы (возбуждение/торможение; уравновешенность/подвижность), задатки. Материальные носители- гены.
Среда.
Социальная среда
Микросреда – близкий круг общения, семья, группа сверстников. Группа детского сада;
Макросреда – все социальное окружение, средство массовой информации, материально-бытовые условия.
Природно-географическая среда
Особенности ландшафта, климат.
Воспитание.
Педагогическая возрастная периодизация на основе ведущего типа деятельности:
Младенчество-основная деятельность-эмоциональное общение;
Ранний возраст-предметно-орудийная деятельность;
Дошкольный возраст – игра;
Младший школьный возраст – учебная деятельность;
Подросток – интимно-личностное общение;
Ранняя юность – учебно-профессиональная деятельность.
Педагогическая возрастная периодизация на основе Э. Эриксона:
Младенчество- от 0 до 1 года –доверие/недоверие к миру;
Раннее детство –с 1 года до 3-ех лет – основа: автономия (“Я сам”);
Возрастные игры – с 3-ех лет до 6лет-инициативность/вина, взаимодействуют со сверстниками, активные, появляется ответственность за себя, ябедничество (анализ хорошо/плохо);
Школьный возраст – от 6 лет до12 лет-трудолюбие/неполноценность. Ребенка надо больше хвалить и меньше ругать.
Юность – от 12 лет до 19 лет – эго идентичность, ролевое смешение. Происходит становление образа “Я”, показ индивидуальности.
Три психосостояния человека:
Ид – мы с этим состоянием рождаемся(заложено)
Эго ( “Я”)-отношение к социуму, анализ окружающей среды, разум, мышление
Супер- Эго – ребенок осознает хорошо/плохо, формируется чувство вины, совесть, воздействие социума через социальный контроль
Молодость- от 20 до 25 лет – достижение близости, изоляция, начало профессиональной деятельности, семейная жизнь, процесс ухаживания, формируется круг близких друзей
Зрелость – от 26лет до 64 лет –продуктивность/инертность. Забота старшего поколения о тех, кто придет на смену, чувство самореализации, кризис старшего возраста-безнадежность, бессмысленность жизни
Старость – от 65 лет – целостность ЭГО/отчаяние. Ухудшение здоровья, физического состояния, уменьшение продуктивности человека, человек задумывается о своей прожитой жизни, остались ли нереализованные желания? Приходит мудрость – отдавать себе отчет относительности всех знаний и опыта, приобретенных человеком в течении всей жизни. Отчаяние по поводу здоровья, ненужности никому, человек начинает делать что-то, чтобы быть нужным для других, показывает свою значимость.
Человек должен быть нужен самому себе!
Методы приема и формы взаимодействия с семьей
Традиционные.
Консультирование (методические, психологически, педагогические рекомендации)
Беседа
Родительские собрания (круглый стол, деловые игры)
Праздники
Стенды (информация для родителей).
Нетрадиционные.
Сайт
Экскурсии, походы
Родительские собрания в виде тренинга.
Список литературы.
Н. Ф. Голованова. Общая педагогика. Учебное пособие. Издательство: Речь.
Год издания: 2005 г. Страниц: 320. Серия книг: Современный учебник.
В.А. Сластенин и др. Педагогика: Учеб.пособие: Под ред. В.А. Сластенина – М: Издательский центр “Академия” ,2007. -576 стр.