«Организация охраны природы в Республике Беларусь»


Тема: «Организация охраны природы в Республике Беларусь»
Цель: определить направления в охране растительного и животного мира Беларуси, Особенности природоохранных мер в РБ.
Задачи:
-систематизировать и расширить знания детей об охране природы родного края;
-развивать логическое, творческое мышление учащихся;
-воспитывать бережное отношение к красоте окружающей природы
Оборудование: презентация, видеофильмы «Как прекрасен этот мир», «Правила поведения в природе».
Литература: журнал «Пачатковая школа», детская энциклопедия «Почемучка»
Ход мероприятия
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
-Ребята, посмотрите в окно, какая хорошая погода, давайте повернёмся друг к другу, и улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи.
2. Вступительная беседа
-Ребята, вы согласны с выражением, что природа Беларуси очень богата?(да)
-А какие природные богатства у нас есть? (слайд). Равнинная поверхность, полезные ископаемые, природные сообщества, пресная вода, растения и животные.
-Как вы думаете, эти богатства долговечны или они могут закончиться? (Находятся под угрозой исчезновения).
-Приведите свои примеры, что может быть причиной исчезновения того или иного богатства?
-Действительно, ситуация тревожна. Мировые учёные установили, что планета Земля находится под очередной угрозой экологической катастрофы.
-Сейчас возникли такие экологические проблемы, как (слайды)
исчезновение запасов полезных ископаемых;
загрязнение многих видов животных и растений;
исчезновение многих видов животных и растений;
нарушение природного равновесия.
-Можно ли решать эти проблемы? Есть ли пути предотвращения катастрофы?
-Как вы думаете, какой будет тема нашего кружка?
-Охрана природы Беларуси.
3.Оснавная часть
-Один из путей сохранения природного разнообразия растений и животных-это создание заповедников, заказников, национальных парков.(Показываю слайд).
-Заповедник-это территория, на которой вся природа сохраняется в естественном состоянии, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека.
-Национальный парк-это территория, которая выделяется не только для охраны природных сообществ, но и используется для туризма и отдыха.
-Заказник-охраняемая территория, на которой охраняется не вся природа, а лишь некоторые виды растений и животных. Здесь запрещены лишь некоторые виды хозяйственной деятельности
Физкультминутка
Руки подняли и покачали-
Это деревья лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
-А сейчас я вам немного расскажу и покажу, как охраняется природы Беларуси: (показываю слайд)
Березинский биосферный заповедник- один из старейших и на сегодня единственный в РБ биосферный заповедник. Биосферными называются заповедники, в которых природу не только защищают, но и изучают. Этот статус Березинский заповедник одним из первых в мире получил в 1979 благодаря нетронутости, естественности природы. Он был организован в 1925 году для защиты и воспроизводства почти истреблённого к тому времени речного бобра. (Следующий слайд)
Самый большой национальный парк Беларуси-Беловежская пуща. Её территория разделена государственной границей на две части-белорусскую и польскую.
Особенностями Национального парка Беловежская пуща является то, что она:
занесена в список памятников в природы мира
самая большая площадь лесов в Европе, которые сохранились в естественном состоянии;
здесь растут многовековые сосны, ели, дубы;
встречается много редких растений, животных;
в пуще работает много учёных;
есть музей природы;
построена резиденция Деда Мороза и др.
Для сохранения неповторимой природы Белорусского Полесья вдоль правого берега реки Припять создан Припятский национальный парк. Основное богатство парка составляет леса, а в средней полосе крупнейший в Европе массив переходных и верховых болот. Там произрастает большое количество редких и охраняемых растений. Например, колокольчик сибирский, лилия кудреватая. Необыкновенно хороши полесские дубровы. Разнообразная лесная, болотная и луговая растительность Припятского парка создаёт благоприятные условия для жизни богатого животного мира. Здесь встречается 256 видов птиц. Из общего числа видов пернатых занесённых в Красную книгу Беларуси-65 встречается здесь. Именно по этому национальный парк Припятский имеет международных статус ключевой орнитологической территории.
К северо-западу от Нарочи расположен крупный лесной массив-Нарочанский национальный парк. Много численные живописные озёра, спрятанные в глубине лесов, отличаются необыкновенной чистотой воды, Большинство из них имеют повышенное содержание солей в воде, может, поэтому их называют голубыми. Природа лесного массива богата и разнообразна. Стройные сосны чередуются с могучими тёмными елями, дубы с осинками и берёзами. Везде встречаются следы зайцев, диких коз, лосей, растёт количество благородных оленей.
Здесь создано большое количество санаторий и без отдыха.
Национальный парк ”Браславские озёра” расположен на северо-западе Беларуси. Это одна из красивейших озёрных систем, название которой дал городу Браслав, находящийся в самом центре группы озёр. Красоту и эстетическую ценность этому краю придают причудливое кружево из более чем 30 озёр, соединённых между собой протоками, а также живописные холмы, покрытые лесом, отделяющие одно озеро от другого, очень богат растительный мир парка, насчитывающий свыше 800 видов растений, из них около 20 редких и исчезающих.
-Вот какая красивая наша Беларусь!
4. Практическая честь
-Посмотрите видео “Как прекрасен этот мир”.
-А чтобы он оставался таким прекрасным нам нужно выполнять правила поведения в природе.
-Давайте посмотрим мультфильм об поведения в природе.
5.Рефлексия
-Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? (Об охране природы).
-Как в Беларуси проводится охрана природы? (Создание заказники, заповедники, национальные парки ).
-Правильно, ребята! На этом наш кружок закончен. До свидания.