Методическая разработка раздела программы по математике Нумерация первого десятка (Школа России)

Управление образования и молодежной политики
Городецкого района Нижегородской области






Методическая разработка раздела
образовательной программы по математике (1 класс)
«Нумерация чисел в пределах 10 и число 0».



УМК: «Школа России».











Выполнила:
учитель начальных классов
МОУ основной общеобразовательной школы № 12
Ганичева Людмила Николаевна
Педагогический стаж: 14 лет.
Стаж работы учителем начальных классов: 13 лет.
Образование: средне-специальное
Квалификационная категория: первая.









г. Городец
2010
Содержание.
Пояснительная записка с. 3 - 4
Цели и задачи раздела .. с. 4
Психолого-педагогическое обоснование специфики
восприятия и освоения учебного материала учащимися
в соответствии с возрастными особенностями. с.5-7
Ожидаемые результаты освоения раздела программы ... с.8
Обоснование методов, приёмов и форм организации
деятельности учащихся, используемых в образовательном про-
цессе по разделу программы с. 9-14
Система знаний и система деятельности в реализации
раздела программы..с.15-18
Поурочное планирование по разделус. 19
Разработка урока...с. 20-23
Список литературы...с. 24
Приложение














Пояснительная записка
Методическая разработка раздела программы по математике для 1 класса «Нумерация чисел от 1 до 10» разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика», утверждённой МО РФ (Москва, 2007 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.
Моро, М. И., Бантова, М. А. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Основными разделами данной программы являются блоки – модули:
1. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления.
2. Нумерация чисел в пределах 10 и число 0.
3. Сложение и вычитание в пределах 10.
4. Нумерация чисел в пределах 20.
5. Сложение и вычитание в пределах 20.
6. Систематизация учебного материала изученного в 1 классе. Повторение.
Методическая разработка второго блока программы разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Математика в общеобразовательном и воспитательном отношении является одним из важных учебных предметов в начальных классах общеобразовательной школы.
Успешность изучения математики в 1 и последующих классах в значительной мере зависит от качества усвоения детьми нумерации и арифметических действий в пределах 10. Во-первых, счет до 10 – основа всего дальнейшего счета, так как счет от первого десятка до 10 десятков или счет сотни до 10 сотен и т.д. проводится так же, как счет простых единиц. Во-вторых, без твердого знания таблицы сложения чисел в пределах 10 невозможно производить действия над многозначными числами.
Научить детей сознательному счету, заставляя их просто твердить на память числовой ряд, разумеется, невозможно. Необходимо использовать различные методы и приемы, делать урок более занимательным, так как детям только начинающим учиться еще не привычно просто сидеть и слушать учителя, повторять за ним. Ребенок на уроке должен быть активнее.
Все это свидетельствует об актуальности данной темы.
Объект исследования – процесс обучения нумерации чисел первого десятка в 1 классе.
Предмет исследования – содержание и методические особенности изучения нумерации чисел первого десятка.
Цель исследования:
- раскрытие теоретических и методических основ изучения нумерации чисел первого десятка.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные понятия, лежащие в основе методики изучения нумерации чисел первого десятка;
- раскрыть методику изучения нумерации чисел в пределах десяти;
- показать значение и виды дидактических упражнений и игр, а также внеклассной работы при изучении нумерации чисел первого десятка.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме;
- изучение и анализ действующих программ и учебников по математике для начальной школы.
С учётом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы ожидаемые результаты и планируемые действия каждого ученика.


Цели раздела:

освоение основ математических знаний;
формирование первоначальных представлений о математике.

Задачи:
формирование у учащихся математических представлений о числах, как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел;
формирование осознанных и прочных навыков нумерационных вычислений;
формирование пространственных и геометрических представлений,
осознанных способов математической деятельности;
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Психолого-педагогическое обоснование специфики
восприятия и освоения учебного материала учащимися

Одной из важнейших теоретических и практических проблем современной педагогики является совершенствование процесса обучения младших школьников. Проблеме обучения элементарному курсу математики посвящен ряд исследований современных авторов (Н. Б. Истомина, Н. П. Локалова, А. Р. Лурия, Г. Ф. Кумарина, Н. А. Менчинская, Л. С. Цветкова и др.). В результате анализа названных литературных источников и в ходе собственных исследований мною были выявлены следующие основные затруднения детей при изучении нумерации в 1 классе:
отсутствие устойчивых навыков счета;
незнание отношений между смежными числами;
неспособность перехода из конкретного плана в абстрактный;
нестабильность графических форм, т.е. несформированность понятия "рабочая строка", зеркальное написание цифр;
неумение решать арифметические задачи;
“интеллектуальная пассивность”.
Зависимость одних математических знаний и умений от других, их последовательность и логичность показывают, что пробелы на той или иной ступени задерживают дальнейшее изучение математики и являются причиной школьных трудностей. Решающую роль в предупреждении школьных трудностей играет диагностика математических знаний и умений учащихся, при организации и проведении которой необходимо соблюдать определенные условия: формулировать вопросы четко и конкретно; предоставлять время для обдумывания ответа; относиться к ответам ученика позитивно.
В моём классе обучаются 20 человек. На основании диагностики математических знаний (Приложение №1), анализа психологических и психофизических причин, лежащих в основе вышеуказанных трудностей, я выделила в классе следующие группы детей:
1 группа – дети, у которых возникают трудности, связанные с недостаточностью операций абстрагирования, что проявляется при переходе из конкретного в абстрактный план действий. В связи с этим у детей возникают трудности при усвоении числового ряда и его свойств, смысла счетного действия.
2 группа – дети с недостаточным развитием мелкой моторики, несформированностью зрительно-моторных координаций. Эти причины лежат в основе таких затруднений учащихся, как овладение написанием цифр, зеркальное их изображение.
3 группа – дети с недостаточным развитием ассоциативных связей и пространственной ориентацией. Эти причины лежат в основе таких затруднений учащихся, как трудности при переводе из одной формы (словесной) в другую (цифровую), при определении геометрических линий и фигур, затруднений в счете.
4 группа– дети с недостаточным развитием мыслительной деятельности, что связано с индивидуально-психологическими особенностями их личности. В связи с этим первоклассники испытывают трудности в формировании правил на основе анализа нескольких примеров, трудности в процессе формирования умения рассуждать при решении задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение.
5 группа– трудности, связанные с несформированностью познавательного отношения к действительности, что характеризуется “интеллектуальной пассивностью”. Учебную задачу дети воспринимают лишь тогда, когда она переведена в практический план. При необходимости решать интеллектуальные задачи у них появляется стремление использовать различные обходные пути (заучивание без запоминания, угадывание, стремление действовать по образцу, использовать подсказки).
Немаловажное значение при обучении учащихся имеет мотивация предстоящей деятельности. Для младшего школьника первостепенной задачей при организации мотивации является преодоление страха перед трудной, абстрактной, непонятной математической информацией, пробуждение уверенности в возможности ее усвоения и интереса к обучению.
Учителю необходимо в каждом конкретном случае профессионально подходить к построению и реализации учебного процесса, ориентируясь на личностный рост ребенка, учитывая индивидуальные особенности его психической деятельности, создавая позитивные перспективы развития личности ученика, организовывая личностно-ориентированную образовательную среду, позволяющую на практике выявлять и реализовывать творческий потенциал ребенка. Опираясь на теоретические знания, учитель должен уметь предвидеть затруднения ребенка в обучении и устранять их; планировать коррекционно-развивающую работу, создавать проблемные ситуации для активизации динамики развития познавательных процессов; организовывать продуктивную самостоятельную работу, создавать благоприятный эмоционально-психологический фон процесса обучения.
Рассмотрим типичную ситуацию, которая часто имеет место на практике. Ученику предложено задание: “Вставь пропущенное число так, чтобы неравенство было верным 5> ? ”. Задание школьник выполнил неверно: 5 > 9. Как поступить учителю? Обратиться к другому ученику или попытаться разобраться в причинах допущенной ошибки?
Выбор действий учителя в этом случае может быть обусловлен рядом психолого-педагогических причин: индивидуальными особенностями ученика, уровнем его математической подготовки, целью, с которой предлагалось задание, и др. Предположим, был выбран второй путь, т.е. решили выявить причины ошибки.
Прежде всего, необходимо предложить ученику прочитать выполненную запись. Если школьник читает ее, как “пять меньше девяти”, значит ошибка в том, что не усвоен математический символ. Для устранения ошибки необходимо учитывать особенности восприятия младшего школьника. Так как оно имеет наглядно-образный характер, то необходимо использовать прием сравнения знака с конкретным образом, например, с клювиком, который раскрыт к большему числу и закрыт к меньшему.
Если ученик читает запись как “пять больше девяти”, значит ошибка в том, что не усвоено какое-то из математических понятий: отношение “больше”, “меньше”; установление взаимно-однозначного соответствия; количественное число; натуральный ряд чисел; счет. Учитывая наглядно-образный характер мышления ребенка, необходимо организовать работу над данными понятиями с применением практических заданий.
Учитель предлагает одному ученику выложить на парте 5 треугольников, а другому – 9 и подумать, как можно расположить их, чтобы выяснить, у кого больше или меньше треугольников.
Опираясь на свой жизненный опыт, ребенок может самостоятельно предложить способ действий или найти его с помощью учителя, т.е. установить взаимно-однозначное соответствие между элементами данных предметных множеств (треугольников):
Если ученик успешно справился с выполнением заданий на сравнение чисел, то необходимо установить, насколько осознаны его действия. Здесь учителю понадобится знание таких математических понятий, как “счет” и “натуральный ряд чисел”, так как именно они лежат в основе обоснования: “Число, которое называют при счете раньше, всегда меньше любого числа, следующего за ним”.
Практическая деятельность педагога требует целого комплекса знаний по психологии, педагогике и математике. С одной стороны, знания должны быть синтезированы и объединены вокруг определенной практической проблемы, имеющей многосторонний целостный характер. С другой стороны, они должны быть переведены на язык практических действий, практических ситуаций, то есть должны стать средством решения реальных практических задач.
При обучении математике младших школьников педагог должен уметь создавать проблемные ситуации для развития познавательных процессов; организовывать продуктивную самостоятельную работу, создавать благоприятный эмоционально-психологический фон процесса обучения.
Подводя итог, следует отметить, что рассматриваемая нами тема является актуальной для современной школы. Для профилактики и устранения трудностей в изучении нумерации чисел первого десятка младших школьников учитель должен:
знать психолого-педагогические особенности младшего школьника;
уметь организовывать и проводить профилактическую и диагностическую работу;
создавать проблемные ситуации;
создавать благоприятный эмоционально-психологический фон процесса обучения математике младших школьников.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В результате изучения раздела «Нумерация чисел от 1 до 10 и число 0» ученик должен овладеть умениями и навыками учебно-познавательной, исследовательской, практической, коммуникативной, рефлексивной деятельности, а именно:
умение считать предметы в пределах 10;
знание названий и последовательности чисел от 0 до 10;
умение правильно записывать цифрами первые 10 чисел;
умение сравнивать числа первого десятка;
умение называть и обозначать действия сложения и вычитания;
знание состава чисел в пределах 10 на уровне автоматизированного навыка.
умение сравнивать и упорядочивать объекты по количественному признаку; оценивать величины предметов на глаз;
навыки в самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
умение использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, записи и выполнения алгоритмов;
умение распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
По окончании изучения данного раздела учащиеся не только должны приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также
овладеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.
Кроме того, дети должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни и решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- работать в группе, в паре;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- уметь слушать других;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
- умение самостоятельно находить способы поиска новых путей решения проблем.


Методы, приёмы и формы
организации деятельности учащихся, используемые
в образовательном процессе по разделу программы

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся, добивается достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с классом. Раздел программы по математике «Нумерация чисел первого десятка» открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания.

В работе над нумерацией используются различные методы обучения, которые можно классифицировать следующим образом:
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
беседа;
демонстрация;
дидактические упражнения и дидактические игры;
решение задач;
работа с учебником;
создание проблемной ситуации (подводящий диалог).
по источнику получения знаний:
словесные;
наглядные:
а) демонстрация иллюстраций, картинок, схем, таблиц;
б) использование технических средств;
практические:
а) практические задания (работа с раздаточным материалом);
б) конструирование.
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительно-иллюстративный (метод, при котором учащиеся получают знания на уроке, из учебной литературы, через экранное пособие в "готовом" виде);
репродуктивный (метод, при котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила, а деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях);
частично-поисковый (метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога).


Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах ( постоянного и сменного состава), дифференцированная ( по уровню сложности, по степени помощи, по объёму).
Средства обучения: наглядно-иллюстративный материал, раздаточный дидактический материал, памятки, таблицы, модели, тетради с печатной основой, средства обратной связи.

Огромная роль числа в жизни людей обусловливает довольно раннее формирование числовых представлений у ребёнка. Натуральное число выступает для ребёнка на этом этапе как целостный наглядный образ, в котором он не выделяет единичных предметов. Первые представления детей о числе связаны с его количественной характеристикой, и ребёнок может отвечать на вопрос: «Сколько?», не владея операцией счёта.
Большое значение на данной ступени обучения имеет метод наглядности
Анализируя учебники и методические пособия по математике, я пришла к выводу о том, что наглядный метод один из самых распространенных и широко применяемых на уроках математики в начальной школе. Во всех разделах математики в начальной школе, независимо от системы обучения (развивающая, традиционная) наглядный метод один из ведущих методов обучения.
Необходимость использования наглядных пособий вызывается особенностями психики младшего школьника. Большую роль наглядным пособиям отводят учителя начальной школы при работе с учащимися первого класса, так как учащиеся первого класса обладают наглядно-образным мышлением, неустойчивым, рассеянным вниманием, на уроках у них наблюдается повышенная утомляемость, в этом случае использование наглядных пособий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Для того чтобы успешно проходило изучение первого десятка, следует обеспечить детей достаточным количеством наглядных пособий.
При подготовке к учебному году надо позаботиться о том, чтобы в I классе было наборное полотно, счетный материал, такие наглядные пособия, как счеты, картинки и индивидуальные комплекты дидактического материала на каждого ученика: касса с разрезными цифрами, наборное полотно с набором геометрических фигур и изображений монет, счеты и палочки. Не следует, однако, перегружать уроки предметной наглядностью; большинство методистов полагают, что для изучения первого десятка вполне достаточно иметь вышеуказанные наглядные пособия, а в качестве счетного материала можно использовать геометрические фигуры и несколько наборов картинок.
В процессе обучения наглядные пособия используются с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.
Успех учебно-воспитательного процесса зависит и от того, в какой степени учащиеся будут обеспечены необходимыми индивидуальными средствами обучения, активизирующими познавательную деятельность. Многие пособия учителя делают сами, стараясь, чтобы они были достаточно красочными и привлекательными, достаточно крупными, чтобы дети их хорошо видели. Пособие изготавливают таким образом, чтобы служили они не на одном, а на многих уроках в различных вариантах и комбинациях.
В начале изучения нумерации ребёнком осознаётся количественная характеристика предметных групп и осознаётся она в процессе установления взаимно-однозначного соответствия между предметными множествами (выражение в понятиях «столько же», «больше», «меньше»). Для этого наряду с наглядно-действенным применяется практический метод обучения, и используются следующие приёмы: 1) наложение предметов одного множества на предметы другого; 2) расположение предметов одного множества под предметами другого; 3) соединение каждого предмета одного множества с каждым предметом другого. Данная операция связана с выделением отдельных элементов и подготавливает к сознательному владению счётом. Трудно довести до сознания тот факт, что каждое число, названное при счёте, является одновременно и порядковым, т.к. указывает на порядок предмета при счёте. Для осознания взаимосвязи между порядковым и количественным числом можно использовать задания с полоской (это пятый кружок, сколько кружков на полоске и т.д.).
Ученик должен не один раз видеть и сам выполнять различные действия, такие, как счет, измерение, объединение множеств и удаление правильной части множества, сравнение множеств, обозначение числа соответствующей цифрой, чтобы у него сформировались полноценные понятия числа, натурального ряда, сложения и вычитания и свойств этих действий.
На первом этапе счёт выступает для ребёнка как установление взаимно-однозначного соответствия между предметной совокупностью и совокупностью слов-числительных. Для овладения операцией счёта необходимо запомнить порядок слов-числительных, что закрепляется в результате выполнения упражнений типа «Сколько?» и других: 1) что изменилось/не изменилось? 2) чем похожи/отличаются рисунки? 3) Хватит ли мишкам орехов, если каждому дать по 1/2/3 ореха? 4) По какому признаку подобраны пары картинок? 5) Покажи «лишнюю» картинку.
Важно, чтобы дети понимали, что, как бы мы ни нумеровали предметы данной совокупности, ответ на вопрос «Сколько?» будет всегда одинаковым, при этом нумерацию надо начинать с 1, не пропускать ни одного предмета и не указывать на один предмет дважды. Для этого можно использовать разноцветные круги и считать их, начиная с разных, или же переставляя номера кругов при счёте.
Усвоение детьми последовательности слов-числительных позволяет перейти к формированию операции счёта и знакомству учащихся с цифрами. Чтобы учащиеся отличали числа от цифр, полезно познакомить их с другими цифрами (римскими).
Лишь на основе восприятия достаточного количества наглядных конкретных фактов у детей формируются математические понятия.
Опора на конкретные факты имеет, в частности, и воспитательное значение, так как приучает детей видеть в математике ее жизненно практическую основу.
Однако наглядно-действенный характер обучения не должен тормозить развития отвлеченного мышления детей. Накопленные учениками наблюдения необходимо своевременно обобщать: «3 палочки больше двух палочек на 1 палочку; 3 кружка больше двух кружков на 1 кружок; 3 метра больше двух метров на 1 метр; значит, вообще число 3 больше числа 2 на 1 единицу» и т. п. Так начинает осуществляться в доступной для детей форме процесс абстрагирования.
В качестве наборных полотен при счете и решении задач, для составления различных игровых сюжетов используют вырезанные из плотной бумаги или картона фигурки деревьев, корзин, цветов и т.п. В каждой из них есть специальные прорези, в которых можно вставить картинку с изображением фруктов, овощей, животных и других предметов.
На уроке математики интересно проходит работа с перфокартами, которая помогает младшему школьнику лучше усвоить состав чисел первого десятка, изучить приемы сложения и вычитания. Перфокарты можно изготовлять в различных вариантах.
В настоящее время не только существенно разнообразить и индивидуализировать процесс обучения, но и развивать различные умения и навыки обучаемых, их некоторые важные психофизические качества, повышать мотивацию к обучению позволяет применение в качестве технического средства компьютера. Ведь чтобы играть в компьютерную игру, надо обладать определенными умениями навыками и знаниями! Технические возможности компьютеров позволяют во время проведения урока создавать на их экранах игровую среду, напоминающую мультфильм. В этой среде ребенок может выполнять определенные практические действия, используя свои способности, навыки и знания. Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя, и при этом, что очень важно, использовать его в своей любимой практической деятельности - игре. Даже в том случае, когда цель игры не достигнута, она развивает память и концентрацию внимания ребенка, обогащая его опыт и знания.
Учителю в использовании комплекса отводится очень важная роль. Он составляет урок, подбирает дидактический материал и индивидуальные задания, помогает ученикам в процессе работы за компьютерами, оценивает их знания и развитие. Интегрирование обычного урока с компьютерным позволяет ему переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его! Подбор компьютерных игр и составление из них урока зависит, прежде всего, от проходимого текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых.
(Приложение № 2)
Эффективность наглядного обучения зависит от правильного выбора средств наглядности и от их правильного применения в процессе обучения. (Приложение № 3)
Свою работу по обучению младших школьников учителя основывают, прежде всего, на учете психологических особенностей детей данного возраста. Одной из этих особенностей является то, что познавательная деятельность учащихся первого класса удерживает его внимание до тех пор, пока не иссякнет интерес к изучаемому объекту. Так, например, он может быть занят любимой игрой продолжительное время, и для этого не надо специально направлять и удерживать его внимание на том объекте или виде деятельности, которые ему далеко не безразличны, но ему трудно сосредоточиться на однообразной, малопривлекательной работе. Эта особенность детей данного возраста является одним из серьезных оснований для разработки специальных методов, для отбора таких средств обучения, которые будут активизировать познавательную деятельность младших школьников.
Немаловажное значение для повышения интереса к математике, вместе с тем и для развития математического мышления детей имеет так называемая занимательная математика использование различных игр и упражнений занимательного характера на уроках.
На уроках используется много упражнений занимательного характера, связанных с развитием логического мышления и интереса к урокам математики. (Приложение № 4)
Помогают в этом и счётные палочки: «Отсчитайте 6 палочек, сложите из них домик. Переложите палочки так, чтобы получился флажок» и т.п.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.
В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала, и реже применяются игры для получения новых знаний.
При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.
При изучении раздела “Нумерация чисел первого десятка” используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа.
Необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счёте число обозначает общее количество всей группы предметов. С этой целью следует проводить игры, с помощью которых дети устанавливают соответствие между числом и цифрой.
Работа над составом числа начинается в разделе “Нумерация чисел первого десятка”. Состав чисел от одного до пяти дети в этот период должны знать на память, состав чисел 6-10 можно рассматривать на наглядной основе. На следующем этапе дети знакомятся с составом чисел на основе сложения по памяти. На третьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляет в сумме последнее число в этом ряду.
В этот период большую помощь учащимся в изучении состава чисел тоже окажет игра. Я придумываю игры и сама, используя местный материал, учитывая индивидуально-психологические особенности своих детей. (Приложение № 5)
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закреплении материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования.
Важный педагогический момент игры – помочь учащимся осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке.
На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме сказки, путешествия или условной прогулки с элементами игры. Для совершенствования таких мыслительных операций, как сравнение, обобщение, абстрагирование, полезны обобщающие уроки, также построенные в игровой форме.
Ориентация на обязательное использование наглядности, технических средств, дидактических игр, игровых упражнений может позволить учителям в интересной, занимательной для учащихся форме организовывать тренировочные упражнения, устный счет, решение задач и так далее. Включение этих видов деятельности может создать благоприятные условия для повышения работоспособности учащихся, повысить качество усвоения знаний, уровень сформированности понятий, законов, позволит формировать произвольное внимание у младших школьников.
Исследования педагогов, психологов и методистов, проведенные в последние годы, показывают, что, используя рациональные методы обучения, можно значительно повысить теоретический уровень изучения первого десятка.
Система знаний и система деятельности
в реализации раздела программы

Изучению первого десятка обычно предшествует непродолжительный по времени, но очень важный по существу подготовительный период. Задачами его являются, во-первых, выявление имеющихся у детей знаний, во-вторых, подготовка к изучению математики. Используя первые страницы учебника, а также различный дидактический материал, учитель выясняет: все ли ученики умеют считать и в каких пределах? Каким образом они сравнивают между собой группы предметов? Числа? Сознательно ли пользуются выражениями столько же, больше, меньше? В какой степени справляются дети с решением примеров и простейших задач? Какие цифры и геометрические фигуры они знают? Само собой разумеется, что учитель не только выявляет знания детей, но попутно уточняет их, исправляет обнаруженные ошибки. Установив уровень подготовки детей к обучению математике, учитель может построить изучение первого десятка применительно к своему классу с учетом выявленных особенностей развития детей.
На этих же уроках ученики знакомятся с учебником и тетрадью по математике, с цифровой кассой и наборным полотном, выполняют подготовительные упражнения к письму цифр, а вместе с тем усваивают правила поведения, которые создают возможность коллективной работы в классе (как сидеть за партой, как отвечать и спрашивать, как входить и выходить из класса и т.д. Все эти навыки имеют большое воспитательное значение.
Основные задачи учителя при изучении первого десятка состоят в следующем:
научить детей сознательно считать и правильно обозначать цифрами первые десять чисел;
обеспечить понимание структуры натурального ряда;
сформировать у детей четкие числовые представления в пределах первого десятка.
Изучение этого концентра, как и других, начинается с нумерации.
Большинство учителей, следуя за учебником, рассматривают устную и письменную нумерацию совместно. Каждое число изучается при этом в отдельности. Сюда включаются такие моменты:
Образование числа путем присоединения единицы к предыдущему числу.
Восприятие и представление естественных групп предметов, которые характеризуются данным числом.
Счет предметов и называние чисел в прямом и обратном порядке с целью запоминания количественных и порядковых отношений чисел в натуральном ряду.
Рассмотрение состава данного числа из меньших чисел на наглядных пособиях с целью иллюстрации количественного значения числа.
Знакомство с печатной и письменной цифрой.
Известно, что счет в пределах первого десятка первоклассников не затрудняет. Сложнее обстоит дело с письмом цифр. Эта работа облегчается предшествующими упражнениями, в процессе которых формируются соответствующие числовые представления, вырабатываются навыки узнавания и называния печатных цифр, а также некоторые навыки письма в результате рисования бордюров, елочек, элементов цифр.
Общепринято знакомить детей с письмом цифр в порядке следования чисел натурального ряда. Обычно на уроке записывают одну две строчки новой цифры и в качестве повторения несколько ранее пройденных цифр (запиши число, которое больше на один, чем три; запиши число, которое называем при счете перед числом пять, и т. п.).
Такая система обеспечивает четкую последовательность в работе и постепенность введения детей в область чисел. С помощью разнообразных упражнений, рекомендуемых для изучения нумерации, реализуются такие дидактические принципы, как наглядность, доступность и сознательность обучения.
Требуется, однако, уточнить и детализировать данную систему, поскольку в практике школы можно столкнуться с неверным пониманием отдельных ее положений. Так, некоторые учителя уделяют мало внимания изучению структуры натурального ряда, ограничиваясь рассмотрением только порядковых отношений (какое число следует за данным, какое предшествует ему); не выясняют количественных отношений последовательных чисел (какое число больше, какое меньше данного и как получить число, которое больше или меньше данного на единицу). Рассматривают только образование данного числа из предыдущего путем прибавления единицы, но не показывают получение каждого натурального числа из следующего путем вычитания единицы, что позднее отрицательно влияет на усвоение вычитания.
Иногда изучение нумерации чисел затягивается надолго, так как отводится слишком много времени на изучение состава чисел в целях запоминания детьми всех пар слагаемых, дающих в сумме то или иное число в пределах десяти. Но поскольку сложение еще не рассматривалось, детям приходится запоминать состав чисел, опираясь только на зрительное восприятие различной группировки предметов, что достигается большим трудом.
В методической литературе имеются и другие варианты изучения нумерации чисел первого десятка. Так, по системе Н. С. Поповой первый пяток изучается несколько иначе, чем второй. Наряду с нумерацией чисел 1 5 рассматриваются все случаи сложения в этих пределах (действие выполняется на предметах, результат находится пересчитыванием). Попутно усваивается и состав этих чисел из слагаемых. Соответствующие случаи вычитания рассматриваются после изучения нумерации и сложения в пределах первого пятка и выполняются на основе знания состава числа.
При изучении нумерации чисел 6 - 10 рассматриваются только случаи п ± 1, непосредственно вытекающие из счета, и запоминается состав числа из предыдущего и единицы. Состав чисел из других слагаемых на данном этапе не рассматривается.
Надо отметить, что методика изучения нумерации чисел первого десятка в этом случае строится с учетом знаний, имеющихся у детей при поступлении в школу, чем объясняется выделение первого пятка и особый порядок его изучения.
При обучении связь математики с жизнью имеет большое воспитательное значение и является важнейшим средством преодоления формализма знаний учащихся. С первых уроков, когда дети учатся считать и измерять, надо помочь им увидеть, с одной стороны, математику вокруг нас, а с другой стороны, практический смысл получаемых арифметических знаний и навыков. Выполнению первой задачи способствует участие детей в посильном труде, экскурсии в сад, в лес, в магазин и т. д. Накопленный при этом числовой материал затем используется на уроках. Вторая задача решается попутно на каждом уроке, когда учитель раскрывает детям цель изучения того или иного материала, а также создает такие жизненные ситуации, которые требуют применения определенных знаний и умений (счета, измерения, арифметического действия и т. п.)
В процессе изучения первого десятка ученики должны овладеть такими жизненно необходимыми навыками, как счет и измерение. Упражнения в счете нельзя подменять упражнениями в назывании чисел в прямом и обратном порядке (что, кстати сказать, тоже нужно, но преследует другую цель усвоение последовательности чисел натурального ряда). Счет предполагает наличие предметов и установление взаимно однозначного соответствия: число элемент множества (отдельный предмет или группа предметов).
При изучении нумерации чисел первого десятка проводится большая работа для развития мелких мышц руки. Вводятся математические термины. Дети знакомятся не только с числами до десяти и нумерационными случаями сложения и вычитания, но и с табличными случаями в пределах 10. Работа над текстовыми задачами приобретает большое разнообразие. Это даёт возможность большой подготовительной работе к решению составных задач. Расширен материал по геометрической пропедевтике. Формируется представление о линиях, отрезке и др. Уже при изучении нумерации можно познакомить детей с метром и сантиметром и научить их измерять длину с помощью этих мер, причем на первых порах полезно отмечать единицы измерения, чтобы затем проверять правильность полученного результата пересчитыванием единичных отрезков.
Опыт передовых учителей подтверждает целесообразность более раннего включения в программу таких величин, как длина, вес, вместимость и их измерение с помощью общепринятых единиц.
Обучение математике должно быть связано не только с окружающей жизнью (в широком смысле слова), но и с жизнью ребенка. Привлечение знаний детей, их представлений, а также расширение, практического опыта детей через обучение плодотворно влияет на усвоение новых арифметических сведений, воспитывает интерес ребенка к учебному предмету.
Экспериментальные данные последних лет подтверждают возможность и необходимость раскрывать ученикам уже при изучении первого десятка не только вычислительные приемы, но и свойства арифметических действий, которые лежат в их основе, завершать формирование понятий введением в активный словарь детей математической терминологии (названия действий, названия компонентов и результатов действий и др.), знакомство со знаками =, >, <.
Наряду с углублением содержания работ над первым десятком, необходимо уже на этой ступени начать планомерную работу по развитию логического мышления детей. Без соблюдения этого требования нельзя решать проблему максимального развития младших школьников средствами обучения математике.
После изучения нумерации целью обобщающего урока может быть выяснение структуры натурального ряда. Сравнив несколько последовательных чисел, дети формулируют общие выводы: чтобы получить следующее число, надо к предыдущему прибавить единицу; следующее число больше предыдущего на единицу, а предыдущее меньше следующего на единицу. Число, которое больше на один, называют при счете после данного числа; число, которое меньше данного на единицу, называют при счете перед этим числом и т. д.
Для подведения итога в работе с числами от 1 до 10 в занимательной форме даётся обобщающая таблица «Числовая лесенка», позволяющая повторить все основные вопросы, связанные с получением каждого числа, определением его места в ряду чисел, сравнением чисел и др.
















Поурочное планирование по разделу.
(28 часов)


урока
Тема урока


Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Понятия "много" и "один". Письмо цифры 1.


Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. Состав числа 2.


Число 3. Письмо цифры 3. Состав числа 3.


Конкретный смысл и названия действий.Знаки: " + " (плюс), " – " (минус), " = " (равно).


Число 4. Письмо цифры 4. Состав числа 4.


Сравнение предметов по размеру: длиннее – короче.


Число 5. Письмо цифры 5. Состав числа 5.


Число 5. Письмо цифры 5. Состав числа 5.


Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок.


Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины.


Закрепление изученного материала.


Знаки: " > " (больше), " < " (меньше), " = " (равно).


Равенство, неравенство.


Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника.


Числа 6, 7. Письмо цифры 6.


Закрепление. Письмо цифры 7.


Числа 8, 9. Письмо цифры 8.


Закрепление. Письмо цифры 9.


Число 10. Запись числа 10.


Числа от 1 до 10. Закрепление.


Сантиметр. Длина отрезка.


Увеличить. Уменьшить.


Число 0.

24-28
Закрепление изученного материала.












Урок математики.
Дата проведения: 26.10.2010 г.
Учитель: Ганичева Л.Н.
Класс: 1

Тема: Числа от 1 до 10. Закрепление.

Тип урока: обобщающий.
Цель: закрепить знания учащимися устной и письменной нумерации чисел первого десятка;
Задачи:
формировать умение называть, сравнивать, получать числа, устанавливать взаимно-однозначное соответствие между количеством предметов и конкретным числом;
учить правильно записывать цифры.
учить детей различать геометрические фигуры;
развивать мышление, внимание, воображение, память, речь;
воспитание положительных качеств личности;
Технология: игровая.
Частные методы и приёмы:
создание проблемной ситуации (подводящий диалог);
поиск решения, наглядно – иллюстративный;
словесный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Дидактические средства:
презентация (Приложение № 2)
иллюстрации к произведению К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»;
портрет писателя;
карточки с числами, знаками действий
ТСО:
мультимедиа проектор
экран
ПК
Этапы и виды деятельности учеников
Ход урока

Орг. момент.
Сообщение темы и целей урока. (2мин)
Сегодня на уроке мы повторим изученные числа от 1 до 10, вспомним их состав, продолжим учиться сравнивать числа и красиво записывать цифры.
Урок у нас сегодня необычный - математика в сказке. К нам в гости пришёл замечательный детский поэт и писатель К. И. Чуковский. (слайд 2) Сегодня Корней Иванович принёс с собой одну из известных вам сказок. Название этой сказки зашифровано. Назовите геометрические фигуры и вы узнаете, о ком эта сказка. (слайд 3) Как же называется эта сказка? (слайд 4)
(Мука-Цокотуха)


Устный счёт
(15 мин.)
Итак, сказка начинается:
Муха, Муха, Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
- А какую денежку она нашла, вы узнаете, если назовёте, какого числа здесь не хватает. (число «1».) (слайд 5) - Назовите все остальные числа.


Математический диктант с чистописанием. (5 мин.)

Запишите число 1. (слайд 6)
Запишите число, следующее за числом 1. (слайд 7)
Запишите число, которое при счёте мы называем перед числом 6. (слайд 8)
Запишите число, которое состоит из двух и пяти. (слайд 9)
Запишите число, которое находится в числовом ряду между числами 3 и 5. (слайд 10)
Запишите число, которое состоит из двух цифр. (слайд 11)
Дети записывают ряд чисел 1 2 5 7 4 10


Сравнение чисел (2-3 мин.)

Пошла Муха на базар, И купила самовар. (слайд 12)
- Вот какой самовар она приобрела.
- Хватит ли Мухе монеток, чтобы купить сушки к чаю, если за одну сушку надо заплатить одну монетку? (слайд 13)
- Какое неравенство можно записать? Выложите на доске с помощью карточек.
- Муха купила к чаю торт. Сколько свечек должно быть на торте, если в прошлом году Мухе исполнилось 4 года? (слайд 14)
- Какое неравенство можно записать? Выложите на доске с помощью карточек.


Работа с веером цифр. (3 мин.)

Приходите тараканы, Я вас чаем угощу!
Сколько же тараканов пришло пить чай, посчитайте (слайд 15), покажите на веере цифр.
- А сколько бабочек?( слайд 16)
- Сколько прилетело стрекоз? Сколько прискакало кузнечиков? На сколько кузнечиков больше, чем стрекоз?(слайд 17)
- Сколько прилетело мух? Сколько божьих коровок? На сколько божьих коровок больше, чем мух?(слайд 18)


Работа над составом чисел. (3 мин.)

- Кроме сушек и торта Муха угощает гостей фруктами и ягодами.
- Сколько надо ещё яблок, чтобы их было 6? Как ещё можно получить это число? (слайд 19)
- Сколько надо ещё ягод, чтобы их было 8? Как ещё можно получить это число? (слайд 20)


Логическое задание (1 мин.)

Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали.
А букашки по три чашки, С молоком и крендельком. Нынче Муха-Цокотуха Именинница!
- У букашечек по три чашки. Они все разноцветные. Жёлтая чашка больше зелёной, но меньше красной. Какого цвета будет самая маленькая чашка? (слайд 21)


Работа в тетради (10 мин.)

Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки. А сапожки не простые – В них застежки золотые.
- Вот какие сапожки. Красивые? (слайд 22) - Давайте посчитаем, сколько застежек на каждом сапожке. А на двух?
- Запишите равенство. (слайд 23)
Вдруг какой-то старичок-Паучок, Нашу Муху в уголок поволок, Хочет бедную убить, Цокотуху погубить. «Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, и поила я вас, Не покиньте меня в мой последний час!» (слайд 24)


Физминутка (слайд 25)

Но жуки-червяки испугался, (Дети изображают испуг.) По углам, по щелям разбежались (Разбежались по классу.) Тараканы под диваны, а козявочки – под лавочки.(Спрятались под парты.) А букашки под кровать – не желают воевать. (Выглядывают из – под парт.) И никто даже с места не сдвинется: (Возвращаются на свои места.) Пропадай-погибай именинница!



- Сколько было бабочек? Сколько убежало от Мухи? (слайд 26) Какой пример запишем?
- Сколько было божьих коровок? Сколько убежало от Мухи? (слайд 27) Какой пример запишем?
- Проверьте (слайд 28)
Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик. И в руке его горит Маленький фонарик. - Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей! (слайд 29)
- Давайте поможем Комарику спасти Муху и распутаем паутину паука. (задание на доске)


- Муха спасена. (слайды 30,31)
Тут букашки и козявки Выползают из-под лавки Нынче Муха-Цокотуха Именинница.


Итог урока. Рефлексия.
(2 мин)

Если вам понравилось работать на уроке, подарите Мухе красный цветок, если не очень – жёлтый.



















Список литературы
Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца М.,1996
Чилинрова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993 Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990 стр.12-13
Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах.
Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. М., 1996
Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии, 1993
Моро М.И. и др. Математика в 1 классе: Пособие для учителя.- М.,1990
Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по математике 1 класс. Издательства «ВАКО», 2003
Винокурова Н.К. «Подумаем вместе» / Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 1,6. М., 2002
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нестандартные уроки в начальной школе.- Ростов-на-Дону, 2002
Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя. В 2 кн.- М., 2000
Интернет – ресурсы:
www.BiblioFond.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
http//www.inkat.ru
http//www.mediaget.ru



















































































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




15