Методическая разработка на тему: «Разработка раздела рабочей программы «Развитие речи» и серии уроков по русскому языку в 10-11 классах»

Отдел образования администрации
Подгоренского муниципального района Воронежской области


Рассмотрено Утверждаю
на заседании РМО Руководитель отдела образования
учителей русского языка и литературы _______________/Любченко А.Н./
Протокол № 10 от «20» мая 2015 г
_____________/Прядкина И.М./ Приказ №______от «20» мая 2015г
.

.

Методическая разработка на тему:

«Разработка раздела рабочей программы «Развитие речи» и серии уроков по русскому языку
в 10-11 классах»





Автор:
Беднякова Инга Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
ВКК МКОУ Сергеевской СОШ



2015 г.


Содержание


I. Пояснительная записка.4

II. Теоретическая и методическая части... 13

III. Материалы по апробации предлагаемой разработки..15

IV. Библиографический список ..17

V. Приложение..18





















1. Пояснительная записка
Раздел «Развитие речи» рабочей программы по русскому языку для 10-11 класс составлен на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 1011 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 7 часов (за 2 года), по учебнику:
Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М. : Русское слово, 2010.
Изучение данного раздела русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского народа;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы языка, их признаки;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;


уметь:
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;
аудирование и чтение:
использовать основные виды чтения;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения;
использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Программа раздела рассчитан на 7 часов, в том числе для проведения:
работ по развитию речи в 10 классе - 2 часа
работ по развитию речи в 11 классе - 5 часов
Актуальность работы: в настоящее время в базовой части учебного плана школьной программы всего лишь один час выделяется на предмет «Русский язык». Этого явно недостаточно, чтобы качественно подготовить обучающихся к экзамену. К тому же интерес к урокам, по которым не предусмотрена сдача обязательного экзамена, в том числе и к литературе, у учеников теряется. Как изменить ситуацию? Где найти часы на подготовку к экзамену? Как заставить учащихся читать программные художественные произведения? Как приобщить их к вдумчивому, аналитическому чтению?
Новизна работы: предлагается вариант работы, при котором в качестве исходных текстов для сочинения-рассуждения на уроках русского языка можно использовать фрагменты из художественных программных произведений, а классные и домашние сочинения на уроках литературы по прозаическим произведениям можно заменить сочинениями в формате ЕГЭ по русскому языку, используя подобные тексты. Такой подход дает большие преимущества:
1) во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ за счет уроков литературы;
2) во-вторых, детальный анализ определенных эпизодов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании экзаменационного сочинения;
3) в-третьих, повысится интерес у учащихся к чтению художественных произведений.
Целью методических рекомендаций является определение специфики проведения интегрированных уроков русского языка и литературы при подготовке выпускников средней школы к написанию части С ЕГЭ по русскому языку, а также оказание помощи учителям русского языка и литературы в данном вопросе.
Задачи работы:
1) разработать раздел «Развитие речи» уроков русского языка в 10-11 классах на основе связи материалов смежных предметов русского языка и литератур;
2) разработать серию спаренных интегрированных уроков по работе над сочинением с использованием отрывков из художественных программных произведений в качестве исходных текстов на интегрированных уроках по русскому языку и литературе в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть С);
3) показать возможность оценивания и самооценивания сочинения-рассуждения учащимися на уроке в соответствии с критериями К1-К12.









II. Теоретическая и методическая части
Структура работы
Обучение работе над сочинением с использованием эпизодов из художественных произведений в качестве исходных текстов на интегрированных уроках русского языка и литературы.
При рассмотрении этапов работы над сочинением особое место уделяется пониманию исходного текста и извлечению из него информации. Учитывая жанровое своеобразие выпускной работы, предлагается единая композиционная схема, которая должна помочь учащимся написать сочинение по критериям. В качестве практического закрепления теоретической части предлагаются варианты работы над исходными текстами, взятыми из программных художественных произведений.
Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка с целью подготовить учащихся более качественно и эффективно к ЕГЭ по русскому языку (части С).
Особенности работы над экзаменационным сочинением
Традиционно выпускники писали творческие работы на литературную тему разных типов: сочинение-анализ лирического произведения; сочинение-рецензию; сочинение, посвященное роли эпизода в литературном произведении и другие.
Сочинение в формате ЕГЭ (часть С) по русскому языку во многом отличается от традиционных вариантов. Существует алгоритм написания сочинения-рассуждения по данному тексту:
1. Формулирование проблемы исходного текста.
2. Комментирование данной проблемы с опорой на текст.
3. Определение позиции автора по указанной проблеме.
4. Представление своего мнения относительно данной проблемы с указанием согласия или несогласия с позицией автора.
5. Аргументация своего мнения (не менее двух аргументов из художественной или публицистической литературы, а также из жизни, личного опыта и т.д.).
6. Заключение-вывод по данной проблеме.
Для проведения интегрированных уроков по русскому языку и литературе навык написания сочинения-рассуждения у учащихся должен быть сформирован навык работы с текстом.
В серии уроков будет описан процесс проведения интегрированного урока, где наглядно будет продемонстрирована методика работы с художественным текстом с целью поиска проблемы и написания по ней сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.



Что должен знать, уметь и какими компетенциями владеть учащийся по теме
Развитие речи
Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм литературного языка. Работа с толковым словарем. Строение словарной статьи. Словарные пометы. Строение словарной статьи многозначного слова. Работа с различными видами словарей. Тема. Главная мысль. Ключевые слова. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. Понятие о плане. Составление плана. Тематический конспект. Аннотация. Оценка текста. Рецензия.
Основные термины и понятия:
Устная и письменная формы речи. Речевая ошибка. Нормы литературного языка: лексические, орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, орфографические, морфологические, синтаксические, пунктуационные, стилистические. Качества речи. Словарная статья. Тема текста. Главная мысль текста и мини текста. План. Конспект. Аннотация. Рецензия.
Знать:
- формы письменной и устной речи;
- нормы литературного языка;
- сведения о тексте, теме, основной мысли;
- понятие различных видов устного и письменного высказывания;
- особенности строения устного и письменного публичного высказывания;
Уметь:
- находить речевые ошибки и уметь их исправлять;
- владеть нормами русского языка;
- определять стиль и тип высказывания;
- определять тему и основную мысль текста;
- использовать средства выразительности для создания собственного высказывания;
- создавать различные виды высказывания в соответствии с ситуацией, учебной задачей;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- выделять главное;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
- создание текста определенного функционально-смыслового типа;
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
- приведение примеров, подбор аргументов;
- владение монологической и диалогической речью;
- при анализе давать интерпретацию языковых явлений;
- самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

Учебно-тематический план раздела «Развитие речи» по русскому языку на 10 класс

№ п/п
Темы
Количество часов

1.
Сочинение-рассуждение по отрывку из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
1 (+1 час урок литературы)

2.
Сочинение-рассуждение по отрывку из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
1 (+1 час урок литературы)


Учебно-тематический план раздела «Развитие речи» по русскому языку на 11 класс

№ п/п
Темы
Количество часов

1.
Сочинение-рассуждение по отрывку из романа
Б. Пастернака «Доктор Живаго»
1 (+1 час урок литературы)

2.
Сочинение-рассуждение по отрывку из романа
М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
1 (+1 час урок литературы)

3.
Сочинение-рассуждение по отрывку из рассказа
М. Шолохова «Судьба человека»
1 (+1 час урок литературы)

4.
Сочинение-рассуждение по отрывку из повести А.Платонова «Котлован»
1 (+1 час урок литературы)

5.
Сочинение-рассуждение по отрывку из повести
В. Распутина «Прощание с Матерой»
1 (+1 час урок литературы)







III. Материалы апробации
Данные уроки были апробированы в 10 и 11 классах МКОУ Сергеевской СОШ при подготовке к Части С ЕГЭ по русскому языку.
Все учащиеся преодолели минимальный порог. Кроме того, средний балл оказался выше районных и областных: 67 (2013) и 76 (2014). Максимальные баллы – 92 и 95.
В сравнении с предыдущими годами, когда выпускники не преодолевали порог по русскому языку, данные результаты, благодаря апробации методической разработки по подготовке к сочинению-рассуждению, можно считать как высокие.


IV. Список литературы
Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : программа курса / Н. Г. Гольцова. - М. : Русское слово, 2010.
Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Ми- щерина. - М. : Русское слово, 2009.
Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень : тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ : учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М. : Русское слово, 2008.
Меркин Б. Г. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. - М. : Русское слово, 2008.






Приложение №1.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области

План-конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе на тему
«Анализ эпизода «Сон Понтия Пилата» из романа М. Булгакова
«Мастер и Маргарита» – сочинение-рассуждение по данному отрывку в формате ЕГЭ»

Аудитория: обучающиеся 11 класса
Урок разработала Беднякова И.А.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории.
Адрес школы:
Воронежская область,
Подгоренский район,
с. Сергеевка, ул. Есенина, 34
2014 г.

Цель урока:
Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ;
Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;
Продолжить работу по формированию навыка смыслового анализа текста: формулировка проблемы, поставленной автором прочитанного текста; комментарий; определение позиции автора по отношению к данной проблеме; приведение аргументов; заключение.
Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть С ЕГЭ).
Задачи урока:
Научить и научиться:
- определять тему и проблематику текста и формулировать их;
- выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;
- комментировать поставленную проблему;
- определять позицию автора и формулировать ее;
- излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.
- писать заключение.
Материалы и оборудование:
компьютер, мультимедийная установка, видеофрагмент из фильма В. Бортко «Мастер и Маргарита», видеокамера; раздаточный материал (тексты отрывка из романа «Мастер и Маргарита», листы оценивания, вырезанные из бумаги кружки для смайлов.
Ход урока 1. Вступление, целеполагание. Цель сегодняшнего урока продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ на основе предложенного текста. Результатом урока станет сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по прочитанному тексту - отрывку из романа
М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
2. Просмотр видеофрагмента «Сон Понтия Пилата». Определение проблем по ходу просмотра. Учащиеся на листах записывают проблемы.
3. Самостоятельное прочтение текста и выявление проблем (работа карандашом):
И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.
Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
– Да, да, – стонал и всхлипывал во сне Пилат.
Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!
– Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. – Раз один – то, значит, тут же и другой! Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.
– Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат. И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.

4. Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения. Фронтальная работа. 1) Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?
О сне прокуратора, в котором он разговаривает с казненным философом.
2) Назовите основные проблемы, поднятые в тексте.
Проблемы:
- трусости;
- конфликта власти и человека;
- несвободы правителей в принятии решения;
- нравственного выбора;
- тяжести вины от содеянного;
- совести;
- раскаяния;
- истинности мыслей и поведения человека в его сне;
- добра и зла;
- прощения;
- что делает равными социально-неравных людей;
- в чем сила добра;
- изменение одного человека под влиянием другого;
- спасения души;
- духовного прозрения;
- миссия христианской веры
3) Сформулируйте главную проблему

Главная проблема – проблема трусости.

4) Что думает автор по поводу основной проблемы? Эта позиция скрытая или открытая?

Здесь открытая авторская позиция, она очень четко сформулирована по основной проблеме:
Трусость - это самый страшный порок.
5) Какова позиция автора по другим вопросам?
По остальным проблемам авторская позиция скрытая. 4. Давайте вспомним алгоритм выполнения части С:
Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную или частную).
Определить и сформулировать позицию автора.
Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.
Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).
Написать вывод.
5. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?
6. Работа над сочинением в группах.
Выберите проблему и напишите сочинение-рассуждение.
Проблемы не должны повторяться.
Дополнительное задание:
1 группа сформулирует проблему в виде повествовательного предложения.
2 группа – в виде вопросительного.
3 группа – использует для вступления фигуру - именительный темы.
4 группа – в виде ряда вопросительных предложений.
7. Публичное выступление учащихся от рабочих групп с представлением готового сочинения.
8. Оценивание сочинения:
- учитель проверяет сочинение красной пастой и выставляет на экран с помощью видеокамеры и мультимедийного проектора;
- учащиеся из других групп выставляют баллы в специальные листы в соответствии с критериями К1-К12.
9. Подведение итогов урока.
1. Заключительное слово учителя.
2. Выставление оценок учащимся.
3. Рефлексия.
10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на нераскрытую в ходе урока проблему по прочитанному тексту.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области

План-конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе на тему
«Анализ эпизода «В комендатуре» из рассказа М. Шолохова
«Судьба человека» – сочинение-рассуждение по данному отрывку в формате ЕГЭ»

Аудитория: обучающиеся 11 класса
Урок разработала Беднякова И.А.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории.
Адрес школы:
Воронежская область,
Подгоренский район,
с. Сергеевка, ул. Есенина, 34
2014 г.
Цель урока:
Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ;
Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;
Продолжить работу по формированию навыка смыслового анализа текста: формулировка проблемы, поставленной автором прочитанного текста; комментарий; определение позиции автора по отношению к данной проблеме; приведение аргументов; заключение.
Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть С ЕГЭ).
Задачи урока:
Научить и научиться:
- определять тему и проблематику текста и формулировать их;
- выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;
- комментировать поставленную проблему;
- определять позицию автора и формулировать ее;
- излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.
- писать заключение.
Материалы и оборудование:
компьютер, мультимедийная установка, видеофрагмент из фильма С.Бондарчука «Судьба человека», видеокамера; раздаточный материал (тексты отрывка из рассказа, листы оценивания, вырезанные из бумаги кружки для смайлов).
Ход урока 1. Вступление, целеполагание. Цель сегодняшнего урока продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ на основе предложенного текста. Результатом урока станет сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по прочитанному тексту - отрывку из рассказа
М. Шолохова «Судьба человека»
2. Просмотр отрывка из фильма «В комендатуре». Определение проблем по ходу просмотра. Учащиеся на листах записывают проблемы.
3. Самостоятельное прочтение текста и выявление проблем (работа карандашом):
1)И вот как-то вечером вернулись мы в барак с работы. 2)Целый день дождь шел, лохмотья на нас хоть выжми; все мы на холодном ветру продрогли как собаки. 3)А обсушиться негде, согреться - тоже, и к тому же голодные не то что до смерти, а даже еще хуже.
4)Снял я с себя мокрое рванье, кинул на нары и говорю: "Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит". 5)Только и сказал, но ведь нашелся же из своих какой-то подлец, донес коменданту лагеря про эти мои горькие слова.
6)Так вот этот самый комендант на другой день вызывает меня.
7)Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду, вздохнул и пошел. 8)Иду по лагерному двору, на звезды поглядываю, прощаюсь и с ними, думаю: "Вот и отмучился ты, Андрей Соколов и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно...
9)В комендантской за столом - все лагерное начальство. 10)Пять человек сидят, шнапс глушат и салом закусывают. 11)На столе у них початая здоровенная бутыль со шнапсом, хлеб, сало, моченые яблоки, открытые банки с разными консервами. 12)Мигом оглядел я всю эту жратву, и - не поверишь - так меня замутило, что за малым не вырвало. 13)Я же голодный, как волк, отвык от человеческой пищи, а тут столько добра перед тобою... 14)Кое-как задавил тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу.
15)Прямо передо мною сидит полупьяный Мюллер, пистолетом играется, перекидывает его из руки в руку. 16)"Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки - это много?" – 17)"Так точно, - говорю, - герр комендант, много". – 18)"А одного тебе на могилу хватит?" – 19)"Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется".
20)Он встал и говорит: "Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. 21)"Воля ваша", - говорю ему.22) Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: "Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия".
23)Я было из его рук и стакан взял, и закуску, но как только услыхал эти слова, - меня будто огнем обожгло! 24)Думаю про себя: "Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?»
25)Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: "Благодарствую за угощение, но я непьющий".26) Он улыбается: "Не хочешь пить за нашу победу? 27)В таком случае выпей за свою погибель". 28)А что мне было терять? 29)"За свою погибель и избавление от мук я выпью", - говорю ему.30) С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: "Благодарствую за угощение. 31)Я готов, герр комендант, пойдемте, распишете меня".
32)Но он смотрит внимательно так и говорит: "Ты хоть закуси перед смертью". 33)Я ему на это отвечаю: "Я после первого стакана не закусываю".34) Наливает он второй, подает мне.35) Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: "Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться".36) Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: "Что же не закусываешь, русс Иван? 37)Не стесняйся!"38) А я ему свое: "Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать".
39)Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха.40) Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол.41) Захотелось мне им показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться фашистской подачкой не собираюсь, что у меня есть свое русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.
42)После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: "Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. 43)Ты храбрый солдат. 44)Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. 45)Стрелять я тебя не буду.46) К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. 47)Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. 48)Ступай в свой блок, а это тебе за смелость", - и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.
49)Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу, иду к выходу, а сам думаю: "Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей".50) Нет, обошлось.51) И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло...52) Вышел я из комендантской на твердых ногах, а во дворе меня развезло. 53)Ввалился в барак и упал на цементованный пол. 54)"Как будем харчи делить?" - спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. 55)"Всем поровну", - говорю ему.

4. Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения. Фронтальная работа. 1) Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?
О достойном поведении русского солдата в плену перед лицом смерти.
2) Назовите основные проблемы, поднятые в тексте.
Проблемы:
- фашизма
- насилия человека над человеком, принуждения его к рабскому положению
- подлости и предательства
- чести и достоинства русского солдата
- проблема патриотизма.
- особенности национального русского характера.
- уважения достойных противников.
- поведения человека перед лицом смерти.
- товарищества.

3) Сформулируйте главную проблему

Главная проблема – чести и достоинства русского солдата.

4) Что думает автор по поводу основной проблемы? Эта позиция скрытая или открытая?

Здесь открытая авторская позиция, она очень четко сформулирована по основной проблеме:
Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?»
5) Какова позиция автора по другим вопросам?
По остальным проблемам авторская позиция и открытая и скрытая. 4. Давайте вспомним алгоритм выполнения части С:
Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную или частную).
Определить и сформулировать позицию автора.
Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.
Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).
Написать вывод.
5. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?
6. Работа над сочинением в группах.
Выберите проблему и напишите сочинение-рассуждение.
Проблемы не должны повторяться.
Дополнительное задание:
1 группа сформулирует проблему в виде повествовательного предложения.
2 группа – в виде вопросительного.
3 группа – использует для вступления фигуру - именительный темы.
4 группа – в виде ряда вопросительных предложений.
7. Публичное выступление учащихся от рабочих групп с представлением готового сочинения.
8. Оценивание сочинения:
- учитель проверяет сочинение красной пастой и выставляет на экран с помощью видеокамеры и мультимедийного проектора;
- учащиеся из других групп выставляют баллы в специальные листы в соответствии с критериями К1-К12.
9. Подведение итогов урока.
1. Заключительное слово учителя.
2. Выставление оценок учащимся.
3. Рефлексия.
10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на нераскрытую в ходе урока проблему по прочитанному тексту.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области

План-конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе на тему
«Анализ эпизода «Николай Ростов после проигрыша в карты Долохову» из романа Л.Н. Толстого «Вона и мир» – сочинение-рассуждение по данному отрывку в формате ЕГЭ»
Аудитория: обучающиеся 10 класса

Урок разработала Беднякова И.А.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории.
Адрес школы:
Воронежская область,
Подгоренский район,
с. Сергеевка, ул. Есенина, 34

2013 г.
Цель урока:
Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ;
Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;
Продолжить работу по формированию навыка смыслового анализа текста: формулировка проблемы, поставленной автором прочитанного текста; комментарий; определение позиции автора по отношению к данной проблеме; приведение аргументов; заключение.
Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть С ЕГЭ).
Задачи урока:
Научить и научиться:
- определять тему и проблематику текста и формулировать их;
- выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;
- комментировать поставленную проблему;
- определять позицию автора и формулировать ее;
- излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.
- писать заключение.
Материалы и оборудование:
компьютер, мультимедийная установка, видеофрагмент из фильма С. Бондарчука «Война и мир», видеокамера; раздаточный материал (тексты отрывка из романа «Война и мир», листы оценивания.
Ход урока 1. Вступление, целеполагание
Цель сегодняшнего урока продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ на основе предложенного текста. Результатом урока станет сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по прочитанному тексту - отрывку из романа
Л. Толстого «Война и мир»
2. Просмотр видеофрагмента «Николай Ростов после проигрыша в карты Долохову». Определение проблем по ходу просмотра. Учащиеся на листах записывают проблемы.
3. Самостоятельное прочтение текста и выявление проблем (работа карандашом):
1)Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было нетрудно, но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
2)Дома еще не спали. 3)Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. 4)Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей
5)Наташа собиралась петь.6) Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
7)Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
8)«И вот охота заставлять ее петь! 9)Что она может петь? 10)И ничего тут нет веселого», думал Николай.
11)Соня взяла первый аккорд прелюдии.
12)«Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. 13)Пулю в лоб одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? 14)Все равно, пускай поют!»
15)Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
16)Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. 17)Она пела теперь не по-детски, уж не было в ее пении этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде, но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. 18)«Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. 19)Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. 20)В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили и только наслаждались этим необработанным голосом, и только желали еще раз услыхать его. 21)В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
22)«Что ж это такое? подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» подумал он. 23)И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto... [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Раз, два, три... раз, два... три... раз... Oh mio crudele affetto... Раз, два три... раз. Эх, жизнь наша дурацкая! думал Николай. Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, все это вздор... а вот оно настоящее... Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!.. Как она этот si возьмет... Взяла? Слава Богу. И он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.
24)О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. 25)И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. 26)Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. 27)Все вздор!28) Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...

4. Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения. Фронтальная работа. 1) Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?
О состоянии Николая Ростова после проигрыша в карты.
2) Назовите основные проблемы, поднятые в тексте.
Проблемы:
- тяжести вины от содеянного;
- совести;
- раскаяния;
- легкомыслия и малодушия;
- исцеляющей атмосферы в семье;
- истинных и ложных ценностей;
- спасения души посредством приобщения к прекрасному;
- роль музыки в жизни человека;
- влияние искусства на жизнь человека;
- любовь, доброта, понимание – главные семейные ценности;
- что может спасти человека от рокового шага;
- неотвратимость расплаты за легкомыслие;
- мужской чести;
- слова чести для мужчины.

3) Что думает автор по поводу данных проблемы? Эта позиция скрытая или открытая?
Здесь скрытая авторская позиция по всем проблемам
4. Давайте вспомним алгоритм выполнения части С:
Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную или частную).
Определить и сформулировать позицию автора.
Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.
Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).
Написать вывод.
5. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?
6. Работа над сочинением в группах.
Выберите проблему и напишите сочинение-рассуждение.
Проблемы не должны повторяться.
Дополнительное задание:
1 группа сформулирует проблему в виде повествовательного предложения.
2 группа – в виде вопросительного.
3 группа – использует для вступления фигуру - именительный темы.
4 группа – в виде ряда вопросительных предложений.
7. Публичное выступление учащихся от рабочих групп с представлением готового сочинения.
8. Оценивание сочинения:
- учитель проверяет сочинение красной пастой и выставляет на экран с помощью видеокамеры и мультимедийного проектора;
- учащиеся из других групп выставляют баллы в специальные листы в соответствии с критериями К1-К12.
9. Подведение итогов урока.
1. Заключительное слово учителя.
2. Выставление оценок учащимся.
3. Рефлексия.
10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на нераскрытую в ходе урока проблему по прочитанному тексту.














15