Тематическое планирование факультатива Язык в речевом общении (8 класс)














Тематическое планирование
факультатива

«Язык в речевом общении»

учителя русского языка и литературы

Соколовой Анны Геннадьевны

по русскому языку


8 класс



















Тематическое планирование факультативных занятий в 8 классе составлено на основе следующих документов:

Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
Авторской программы С.И. Львовой. С.И. Львовой. Программа факультатива «Речевой этикет» // С.И. Львова. Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов. – М.: Вентана-Граф, 2008. (Библиотека учителя);
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год.

Количество часов по программе – 35
Тема
Дата по планиро-ванию
Дата факти-ческая


Язык как средство общения (2ч)
Язык, его основные единицы. Гипотезы происхождения языка.
Вопрос об искусственных языках.
Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средствами общения (жесты, сигналы, коды, символы и т. п.). Способы общения животных.
Речевое общение (5 ч)
Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения (устная и письменная).
Ситуация речевого общения и её основные компоненты. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.
Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.
Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи. Интонация и орфография.
Речевой этикет (3 ч)
Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Речевая ситуация и употребление этикетных формул обращения
Жесты и мимика; использование их в общении.
Роль орфоэпии и интонации в устном общении (25 ч)
Особенности устной речи: использование средств звучащей, жестов и мимики.
Ориентация на собеседника, слушателя
Повторы, прерывистость речи типичные свойства устного высказывания.
Диалог и монолог как разновидности устной речи.
Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения.
Основные требования к содержанию и языковому оформлению устного высказывания.
Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного.
Роль орфоэпии в устном общении.
Основные нормы современного литературного произношения
Нормативное произношение безударных гласных звуков
Нормативное произношение согласных звуков
Нормативное произношение сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств.
Ударение; его смыслоразличительная роль.
Нормы словесного ударения в современном русском языке.
Отклонения от произносительных норм и их причины.
Допустимые варианты произношения и ударения в современном русском литературном языке.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Орфоэпические словари и справочники; работа с ними.
Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи).
Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации.
Этикетная функция интонации в речевом общении.
Практикум-диспут. Чистота русской речи
Практикум-диспут. Чистота русской речи






ИТОГО 35 ЧАСОВ.








13PAGE 15


13PAGE 14215