Методическая разработка урока по МДК 01.01 Конструкция и проектирование АТТ

Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Заволжский автомоторный техникум»
Методическая разработка
открытого урока
МДК 01.01 «Конструкция и проектирование автотракторной техники»
Тема: «Испытания карданных передач»
для специальности
190103 «Автомобиле- и тракторостроение»
IV курс
Составитель:
преподаватель
Р.А. Кувырков
г. Заволжье, 2015 год
Тема: Испытания карданных передач.
Вид занятия: Комбинированный урок.
Цель занятия: Повысить интерес студентов к изучаемому материалу, ознакомить студентов с методикой испытания карданных передач при работе в группах, уметь выделить главное, и понятно изложить.
Мотивация темы и формы проведения занятия:
Тема занятия соответствует календарному плану. Данная форма организации занятия стимулирует мотивацию учебной деятельности студентов через общение в сотрудничестве (работа в группах) и позволяет свести к минимуму участие преподавателя в занятии и максимально включить каждого ученика в ход урока.
Методическое обеспечение урока: методическая разработка урока.
Обеспечение игры:
Технические средства: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ПК.
Раздаточные материалы: 4 вида текса с темой занятия.
Хронокарта занятия:
№ п/п
Этапы занятия
Продолжительность
этапа

1
Организационная часть
3 мин

2
Повторение пройденного материала (утверждения)
10 мин

3
Цифровой диктант на определение названия новой темы
7 мин

4
Самостоятельное изучение новой темы в домашних группах
15 мин

5
Обсуждение тем в экспертных группах
5 мин

6
Обсуждение тем в домашних группах
5 мин

7
Составление кластера в домашней группе
15 мин

8
Изложение групп самостоятельно изученного материала по кластеру
20 мин

9
Обобщение пройденного материала
5 мин

10
Подведение итогов занятия (выставление оценок)
5 мин

Развернутый план урока
1. Организационная часть
Преподаватель приветствует студентов, отмечает в журнале присутствующих, объявляет тему и цель занятия. – 3 мин.
2. Повторение пройденного материала
Преподаватель напоминает ключевые моменты ранее пройденных тем, после чего проводит письменный опрос в виде набора утверждений, правильных и неправильных, на материале изученных тем, выведенных через проектор на доску.
Такой вид проверки знаний экономит время урока, позволяет оценить знания всех студентов, стимулирует развитие внимания и быстроты мышления. – 10 мин.
Примеры утверждений:
1) Перед началом испытаний коробки передач проводят визуальный осмотр раздаточной коробки и ведущего моста, заправляют их маслом по количеству и сорту, соответствующим инструкции предприятия-изготовителя. (1) 2) Для испытания коробок передач, ведущих мостов применяются, стенды разомкнутого типа. (1) 3) Определение уровней шума и вибрации коробки передач проводят на стенде разомкнутого типа с использованием малошумного тормоза при минимальной частоте вращения. (0) 4) Статическую прочность и жесткость коробки передач и ее деталей определяют на крутильных машинах, представляющих собой редуктор с большим передаточным числом. (1) 5) Испытания коробок передач на надежность, имеются в виду изгибное и контактное сопротивление усталости зубьев, пары зубчатых колес, долговечность валов и подшипников, уплотнения валов и разъемов корпуса, проводят на стендах разомкнутого типа. (0) 6) Износ коробки передач или ее отдельных элементов целесообразно определять путем анализа отработанного масла на специальных установках. (1) 7) Механизм переключения передач коробки испытывают на стенде, имеющем приспособление пневматического, электрического типа. (1)
8) Частоту вращения электродвигателя выбирают такой, чтобы при включении самой низшей передачи коробки частота вращения ее ведущего вала составляла
85% максимальной частоты вращения, для которого данная коробка предназначена. (0) 9) Жесткость и статическую прочность ведущего моста, его зубчатых передач, валов и подшипников оценивают путем закручивания вала шестерни главной передачи при неподвижных полуосях. (1) 10) Одной из главных целей дорожных испытаний коробок передач, раздаточных коробок и ведущих мостов является определение работоспособности механизма переключения передач коробки, включая надежность работы ее синхронизаторов, а также проверку на прочность и долговечность зубчатых колес и подшипников. (1)


Критерий оценок:
10,9 ответов – 5 баллов
8,7ответов – 4 балла
6,5 ответов – 3 балла
Менее 5 ответов – 2 балла
3. Буквенный диктант на определение названия новой темы
Требуется отгадать зашифрованное слово, расшифровывая его по буквам. Буквы закодированы в вопросах по изученным темам. Ученики записывают ответы на отгадываемые понятия, затем записывают первые букву отгаданных слов в строчку. Этот прием развивает навыки работы в аудиальной модальности, активизирует внимание. - 7 мин.
Пример буквенного диктанта:
1.Вид осциллографа, который дает возможность получить изображение диаграммы давлений на экране и наблюдать за процессом во время испытаний. (Катодный)
2. Как называются центры, которые при сгорании могут привести к появлению нового центра, либо к его гибели, т. е обрыву цепи. (Активные)
3. Эти показатели измеряют во время испытаний двигателя на тормозном стенде при полном открытии дроссельной заслонки и при частичных нагрузках. (Рабочие)
4. Эта характеристика бывает первичной, промежуточной и итоговой. (Детонационная)
5. При испытаниях на износостойкость в карбюраторный двигатель вводят в топливо в определенной пропорции. (Абразивную пыль)
6. Исходный продукт топлива. (Нефть)
7. Эта характеристика показывает зависимость часовых и удельных расходов топлива от нагрузки двигателя. (Нагрузочная)
8. Свойство топлива противостоять детонации. (Антидетонационная стойкость)
9. Подвижная часть машин постоянного тока двигателя или генератора. (Якорь)
Критерий оценок:
9 ответов – 3 балла
8,7 ответов – 2,5 балла
6 ответов – 2,0 балла
5 ответов – 1,5 балла
4 ответов – 1,0 балла
Менее 4 ответов – 0 баллов
Оценка объявляется вслух после 5 минутного перерыва.
4. Самостоятельное изучение новой темы в домашних группах
Студентам предлагается индивидуально ознакомиться с одним из четырех вариантов текста в домашней группе по заданной теме и составить краткий конспект. – 15 мин.


Варианты текстов:
Испытания карданных передач (Часть 1)
Лабораторные испытания
Вследствие высокой частоты вращения карданных валов, особенно при движении автомобиля со скоростью, близкой к максимальной, большое значение имеет балансировка валов, которая проводится на специальных балансировочных стендах.
Отраслевой стандарт нормирует предельно допустимую величину остаточного удельного дисбаланса, который выражается величиной дисбаланса, приходящегося на 1 кг массы карданной передачи, деленным на число шарниров в передаче.
Перечень подготовительных работ перед проведением испытаний включает контроль качества сварных швов, измерение всех линейных и угловых параметров, а также зазоров в соединениях, определение усилия осевого перемещения шлицевого вала в шлицевой втулке, радиального биения трубы карданного вала и плавности работы карданного шарнира. При испытании карданных передач применяют стенды как с открытым, так и с замкнутым контуром мощности. Стенд с открытым потоком мощности включает балансирные электродвигатель и генератор, между которыми устанавливают испытуемый карданный вал. Для изменения угла наклона карданного вала двигатель и генератор можно перемещать в осевом направлении, что также позволяет испытывать валы различной длины. КПД карданной передачи определяют при различной частоте вращения по отношению моментов на генераторе и двигателе. Критическую частоту вращения, являющуюся одной из важнейших характеристик, определяющей область безопасного использования карданной передачи, устанавливают при проведении стендовых испытаний. При испытании постепенно увеличивают частоту вращения карданной передачи до расчетного значения, которое должно превышать на 30 % частоту вращения карданного вала, соответствующую максимальной скорости движения автомобиля.
Испытания карданных передач (Часть 2)
Лабораторные испытания
Испытания карданных передач на статическую прочность и жесткость проводят на крутильной машине аналогично испытаниям коробок передач и ведущих мостов. Карданная передача в условиях эксплуатации работает как при постоянных режимах нагружения (например, во время движения автомобиля по шоссе с постоянной скоростью), так и при переменных нагрузках (например, при трогании автомобиля с места и его движении по пересеченной местности). Поэтому испытания карданных передач проводят как при каком-то одном значении крутящего момента, обычно близкого к максимальному, так и при нескольких значениях в соответствии с программой испытаний. На инерционных стендах проверяют работоспособность карданных передач при действии крутящих моментов, изменяемых во времени.
Стенд может работать в автоматическом режиме по заранее разработанной программе, отражающей реальные условия работы автомобиля: трогание с места, переключение передач, включение сцепления, движение по дороге, имеющей то или иное очертание в профиле и плане.
Цикл испытания состоит в ускорении, осуществляемом при помощи электродвигателя и маховика, и срабатывании тормоза. При ускорении маховика на испытуемый карданный вал действует переменный во времени крутящий момент. Число циклов определяется программой испытаний. Работоспособность карданных передач в специфических условиях проверяют на специальных стендах, например, на стенде с грязевой ванной. В нее при испытании помещают карданную передачу, что позволяет оценить эффективность уплотнений и долговечность подшипников. Важным звеном карданной передачи является подвижное шлицевое соединение вилки и трубы. Элементы этого соединения испытывают на специальных стендах. Стенд позволяет осуществлять возвратно-поступательное движение соединения при одновременном его нагружении крутящим моментом. Охлаждают шлицевое соединение сжатым воздухом. Испытания дают возможность определить износостойкость шлицевой пары, влияние шероховатости поверхности шейки вилки на работоспособность сальника, качество смазочного материала и др.
Испытания карданных передач (Часть 3)
Дорожные испытания
Испытания карданных передач чаще всего сочетают с испытаниями других агрегатов. Однако не исключены испытания только карданных передач, обычно это доводочные испытания.
Поскольку карданные передачи являются одним из механизмов трансмиссии, в методическом отношении их испытания имеют много общего с испытаниями сцеплений, коробок передач и ведущих мостов.
Подготовленные к испытаниям карданные передачи устанавливают на автомобиль, который проходит обкатку на режимах. Испытания проводят по маршруту, аналогичному тому, который применяют для испытаний остальных агрегатов трансмиссии, но при этом включают участки неровной дороги, вызывающие интенсивное изменение угла наклона карданного вала, а также мокрой и загрязненной дороги, а для автомобилей высокой проходимости, кроме того, и броды. При испытаниях определяют число троганий с места на уклоне с крутизной, близкой к максимально возможной для данного автомобиля, с включением низшей передачи в коробке передач, в том числе передачи заднего хода, при работе двигателя на режиме максимальной мощности.
Испытания карданных передач (Часть 4)
Дорожные испытания
Значительный объем испытаний составляют испытания автомобиля при движении с максимальной скоростью на разных передачах коробки, которые переключают последовательно от низшей до высшей и наоборот через каждые 10 20 км. При переключении передач от высшей до низшей каждая последующая передача включается при максимальной скорости автомобиля, допускаемой той передачей, которая должна быть включена.В процессе испытаний следят за появлением резонансных колебаний валов карданной передачи при разных скоростях движения автомобиля, шума в соединениях, вибрации промежуточной опоры и т. д. Результаты наблюдений заносят в путевой протокол или журнал. После испытаний карданную передачу осматривают и проводят соответствующие измерения, с помощью которых определяют значения износов трущихся частей, в частности крестовин, подшипников и шлицевых соединений. На основании полученных результатов дают заключение о том, отвечает ли карданная передача предъявляемым к ней требованиям.
5. Обсуждение тем в экспертной группе
После составления студентами конспектов по заданным вопросам темы, собирается экспертная группа по тем же вопросам темы для совместного обсуждения. – 5 мин.
6. Обсуждение тем в домашней группе
После обсуждения студентами вопросов темы, происходит переход из экспертной группы в домашнюю группу для обсуждения всех вопросов заданной темы. – 5 мин.
7. Составление кластера
В домашних группах студентам нужно составить кластер (карта мысли) по заданной теме. – 15 мин.
8. Изложение групп самостоятельно изученного материала по кластеру
Группы или их представители по очереди выходят к доске, объясняя тему по кластеру. – 20 мин.
Критерии оценки выступления:
- полнота ответа;
- правильность формулировок;
- четкость изложения;
- соблюдение времени выступления;
- взаимоуважение.
Максимум за ответ – 2 балла, получают все члены домашней группы.
9. Обобщение пройденного материала
Обращаясь к аудитории, преподаватель просит студентов кратко обобщить материал и выделить ключевые моменты, при этом корректируя ответы студентов. – 5 мин.
10. Подведение итогов занятия (выставление оценок)
В конце урока выставляется интегрированная оценка за диктант и кластер. - 5 мин. Просим сложить оценки за диктант и кластер. Это и будет интегрированная оценка за урок.
Заголовок 1 Заголовок 215