презентация 2 класс чтение с использованием речевого тренажёра

Урок литературное чтение
Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"
Образовательное учреждение: МБОУ гимназия №35


Учитель: Харченко Марина Николаевна
Уровень образования школьников: начальная ступень обучения
3 класс
Форма учебной работы: классно-урочная.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок анализа произведения)
Цель урока: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.
Задачи.
Учебные: сформировать навык комплексного анализа текста, определить собственное отношение к поступку героя произведения и уметь аргументировать свою точку зрения, работать над навыком аргументированного изложения своих мыслей.
Развивающие: сформировать целостность восприятия всего литературного произведения и отдельных героев произведения через аналитико-синтетическое действие, развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев.
Воспитательные: подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств через восприятие художественного текста, воспитание положительной мотивации к процессу обучения.
Методы:
Частично – поисковый (при выполнении самостоятельной работы в группе).
Беседа (по степени взаимодействия учитель – ученик).
Формы организации:
-индивидуальная;
-групповая.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями
Тип урока: комбинированный
11. Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
12. Необходимое техническое оборудование:
компьютер для учителя, мультимедийный проектор , экран
выставка книг Д.Н. Мамина - Сибиряка;
толковый словарь Ожегова;
рисунки учащихся к произведению «Приемыш»;
карточки с кроссвордами;
карточки с характеристиками героев для организации игры «Суета»;
пиктограммы для обозначения групп;
фигурки белого и черного лебедей из бумаги; картинка с изображением озера;
презентация в программе Power Point;
учебник;
цветные карандаши, ножницы, клей, листы формата А -3;
инструкционные карты;
лист достижений;
листы самооценки «Волшебные линеечки».
Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока
Задача этапа: эмоционально настроить обучающихся на учебную деятельность
Сегодня на уроке мы заканчиваем работу над произведением известного русского писателя. Мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. Пусть урок принесет вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами. Прочитайте слова, которые я предлагаю взять вам как эпиграф к уроку. СЛАЙД 1
"Человек, который понимает природу, - благороднее и чище".Л.Леонов
Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке?
В конце урока мы вернёмся к этим словам и решим, могут ли они быть эпиграфом к уроку.
( слайд)
Давайте обратимся к доске и составим обложку этого произведения.
- Кто автор произведения?
-Как называется произведение?
- Жанр произведения.
-Тема произведения.
( Работа с доской. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415Программа СМАРТ)
( Слайд с названием и автором произведения)
3. Проверка домашнего задания. Мозговой штурм. 1. Кто такой Приемыш?  2. Почему ему дали такое имя? 3. Как лебедь попал к Тарасу? 4. Какое зло причинили охотники лебедю?
Групповая работа
– Сейчас мы с вами продолжим работу таким образом - по группам ( 3 группы по 2 человека)
Карточка 1.
Назовите главных действующих лиц в рассказе “Приёмыш”
Кто такой Тарас?
Кто такой Соболько?
Кого звали Приёмышем?
Карточка 2.
Где жил Тарас?
Почему старик жил на озере один?
Каким человеком был Тарас?
Карточка 3.
Чем он занимался Тарас?
Где он жил?
Как он относился к природе?
Почему он приютил лебедя?
– С остальными ребятами мы будем работать коллективно. На доске мы видим работы наших учеников. Ребята проиллюстрировали понравившиеся эпизоды и подготовили чтение отрывков.
Выступление желающих детей.
Проверка групп.
– Спасибо, ребята, за проделанную вами работу.
4. Обобщение и систематизация учебного материала.
1). Работа с текстом рассказа.
Задачи этапа: обогащение жизненного опыта ребёнка через литературные примеры; активизация и обогащение словарного запаса ребят и коммуникативных навыков общения; формирование навыков комплексного анализа литературного текста.

– А теперь нам предстоит работа по содержанию рассказа.
Давайте вспомним сколько частей в рассказе.
Восстановите правильный порядок частей рассказа. (Работа на доске).
Восстановить порядок пунктов плана текста:
На Светлом озере.
Рассказ Тараса о лебеде.

Снова на Светлом озере.
1
V. Физминутка). Психорелаксационная пауза.
Задачи этапа: снятие утомляемости и эмоциональной скованности и тревожности.
Лебеди летят, крыльями машут, прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться, очень бесшумно на воду садятся.


VI. Продолжение работы
3-я часть
– Продолжим работу. Напомните, пожалуйста, о чём говорится в 3-й части рассказа?
– Доволен ли был старик своим Приёмышем?
Выборочное чтение.
Как говорится об этом в тексте? Прочитайте это предложение.
– Замените слова “ужасно был доволен” близкими по смыслу (синонимами) и прочитайте, что получится.
Запись на доске:
Старик очень любил своего Приёмыша.
Очень радовался своему Приёмышу.
Восхищался своим Приёмышем.
Выборочное чтение.
– Прочитайте. В чём же проявлялся характер гордой птицы ( с. 221)?
– Заполните пропуски: гордая, настоящая царская птица.
4-я часть
– Ну, а теперь обратимся к заключительной части текста. Что мы узнаём из этой части?
– Какими словами Тарас характеризует лебедя? Найдите эти слова. (Хорошая, учёная, Божья, особенная.)
– Почему ответ Приёмыша опечалил старика? Найдите.
– Подумайте, почему Тарас отпустил лебедя, к которому так привязался?
– Как он сам это объяснял? Стр. 222.
– А теперь давайте прочитаем, как лебедь простился со своим спасителем.
– Тосковал ли старик по своему любимому лебедю?
– Как он пережил разлуку с Приёмышем?
– Каким же человеком был Тарас?
Подготовленные монологи
4). Обобщение этапа работы учителем.
Учитель: - Поступок Тараса и его стиль речи показывает, что он был очень добрым и жалостливым человеком. В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака. Давайте попробуем составить характеристику героям произведения лебедю, Тарасу. Какие черты характера присущи обитателям, живущим на Светлом озере.
5). Работа по карточкам, составление характеристик героям произведения. Клайстеры (характеристика героев) На доске.2 человека
(выбрать те слова, которые присущи тому или иному герою произведения)
Самостоятельная работа. (Правила выполнения задания: каждому ученику даны по одной карточке или "Тарас", "Приёмыш" и карточки, на которых записаны слова для характеристики: умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый, злой, глупый, жестокий, завистливый, вольный, особенный, ласковый, преданный, благодарный. Всего таких карточек - 15 штук. Надо разложить карточки к тому герою, которому они соответствуют).
Должна получиться такая цепочка: Тарас - умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый. Лебедь - умный, вольный, особенный, благодарный, добрый.Проверка работы - зачитывание получившейся цепочки с объяснением .
4). Обобщение этапа работы учителем.
В своей работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества характера,
7). Работа с планом - тестом. Самостоятельная работа
(Тесты раздаются каждому ученику)
В какое время года происходили события, описываемые автором?
Зимой
Весной
Осенью *

Как называется озеро?
Синее
Светлое *
Грязное

Как звали старика?
Иван
Семён
Тарас *

Сколько лет жил Тарас на озере?
10
40*
5

С кем жил старик на озере?
С собакой*
С курицей
С лисой

Как звали собаку?
Тузик
Соболько *
Шарик

Какую птицу приютил Тарас?
Лебедя *
Утку
Индюка

Как старик назвал птицу?
Прикормыш
Выкормыш
Приёмыш *

Где Тарас запер птицу?
В сундуке
В ящике
В избушке*

Для чего старик запер птицу?
Чтобы не улетел*
Чтобы никто его не увидал
Чтобы не играл с собакой

Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?
Остался жить с Тарасом
Улетел в лес
Улетел в тёплую сторону*



Обобщение и систематизация учебного материала.
Сегодня на уроке мы завершили работу над произведением Мамина-Сибиряка "Приёмыш"
Презентация "Лебедь"
Задача, которую решал Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в данном произведении - показать положительный поступок старого рыбака Тараса и выразить симпатии к обитателям, живущим на Светлом озере. Для решения этой задачи автор рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в старом рыбаке Тарасе огромное заботливое сердце настоящего героя. В окружающей нас действительности не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать "безмолвный голос" существа ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушными к чужой боли, к чужой беде. Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.
. Итоги урока и оценка знаний.
Рефлексия
С каким чувством уходите с урока?
Чему научил вас этот рассказ?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?
. Задание на дом.
Приготовьте рассказ о том, какое доброе дело вы сделали. Какую помощь оказали тому, кто в ней нуждался.

Root Entry