Урок по географии на тему Факторы, влияющие на климат России (8 класс)

Жигалина В.Г. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45 с углубленным изучением отдельных предметов», город Набережные Челны, учитель географии.

Конспект урока географии в 8 классе
Учебник «География России. Природа» автор И.И. Баринова

Раздел3. «Климат и климатические ресурсы»
Тема урока: «Факторы, влияющие на климат России»
Цели урока:
Познакомить с основными климатообразующими факторами России:: географическое положение, солнечная радиация, циркуляция воздушных масс.
Учить анализировать и сопоставить географические карты разного содержания.
Воспитывать интерес к изучению природы нашей страны.

Подготовка и оборудование урока: настенная карта «Климат России», фрагмент видео урока по теме «????????????????» , географические атласы, учебник.

Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учеников

Организационный момент

Актуализация имеющихся знаний.
Учитель рассказывает стих про осень
Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далеки птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года ?????? зовется.
Осень. Что вы представляете, услышав слова осень?
Почему у вас такое представление?
У нас такая погода, а на экваторе сегодня такая же погода?
Как называется многолетней режим погоды на данном месте?

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Природа России» - «Климат и климатические ресурсы».

Ребята, почему изучение климата нашей страны после темы «Рельеф»?







Климат – является важной составляющей природы Земли, особенно, для живой природы: растений, животных, человека.

Почему климат в разных частях Земли разный?


Из-за шарообразной формы в разных широтах Земля получает неодинаковое количество тепла и света. Несмотря на то, что Россия в основном находясь в умеренных широтах , получает одинаковое количество тепла от Солнца, а климат в разных частях нашей страны очень различается. Почему это происходит?
Целью нашего урока и выяснение влияния климатообразующих факторов на формирование климата в разных уголках нашей страны.
Запишите в тетрадь тему «Факторы, влияющие на климат нашей страны» и перечертите схему
Подготовили необходимых учебных пособий: учебника, атласа, тетради.









Дождь, слякоть, холодно, ветряно, пожелтели листья.
Потому что из года в год осенью погода меняется.
Нет, погода везде разная.
Климат.



Варианты ответов:
Потому что рельеф оказывает большее влияние на климат, чем климат на рельеф.
Потому что формирование крупных форм рельефа зависит от строения земной коры и внутренних сил Земли.
Рельеф по сравнению с другими природными компонентами меньше подвергается влиянию климата.






Ответы учеников на основе имеющихся знаний о климате, полученных в 7-ом классе
( отдаленность от экватора, океанические течения, горы, океаны. и др.)








Запись темы урока в тетради.
Схема №1

Изучение нового материала
Рассмотрим влияние на климат солнечной радиации
Что такое солнечная радиация?.
Обобщая ответы учеников , формулируется определение.


На доске учитель делает схему «Виды солнечной радиации», (схема №2)одновременно объясняя записывает формулы.
R суммарная =R прнямая + R рассеянная
Количество поступающей на поверхность Земли суммарной радиации определяется углом падения солнечных лучей, который зависит от географической широты. На суммарную радиацию влияет состояние атмосферы и характера подстилающей поверхности. Солнечная радиация, дошедшая до поверхности Земли, называют прямой радиацией. Продолжая составление схемы записывает формулу
R прямая =R поглощенная + R отраженная
Часть солнечной радиации земная поверхность поглощает, при этом нагреваясь, а часть – излучает. И чем безоблачное небо, тем больше земля отправляет тепла обратно в космос. В умеренных широтах до 50% поглощенной радиации расходуется на излучение

Радиационным балансом. Называется разница между суммарной радиацией и ее потерями на отражение и излучение
R,баланс= Rсуммарная - (Rотраженная + Rизлученная)
Радиационный баланс определяет распределение температур в верхних слоях почвы и температуры воздуха в нижних слоях атмосферы, таяние снега, испарение и др процессы.
Радиационный баланс среднегодовой положительный, летом – везде положительный, зимний – везде отрицательный..
Сейчас познакомимся с картами суммарной радиации и радиационного баланса России и анализируем некоторые региональные особенности климата России.
Определите суммарную радиацию и среднюю температуру января для следующих городов России и значение ее запишите в тетрадь.
Ответьте на вопросы:
1. Город Санкт-Петербург и Верхоянск получают примерно одинаковое количество суммарной радиации 80 ккал/см2. , но климат этих районов разный. Средняя зимняя температура в Санкт-Петербурге -8°, а в Верхоянске -31  . Объясните.


2. Определите радиационный баланс в г. Санкт-Петербург, Верхоянск, Братск и Волгограде..
Объясните причину разницы радиационного баланса в разных городах. Какие последствия высокого или низкого радиационного баланса?
Сделайте вывод: как радиационный баланс влияет на температурный режим?



Ответы учеников.
В тетрадь обучающиеся записывают определение
Солнечная радиация – это излучение Солнцем тепла и света, измеряющееся в ккал на см2
Учитель рассказывает о видах солнечной радиации и делает схематический рисунок на доске, а ученики у себя в тетради.




















Работа с картами учебника









вывод: большое значение имеет Сибирский антициклон, который обусловливает ясную погоду как зимой, так и летом и зимой, и летом. Поверхность в городе Верхоянск быстрее отдает тепло, быстрее понижаются температуры, раньше выпадает снег, который еще больше способствует отражению солнечной радиации

Работа с картой
Высказывание суждений, почему разный радиационный баланс в разных городах.
Обобщая, ученики делают вывод: температурный режим на территории определяется радиационным балансом. Разницей между полученным теплом и отраженным от поверхности земли. Отражение солнечной радиации в свою очередь зависит от цвета, качества поверхности, состояния облачности.

Важным климатообразующим фактором, является циркуляция воздушных масс.
Актуализация знаний о воздушных массах с курса географии за 7 класса.
Что такое воздушные массы?
Какие виды воздушных масс вы знаете?
Какими свойствами обладают основные типы воздушных масс?
Чем отличаются морские воздушные массы от континентальных и где они образуются?
Какие воздушные массы преобладают над территорией Росси и почему?
Работа с настенной картой «Климат России».

С карты атласа стр 14-15 выпишите в тетрадях преобладающие воздушные массы и опишите их.





Ответы учащихся





С помощью учителя ученики определяют , что над Россией перемещаются 3 типа воздушных масс: арктические( АВМ), умеренные( УВМ), тропические (ТВМ).
В тетрадях ученики выписывают и охарактеризуют воздушные массы.
АВМ формируются над Северным Ледовитым океаном, они холодные и сухие и такую же погоду приносят в северные районы нашей страны.
УВМ формируются в умеренных широтах, либо над материком (континентальные), либо над океаном( морские). Летом они теплые и влажные, зимой холодные и влажные. Так как в России, в умеренных широтах господствует западный перенос, то УВМ движущиеся с запада на восток постепенно теряют влажность и количество осадков России уменьшается при движении в этом направлении. Изменение свойств воздушных масс называется трансформацией.
ТВМ над территорией России могут появиться только летом, обычно они влияют на климат только южных районов страны.


А какое влияние имеет на климат подстилающая поверхность.
Сопоставим физическую карту атласа и карту выпадения осадков (в учебнике ) Можете ли вы найти Уральских гор на карте выпадения осадков?



Ответьте на вопрос, какая существует взаимосвязь между рельефом и выпадением осадков.
А теперь еще раз рассмотрите карту выпадения осадков на территории России и скажите, влияет ли прибрежное и внутреннее положение территории на количество выпадающих осадков и почему?
Почему из всех океанов больше всего влаги нам дает Атлантический океан, хотя морская граница с ним не такая уж и большая?



Работа учащихся по сопоставлению карт, выявление причинно-следственных связей между рельефом и количеством выпадения осадков. Западный склон Уральских гор получает больше осадков. Это влияние умеренно морских воздушных масс с северо-запада.

Горы преграждают путь ВМ, доходя до гор , поднимаясь, охлаждаются и происходит выпадение осадков.

Закрепление :Докажите влияние на формирования климата нашей страны географической широты, от которой зависит количество солнечная радиация; циркуляции воздушных масс, подстилающей поверхности..
Какой из климатообразующих факторов оказывает самое большое влияние? Аргументируйте свою точку зрения.
Ответы учащихся, где основное внимание уделяется доказательности суждений.

Дом. Задание. § 14, вопросы и задания к параграфу.
Подготовить сообщение «Какой город выбрал бы я, для комфортной жизни».



Схема №1









Схема №2