«Особенности обучения учащихся на современном уроке в начальной школе»

МБОУ гимназия №7 им. Воронцова В.М.










«Особенности обучения учащихся на современном уроке в начальной школе»
Учитель начальных классов
Никулина Л.Н.
Воронеж 2016 г.

В настоящее время система школьного образования претерпевает изменения в направлении личностно ориентированного подхода. Несомненно, данное направление нацелено на ученика во всех его индивидуальных проявлениях и является оптимальной моделью взаимодействия обучающего и обучаемого. Здесь учитываются все особенности познавательной, мотивационной, личностной сферы ребёнка.
Сегодня всем учителям предоставлена возможность творческого поиска. Можно брать любые учебники, работать по новым программам. Но учителю всегда надо помнить, что научить он должен всех. А дети приходят в школу очень разные.
Меня всегда волновала проблема: как научить детей учиться. Особенно остро встаёт эта проблема при переходе учеников в среднее звено школы. Всем знакомо явление: число отлично успевающих детей резко снижается в среднем звене школы и практически исчезает в старшем. Конечно, слаба ещё преемственность между начальным и средним звеном: и в смысле единства требований, и в смысле учебных программ и учебников. Но я часто задумываюсь, всё ли мы, учителя начальных классов, делаем для облегчения перехода учащихся в среднее звено? Да, мы даём им необходимую сумму знаний, предусмотренную программой. Однако, на мой взгляд следует больше заботиться о другом – нам надо научить детей учиться.
Неумение учиться не всегда приводит к неуспеваемости ученика. И мы, учителя, иногда это просто не видим. Намного чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возможностей или же достигают успеха ценой очень тяжелого труда.
Взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается. Процесс усвоения изучаемого материала протекает у всех детей по-разному. Все учителя сталкиваются с такой проблемой. В каждом классе есть ученики, которые понимают учителя с полуслова, а есть и такие, которым и индивидуальные занятия не сразу помогают. Меня постоянно волнует проблема – как научить всех? Не всегда мои усилия приводят к желаемым результатам. У меня в классе есть 5 – 6 человек, которые учатся слабо не только потому, что их уровень развития недостаточно высок, но и потому, что семьи таких детей, как правило, неблагополучные. Именно таким детям я уделяю особое внимание. А их родителей постоянно знакомлю с различными учебными приёмами.
Одним из приёмов, которые помогают школьникам учиться, является активная мыслительная обработка материала и смысловая его группировка.
Учёные, которые изучали эффективность различных путей обучения, пришли к такому выводу: на первом этапе усвоение происходит быстрее в тех случаях, когда даются готовые указания о действиях, но на последующих этапах, когда для решения предлагаются новые задачи и требуется самостоятельно применить знание к их решению, преимущество на стороне тех учащихся, которые обучаются проблемным методом. Поэтому все свои уроки я стараюсь построить так, чтобы дети постоянно были в поиске ответов на возникшие у них вопросы.
Работая над научно-познавательным текстом учебников чтения и природоведения, я часто прибегаю к таким методам работы, как составление плана, выделение смысловых опорных моментов в материале. Составлять план за время обучения приходится и на других уроках. Не которые правила легче запомнить и понять по составленному вместе с детьми плану. Я думаю, наши памятки по русскому языку, схемы, краткие записи к задачам, графики – это тоже разновидность плана. Составляя с детьми план, я стремлюсь к тому, чтобы они приучались к активной умственной работе, постепенно овладевали ее навыками. Отвечая по плану, ученики на первых порах стараются воспроизвести текст как можно подробнее.
Постепенно, по мере овладения этим умением, я приучаю детей к сокращенной записи плана, а затем и к тому, чтобы держать план в голове. Если ученик удерживает в памяти выделенные им смысловые пункты, то вместе они образуют как бы логическую схему материала. Это умение позволяет ученикам уже в 3-4-м классах самостоятельно готовиться не только к урокам природоведения, но и к другим предметам. И особенно ценно это умение при переходе в среднее звено. Ведь бывают же такие ученики, которые прекрасно рассказывают правила, но не могут назвать его фрагмент или затрудняются в его применении.
Я считаю, что гораздо полезнее любое объемное правило разбить на смысловые части, найти подтверждение ему в процессе выполнения упражнений или самостоятельно подойти к выводу .
Важным в своей работе по обучению детей рациональным приемам учения считаю установку на запоминание. Я постоянно напоминаю детям о том, что следует хорошо запомнить, и показываю, где это может пригодиться в дальнейшем. В то же время некоторые понятия и сведения носят чисто ознакомительный характер. Я иногда говорю детям, что некоторые понятия они более глубоко будут изучать в старших классах, а о чем-то полезнее узнать больше из дополнительной и справочной литературы.
Конечно, не все учащиеся класса одновременно и успешно овладевают приемами рационального обучения. Причин неуспеваемости много. Но я не раз убеждалась в том, что даже слабые ученики, которые проявляют активность на уроке, со временем начинают учиться лучше. Ведь только активная умственная работа самого учащегося над содержанием учебного материала позволяет ему проследить и уловить логику его изложения.
Дети, которые затрудняются в учебе, как правило, пассивны на уроках. Поэтому я всячески стараюсь активизировать сознание таких детей, постоянно напоминаю всем, что надо терпеливо выслушивать ответы своих товарищей, что не стыдно ошибаться. Часто бывает, что желание детей ответить так велико, что они встают, с нетерпением тянут руку, чуть ли не выкрикивают ответ. Я не считаю, что такое проявление активности – плохое поведение на уроке. Наоборот, я думаю, что сидящие «по струнке» дети скорее всего равнодушны к вопросам учителя. Им надо постоянно думать о том, как сдерживать себя, свои эмоции, а не о том, как лучше ответить.
Есть еще один важный момент в обучении детей – контроль и самооценка. Чередование различных форм контроля позволяет мне следить за процессом усвоения знаний. Наряду с традиционными формами контроля я часто использую и такие виды опроса учащихся, когда я не оцениваю ответы, а просто веду учет ошибок.
В процессе работы я разрешаю детям подходить ко мне с вопросами, но не за подсказкой. Такой вид самостоятельной работы нравится и мне, и детям.
Я не ставлю детям плохие отметки за текущее работы. Если ученик что-то не доработал, пишу замечание в словесной форме.
Ещё не все родители понимают, что неудачи ребёнка – это не сигнал к наказанию, а повод для серьёзного анализа того, как помогают ему в семье учится успешно.
Оценка должна быть стимулирующей. При встречах с родителями я никогда не сравниваю одного ребёнка с другим. Я убеждена, что сравнивать можно каждого ребёнка с самим собой, оценивать процесс познания и развития одного и того же ученика.
В своей работе я придерживаюсь такого принципа: если уж надо ставить двойку, то крайне редко, когда все средства уже исчерпаны. Отметка не должна быть кнутом для детей. Основная её функция – регулирующая и ориентирующая. И здесь важно постепенно учить детей давать самооценку своему труду. В этом плане всегда много приходиться работать и с детьми, и с родителями. Главный итог такой работы – когда оценка учителя совпадает с самооценкой ученика.
За долго до официального выставления отметок я знакомлю родителей с нормами их выставления по предметам, со своим подходом к этому процессу. Я уверена, ни что так не подрывает авторитет учителя, как выставление разных отметок за одинаковые по уровню работы и ответы. Моё мнение – необходима оценка только знаний, аргументированная и объективная.
Хорошие отметки любят все. Но особенно им рады слабые ученики, которые сегодня ответили лучше, чем вчера и получили объективную отметку. Я убеждена, что нельзя не завышать, не занижать отметки, руководствуясь какими бы то ни было соображениями, а следует выставлять их точно в соответствии с уровнем ответа – вот единственно правильная линия поведения учителя.
Мои ученики не боятся ответов. Они знают, что в школе их всегда поймут и поддержат, помогут, если надо. Дети всегда со мной откровенны и я благодарна им за это.
И, наконец, важным фактором и даже, в какой-то мере, итогом всей работы учителя является самостоятельная домашняя работа учащегося. Ведь научить детей учиться – значит научить их организовывать не только свою внутреннюю умственную деятельность, но и своё внешнее поведение.

Литература.
Л.И. Ложкина Авторитарная система обучения и здоровье ученика // Начальная школа плюс до и после 2005 г. №6.
Н.А. Певкина Как научить детей учиться // Начальная школа плюс до и после 2004 г. №1.
15