Методические рекомендации для работы в хореографическом кружке с воспитанниками дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования детей


Методические рекомендации
для работы в хореографическом кружке
с воспитанниками дошкольного возраста
в учреждениях дополнительного образования детей
Хореография как учебная дисциплина входит в систему дополнительного образования детей. Однако сейчас многие детские сады внедряют в образовательные программы такую образовательную область как «Хореография» тем самым расширяя содержание музыкально-художественной работы с детьми.
Как показывает практика дошкольного образования, не зря! Хореография в детском саду, хореографическое образование и воспитание становятся фактором качественного формирования гармоничной личности и предоставляет большие возможности для внедрения современных методов обучения, развития и воспитания, основанных на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества.
Хореографическое образование имеет свой опыт в воспитании детей, традиции и достижения в теории, методике и практике. Многие педагогические находки и открытия в области профессионального обучения были восприняты развивающей педагогикой и стали банком эффективных методов и приемов обучения детей, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальной школе. В процессе занятий танцами у детей происходит перевоплощение, уходят в никуда страхи, снижается уровень агрессии, появляется возможность открывать и понимать себя, управлять своими эмоциями. Дети, являясь по своей природе творцами, в движении, в музыке способны воспринимать по-своему многообразие окружающего мира.
Работа детского коллектива всегда ценна тем, что дети приучаются подчинять свои личные желания интересам большинства, а в хореографическом коллективе у ребенка развивается не только чувства ритма, умение понимать музыку, согласовывать с ней движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность тела, но и находиться в общей «связке» с товарищами, чувствовать свою ответственность за качество исполнения танца, быть составной частью детского объединения.
Качественное формирование гармоничной личности в хореографических коллективах становится возможным путем вхождения обучающихся детей в креативные ситуации, где происходит их творческое развитие и совершенствование индивидуально-личностных качеств.
Как известно, основными методами работы с детьми является игровая деятельность. Танец в сочетании с игрой помогает переработать напряжение чувств, а музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений. Мы хорошо знаем, что именно музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают у них веселое настроение, укрепляют жизненный тонус. Дети «вживаются» в разнотипные образы, проявляя своеобразный индивидуальный артистизм. Такая работа педагога с ребенком несет в себе ценностно-познавательный смысл, необходимый для личностного и общественного развития детей. Такое включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему приобретать жизненный пракгический опыт, а также усваивать и осознавать социальные ценности.
Предлагаю Вашему вниманию комплекс хореографических миниатюр по теме «Путешествие в мир природы»:
«Гнездо журавля»
И. п. – дети сидят на коленях (VI позиция). Голова лежит на полу лицом в правую сторону. Руки вдоль туловища.
Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости к журавушке и посмотрим как он просыпается в своем гнездышке по утрам.
Описание исходного положения.
Лапки у журавля длинные, они согнуты в коленочках, носочки вытянуты.
Хвостик прячет лапки.
Крылышки лежат вдоль туловища, достают до хвостика.
Головка спит на соломке, так как шейка у журавля длинная.
Последовательность исполнения.
Головка просыпается, глазки открываются:
Наклоны головой из стороны в сторону.
Затем клювик к солнышку тянется:
1.Голова прямо поднимается, выпрямляется спина и возвращаемся в и. п.
2.Голова прямо поднимается, спина выпрямляется до положения «сидя» и возвращаемся в и. п.
3.Голова прямо поднимается, спина выпрямляется до положения «сидя» и замереть, зафиксировать позицию.
Плечики просыпаются, крылышки подготавливают:
Движение плечами вверх вниз по очереди и одновременно.
Шея вытягивается, косточки разминает:
Наклоны головой «по квадрату» (направо, вперед, налево, назад).
Крылышки распрямляются:
Поочередное и одновременное поднимание рук вверх с возвратом в и. п. Движение рук скользящее по корпусу.
Хвостик поднимается:
1.Ягодицы поднять до положения «столбик» на коленях, опуститься в и. п.
2.Повторить первое движение, сочетая его со взмахом рук в стороны до уровня плеч и вернуться в и. п.
3.Еще раз повторить движение, выполняя взмах руками вверх и встать на ноги.
Журавушка проснулся, теперь он тянется к солнышку:
И. п. – стоя в VI позиции, руки вдоль туловища, голова прямо.
Поочередное и одновременное поднимание рук вверх с одновременным поднятием на полупальцы. Руки поднимаются через стороны.
Журавушка говорит природе «Доброе утро»:
Наклон вперед, прямые руки завести назад, правую ногу подтяныть под колено. Повторить с левой ноги.
Журавушка выходит из гнезда на прогулку:
Двигаться врассыпную по залу высоким шагом, руками выполнчть взмахи через стороны.
Журавушка гулял по бережку и увидел аленький цветочек. За ним нежно ухаживала маленькая девочка.
«Аленький цветочек»
И. п. – дети изображают нежное прикосновение к растущему цветку. Правая ладонь поддерживает левый локоть, левая ладонь лежит на правом локте. Голова прямо.
Последовательность исполнения.
Аленький цветочек ночью светит, а днем Аленушка укладывает его в колыбельку.
1.Поднимать вперед и опускать вниз руки, сохраняя исходное положение (выполнить 4 раза).
2.Покачивание рук в исходном положении из стороны в сторону (выполнить 4 раза).
3.Полуприседания и подъем на полупальцы, локти поднимаются на 90° (выполнить 4 раза).
4.Приставные шаги с полуприседаниями ((выполнить по 2 раза с правой и с левой ноги).
5.Подъем на полупальцы (2 раза), за вторым разом замереть и выполнить поворот вокруг себя (повторить 2 раза).
6.Повторить все движения от начала до конца.
В травке, где растет аленький цветочек, ползают жуки всякие. Нам встретился жук Жу-жу. Он спрятался у нас в кулачке, как в домике.
«Жук Жу-жу»
И. п. – ноги стоят в VI позиции, руки опущены, пальцы сомкнуты в кулачки, голова прямо.
Последовательность исполнения.
Ребята, мы сейчас будем наблюдать как играют жучки у нас на ладошках. Прикасайтесь к ним нежно, кулачки сжимайте слегка, чтобы не раздавить жучков, ведь они такие маленькие и хрупкие. Еще будем подносить ладошки к ушкам и слушать как жучки жужжат.
1.Пяточка правой ноги отрывается от пола, колено сгибается. Одновременно сгибается в локте правая рука, открытую ладошку держим рядом с плечом. Вернуться в и. п.
2.Повторить движение с левой руки и ноги.
3.Повторить комбинации 1-2, но не возвращать руки в и. п.
4.Перегиб корпуса в правую сторону, правая нога выставляется на каблук вправо. Руки с вытянутыми пальцами остаются в положении возле плеч. Вернуться в и. п.
5.Повторить перегиб в левую сторону.
6.Повторить перегибы и закончить движение в VI позиции, руки на поясе кулачками.
7.Выполнить 8 подскоков на месте и 8 в повороте вокруг себя.
8.Выполнить 8 подскоков на правой ноге, поднеся правый кулачок к правому уху. Повторить с левой ноги. Закончить: ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль корпуса, кисти собраны в кулачки
9.Раскрывать и сжимать кисти (повторить 16 раз).
Играли, играли мы с жучками, и тут увидели мышку. Она пробегала мимо нас по зеленой травке. Опустимся на коленочки и посмотрим куда побежала мышка.
«Мышка»
И. п. – сидя на полу упор сзади, ноги вытянуты, носочки оттянуты, спина ровная, голова прямо.
Последовательность исполнения.
Мышка бегает мелкими шажками:
1.Поочередное и одновременное сокращение стоп.
2.Повторить те же движения в сочетании с наклонами головы из стороны в сторону.
Мышка прячется в норке:
1.Поочередное и одновременное сгибание и разгибание колен.
2.Повторить те же движения в сочетании с наклонами головы вперед и назад. Закончить движение в том же и. п., но с согнутыми ногами.
3.Класть оба колена на пол то в одну, то в другую стороны.
4.Из первоначального и. п. сгибать ноги и выпрямлять на 45° .
Мышка убежала в норку, а норка у нее недалеко от речки. В речке плавают маленькие рыбки. Они приближаются то к одному берегу, то к другому.
«Река и рыбки»
И. п. – сидя на полу упор сзади, носочки разведены в стороны, голова прямо.
Последовательность исполнения.
Маленькая рыбка поплыла к берегу:
1.Правая рука поднимается над головой и как бы «ныряя в реку» тянется к правой ноге. Возвращается через верх в и. п.
2.Повтор с левой руки.
3.Повтор одновременно двумя руками.
Рыбка проплыла под мостиком:
1.Согнутую в колене правую ногу поставить на носок, голова направо.
2.Повторить с левой ноги, голова налево.
3.Руки упор сзади, приподнять таз от пола, прогнуться. Вернуться в и. п. Повторить 2 раза.
Вынырнула из воды, посмотреть на деревья:
1.Согнутую в колене правую ногу поставить на носок, правую руку поднять вверх.
2.Повторить с левой ноги, левую руку поднять вверх.
3.Руки упор сзади, приподнять таз от пола, прогнуться. Вернуться в и. п. Повторить 2 раза.
Рыбка снова нырнула под мосток:
1.Правая рука поднимается над головой и как бы «ныряя в реку» тянется к правой ноге. Возвращается через верх в и. п.
2.Повтор с левой руки.
3.Повтор одновременно двумя руками.
А под мостиком, за большим камнем жили маленькие крабы.
«Синий краб»
И. п. – сидя на «корточках», сжавшись в «комочек», втянуть голову в плечи и обхватить ноги руками.
Последовательность исполнения.
Крабики выглядывают из-за камня и знакомятся с рыбками:
1.Выполнить глубокие приседания (4 раза), закончить движение в положении: ноги вместе, руки на поясе.
2.Кружение вокруг себя топающим шагом.
Крабы подружились с рыбками и принялись танцевать:
1.Взявшись за руки «лодочкой» покачиваются, переступая с ноги на ногу.
2.Прижимаются спинами друг к другу, руки опущены вниз и сцеплены, кружатся топающим шагом.
А на берегу сидела кошечка и наблюдала за танцем. Рыбки и крабики увидели ее и шмыгнули за камень:
Выполняют 30 пружинных полуприседаний, за 31-ым делают глубокое приседание и замирают, сидя на корточках
Кошечка потеряла из виду рыбок, свернулась комочком и уснула.
«Кошечка»
И. п. – сидя на полу упор сзади, колени вытянуты, голова прямо.
Последовательность исполнения.
Кошечка проснулась, встала на лапки и потягивается:
1.Перейти в положение стоя на коленях и ладошках.
2.Не отрывая рук от пола, потянуть корпус назад. Вернуться в исходное положение.
3.Также потянуться вперед и вернуться в исходное положение.
Потянулась кошечка и стала умываться:
Сначала правой рукой, затем левой «моем» ушки.
Встала кошечка на лапки, чтобы размять спинку и хвостик:
1.Прогнуть спину, голову поднять вверх.
2.Выгнуть спину, голову опустить вниз.
3.«Помахать хвостиком» – движения тазом из стороны в сторону, верхняя часть корпуса неподвижно.
Побежала кошечка на улицу, коготки об дерево поточить:
Стоя на коленях «точим коготки» о воображаемое дерево. Закончив движение перейти в положение сидя на полу, ноги вытянуты.
Тут кошечка увидела собачку. Испугалась и залезла от нее на дерево:
1.Поочередное сгибание и разгибание ног. Голова опускается к ногам и поднимается вверх, когда ноги вытягиваются.
Но кошечка зря испугалась собачки, потому что она была очень приветливой и дружелюбной. Собачка нюхала носом воздух и радовалась свежему весеннему ветерку.
«Нежный ветерок»
И. п. – свободное построение по залу. Ноги вместе, голова прямо, руки вдоль туловища.
Последовательность исполнения.
С наступлением весны поселился в лесу нежный ветерок. Он очень любил гулять по лесу, ласкать нежными прикосновениями первые тоненькие листочки, играть с лучами солнца, овевать стволы лесных деревьев:
1.Носок правой ноги разворачивается на 90° в сторону (1-2), возвращается в и. п. (3-4).
2.Повторить с левой ноги (5-8).
3.Пятка правой ноги поднимается, нога сгибается (1-2), вернуться в и. п. (3-4).
4.Повторить с левой ноги (5-8).
5.Повторить движения в том же темпе.
6.Повторить все движения в темпе в два раза быстрее.
А потом ветерок вылетает на полянку, играть с разноцветными цветочками:
1.Присев на корточки, волнообразными движениями из стороны в сторону «поглаживают» цветочки.
2.Кружатся на носочках.
3.Свободно танцуют.
Веселый ветерок, легко танцует на лесной полянке:
1.Легкий бег по кругу. Закончить построением врассыпную, лицом вперед.
2.Покачивания – перенос веса тела с ноги на ногу из стороны в сторону. Руки выполняют плавные покачивания над головой, имитируя ветки деревьев.
3.Повторить легкий бег по кругу и закончить кружением вокруг себя в построении врассыпную.
А тут и вечер уже наступил. И ветерок, попрощавшись со всеми, опустился на веточку рябины и уснул:
Выполняют классический поклон.
Для танцевальной культуры характерно раскрытие прекрасного в природе ребенка, соединение реального и фантастического вымысла; хореографическая деятельность работает на становление личности, постепенно приобщает его к миру прекрасного. И потому систематические занятия хореографией очень полезны для физического развития детей: у них улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Дети, в отличие от взрослых, более успешно овладевают танцевальными движениями, возможностью выразить отношение к музыке в свободных движениях. И действительно, танец помогает отражать личностные особенности и поведенческие модели ребенка, структуру и характер его межличностных коммуникаций.
Отсюда можно сделать вывод, что целенаправленная организация образовательной работы по хореографии в детском саду является необходимым фактором воспитательных возможностей в общей системе образования, обладает огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка, его гармоничного духовного и физического развития.
Ванина Лариса Григорьевна,
педагог дополнительного образования детей
МКУ ДОД «Лямбирский РДДТ»