Конспект по литературе на тему: А.А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллее» из цикла с общим названием « В Царском Селе»


Урок литературы
Тема: А.А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллее» из цикла с общим названием «В Царском Селе»
Цель: научить детей понимать смысл художественного текста
Задачи:
-развивать речемыслительную деятельность -способствовать умению точному выражению собственной мысли, на понимание смысла их высказываний; -учить детей думать и находить ответы; -прививать любовь к чтению;
Тип урока:сообщение новых знаний
Ход урока
1.Организационный момент
На уроке мы будем читать стихотворение, совсем маленькое, оно состоит из двух строф. Но как много мы узнаем, прочитав его.
2.Объяснение нового материала
Предтекстовая работа
-Вы когда-нибудь слышали имя - Анна Ахматова?
Её имя хорошо известно в нашей стране. Замечательная поэтесса Анна Андреевна Ахматова является переводчиком, исследователем творчества А.С.Пушкина. С ее творчеством вы будете знакомиться в старших классах.
-А сегодня на уроке мы будем читать стихотворение, которое входит в цикл с общим названием «В царском Селе»
(Уровень грамматического значения)
-Что это за грамматическая конструкция? (Словосочетание)
-Какой вопрос можно задать к этому словосочетанию? (Где?)
-Обратите внимание на заглавные буквы? Что они означают?( т.к. это название)
(Уровень лексического значения)
-Подберите синоним к слову СЕЛО(деревня)
-Знаете ли вы где находится Царское Село ? (В Санкт-Петербурге)
-Почему оно так называется и чем знаменито? (Жил царь с своей семьёй)
-В какое время года царь жил там? (Летом) А где он жил зимой?(В городе, в «Зимнем дворце»
ИТАК, Царское Село – это летняя резиденция русских царей, оно находиться недалеко от Петербурга, бывшей столицы Российской империи.
(Резиденция- местопребывание правительства высококачественного лица)
-Как вы думаете, как выглядит это место? Что там должно быть? Как выглядят царские дворцы?
Сейчас это г. Пушкин (в прошлом Царское Село) –один из самых привлекательных пригородов Санкт- Петербурга. И сегодня мы можем любоваться величественными дворцами и великолепными парками, замечательными памятниками русской архитектуры
Вернёмся к стихотворению. Вы ещё не знаете о чём это стихотворение, но можно сказать, что это будет происходить в Царском Селе.
3.Чтение стихотворения
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных крутых берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни….
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том парни
1911г.
4.Работа над текстом (притекстовая)
1.а)Прочитайте первые две строчки стихотворения. Обратите внимание, что в первой строке А.Ахматова называет героя стихотворения. Найдите слово, которым она его называет. (Отрок)
б) Что можно сказать о герое? С точки зрения грамматической.(Отрок –существительное, мужской род, ед.ч ,Им.падеж, одушевлённый)
Возможно, значение этого слова вам неизвестно. У Л.Н.Толстого есть трилогия.(Детство. Отрочество. Юность)Отрок- мальчик в возрасте 10-15 лет
Подберите синоним – подросток. Одинаковые слова или разные? Определите стилистическую окраску этого слова.(Характерно для высокой поэтической или церковной речи. Современный синоним-подросток)-Как вы думаете, почему поэт называет своего героя «отроком».(Использовать это высокое поэтическое слово, устаревшее, автор может в следующих целях:
-чтобы передать своё особое отношение к герою, например, уважение, любовь.
-чтобы раскрыть его характер.(Отрок-это необыкновенный человек)
в) Знаете ли вы значение слова «смуглый»? (О коже лица, тела)
г) Обратите внимание на слово «бродил»
-Что обозначает глагол? (Действие предмета,3- лицо, ед. число, прошедшее время)
-Подберите синонимы.(Бродил, ходил, гулял)
-В чём различие между ними? (Глагол «бродить» передаёт движение, специально никуда не направленное, совершаемое для удовольствия.-Какие черты характера могут быть у человека, который любит бродить?.Что может делать? (Когда человек бродит, он может любоваться природой, думать, мечтать, сочинять стихи. не совсем обычное занятие для подростка, но вполне подходящее отроку)
-Как выглядят «глухие берега».
-Как называется этот приём в литературе?
(«глухие берега»,т.е. тихие, безлюдные, обычно заросшие травой и кустами)
2.Прочитайте вторую строфу до конца
-О каком событии вспоминает А.Ахматова, говоря о «столетии» ? Обратите внимание, когда написано это стихотворение. Что произошло в Царском Селе в 1811 году.( В 1811 году был открыт Царскосельский лицей – новое учебное заведение для дворянских детей сыновей, где учился А.С.Пушкин. Предполагалось, что здесь будут учиться сыновья царя ,но этого не случилось)
ИТАК, почти два столетия тому назад по аллеям Царскосельского парка бродил один из первых лицеистов- «смуглый отрок»
-Можете ли вы назвать его имя?(А.С.Пушкин) Вспомните, когда он родился и сколько лет ему было в 1811 году? (Родился в 1799году. Он жил и учился в Царском Селе с 1811 по 1817 год. Ему было 12 лет. По словам его современников, он был необыкновенным подростком.
-Можно ли его было назвать «отроком»? А употребить слово «смуглый»,описывая его внешность?
От кого он унаследовал цвет кожи?( От предка, деда, Абрама Петровича Ганнибала, сына эфиопского князя, камерденера ,секретаря русского царя Петра Первого.
-Найдите в стихотворении глагол «лелеять»
-Знаете ли вы его значение? (Заботливо, бережно к чему-то относиться, беречь, хранить)
-Как вы думаете, какую особенность отношения потомков к Пушкину хочет подчеркнуть А. Ахматова? Согласны ли вы с ней?
-О ком А.Ахматова говорит- МЫ?
(А.Ахматова его любит, хотя его уже нет -100 лет прошло, она хочет слышать его шаги, хочет думать, что он жив. Он жив потому что она помнит о нём. Мы помним о нём ,держим в памяти, сохраняем, не хотим потерять)
-Если вы были внимательны, то заметили, что поэтесса говорит о «шелесте шагов»
-В какое время шаги шелестят?( Осенью).
-Когда? (Когда вы идёте по сухим , опавшим листьям)
Месяц листопада – октябрь.
-Почему А.Ахматова хочет вызвать в памяти читателя именно этот месяц? Чем он памятен? (Этот поэтический образ напоминает о дне открытия Лицея 19 октября 1811года)
3.Перечитайте ещё раз вторую строфу
а) Представьте ,что вам нужно сделать иллюстрации к ней. В какой позе вы изобразите юного поэта?
Что «подсказывают» вам эти строки? ( Говоря о хвое, устилающей пни и землю, поэт использует слова: «густо и колко»«Густо» можно увидеть- игл много, они как ковёр;
«Колко»-это осязательное ощущение, нужно прикоснуться, потрогать. Юный поэт скорей всего сидит на одном из низких пней, опираясь рукой о землю.
б) О чём могут рассказать «треуголка и растрёпанный том Парни?
( Мы можем предположить, что речь идёт о каком-то предмете, имеющем 3 угла. Первое, что приходит в голову-это деревянный угольник, который используют на уроке математики или геометрии. Хотя, вряд ли юный поэт Пушкин носил с собой по парку предмет, который и в классе-то не любил пользоваться по назначению. Лицеисты носили форменную одежду – тёмно – синий мундир и головной убор военного образца – треуголку, такую треуголку носил Наполеон.
Эварист Парни ( 1753-1814) –французский поэт.
- Почему автор пишет « растрёпанный».Как вы понимаете это слово.
(Ветхий, рваный от частого пользования. Этот сборник стихотворения говорит о круге чтения лицеистов.
5. Итог урока. Перечитайте стихотворение
(Послетекстовая работа)
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Как вы думаете, можно ли к нему отнести слова Николая Гумилёва: « Так просто сказано так много»
-Давайте ещё раз перечислим всю информацию, которая как бы зашифрована в этом стихотворении.
6.Работа в группах
-Запишите себе это стихотворение по памяти в группах.
7. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть .Нарисуйте рисунок к нему.