Методика Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко


Методика работы
Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых предложений, длина которых увеличивается пошагово. Учащимся нужно запомнить не только те слова, которые даны в рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора. В результате ежедневной работы по программе Федоренко дети: легко осмысливают различные тексты; заинтересовываются чтением; быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма; после отработки каждого комплекта предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова.
Начинать отрабатывать систему рекомендуется со второго класса, когда у ребят появляются общие представления о письме и чтении. Работать со зрительными диктантами нужно ежедневно, только тогда методика даст свои результаты. Данная методика рассчитана на 54 дня.
План проведения занятий по методике Федоренко состоит в следующем: на экране показываем 6 предложений (1 набор из презентации). Закрываем все предложения (6 щелчков на слайде презентации), а затем открываем 1-е предложение (1 щелчок). Даём детям 4-10 секунд (смотрите в приложении) на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение, затем это предложение закрываем. Предлагаем детям закрыть глаза и представить, как записано предложение. Только после этого ребятам предлагаем записать то, что они запомнили. Учитель может подкорректировать предложения под изучаемый предмет. Учтите, что с 4-5 набора на каждый блок предложений выделяем по 5-6 дней, но время экспозиции при этом чётко соотносим с рекомендациями автора.
Правила
Чтобы методика отработки навыка чтения и письма шла по намеченному курсу необходимо: терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор, при этом приучать их работать дальше, пропуская то, что не вышло; следить за тишиной, т.к. любое комментирование переведёт акцент со зрительного на слуховое восприятие; писать предложения только на отдельных листочках; записи собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запомнили отдельные буквы, а старались откладывать в голове целые слова; следить за успеваемостью; выбрать свой собственный ритм работы над упражнениями.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)
№п/пПредложения Число букв Время экспозиции (с)
 
123456 Набор №1 (слайд 2)
Тает снег.Идёт дождь.Небо хмурое.Коля заболел.Запели птицы.Поле опустело.  
8910111112  
445556
 
123456 Набор №2 (слайд 3)
Трещат морозы.Я ищу землянику.В лесу росла ель.Наступила осень.Дни стали короче.В лесу много берез.  
121313141415  
666778
 
123456 Набор №3  (слайд 4)
Прилетели птички.Ярко светит солнце.Лида вытерла доску.Весело бегут ручьи.Подул резкий ветер.Зоя прилежно учится.  
151616161617  
888888
 
123456 Набор №4 (слайд 5) 
Дятел долбил дерево.Я хочу посадить цветы.Иней запушил деревья.Без воды цветы завянут.Пролетело жаркое лето.Возле дома посадили ель.  
171818191920  
877777
 
123456 Набор №5 (слайд 6)
Солнышко светит и греет.Федя решал задачу у доски.Загорелась в небе зорька.На деревьях сверкал иней.Город Москва стоит на реке.В лесу собирают землянику.  
202121212222  
666666
 
123456 Набор №6 (слайд 7)
Зимой река покрылась льдом.Мальчик подарил маме цветы.Дежурные стёрли пыль с доски.Оленеводы работают в тундре.На огород забрались цыплята.Мы жили возле берёзовой рощи.  
232324242424  
555555
 
123456 Набор №7 (слайд 8)
Небо покрылось серыми тучами.Дети посадили во дворе акацию.Бабушка купила внуку букварь.Землю согрело тёплое солнышко.Моя сестра работает на фабрике.Ласково грело весеннее солнце.  
252525262626  
444444
 
123456 Набор №8 (слайд 9)
Идёт дождик.Мы любим Амгуэму.Береги учебные вещи.У Андрея чистая тетрадь.Помогай своему товарищу.Солнце осветило всю землю. 1
01417202122  
578101010
 
123456 Набор №9 (слайд 10)
Вода в море солёная на вкус.Наша страна борется за мир.Началась большая перемена.Дети ходили в лес за грибами.Руки надо мыть водой с мылом.Красивы улицы нашего города.  
222223232324  
777777
 
123456 Набор №10 (слайд 11)
Москва – столица нашей Родины.Школьники поливают саженцы.Депутаты съехались на съезд.Надо быть честным и правдивым.Звёзды сияют на башнях Кремля.Летом наша семья жила на Волге.  
242424252525  
555555
 
123456 Набор №11 (слайд 12)
Весело колосится густая рожь.Поля запорошило белым снегом.Мы читали интересный рассказ.Мичурин много и упорно работал.Новые дома растут очень быстро.Из машины вышел наш учитель.  
252425262626  
444444
 
123456 Набор №12 (слайд 13)
Мальчики принесли сухих веток.В поле поспевают рожь и пшеница.Из книжки выпал листочек сирени.Дети всех стран хотят жить в мире.Свежий ветерок повеял прохладой.Сверкнула молния, и загремел гром.  
262627272828  
444444
 
123456 Набор №13 (слайд 14)
Давно скосили и убрали луга и поля.Белка взобралась на верхнюю ветку.Солнце светило ярко, и дети купались.Весь народ гордится героями космоса.Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо.Люблю я в поле встречать восход солнца.  
282930313232  
444444
 
123456 Набор №14 (слайд 15)
Поднялась за рекой большая серая туча.В далёкой тайге живут охотники-эвенки.Все радовались встрече с космонавтами.Разведчицы отправились в опасный путь.Дружная семья и землю превратит в золото.Обувь всегда необходимо очищать от пыли.  
323333333434  
444444
 
123456 Набор №15 (слайд 16)
Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.Меж редеющих верхушек показалась синева.Хороши привольные широкие степи Украины.На смелого собака лает, а трусливого кусает.Нам велит трудиться школа, учит этому семья.Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.  
343535363637  
444444
 
123456 Набор №16 (слайд 17)
В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.Сквозь волнистые туманы пробирается луна.Школьники готовятся к новому учебному году.Много работы пастухам в стаде ранней весной.На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.  
363637373838  
555555
 
123456 Набор №17 (слайд 18)
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.Малыши очень любили слушать волшебные сказки.Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.  
383939404142  
566677
 
123456 Набор №18 (слайд 19)
Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины.По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом.Только король удалился, как окружили Алёшу придворные.  
424344454646  
777888