Методическое пособие Зрительные диктанты по методу И. Г. Федоренко

Тексты зрительных диктантов
по методу И. Г. Федоренко
с заданиями по развитию связанной речи учащихся 2-3 кл.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. В предложении из 6-8 слов дочитывает до 3-4 слова и забывает первое слово. Он не может понять содержание, не может связать все слова в единое предложение. Оперативная память развивается с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработал и предложил профессор. И. Г. Федоренком. Он жил в Харькове, где управлял лабораторией экспериментальной дидактики.
В каждом из 18 наборов по 6 предложений. Особенность этих предложений такая: если первое предложение имеет 2 слова – 8букв, то последние предложение 46 букв. Нарастание длительности предложений происходит постепенно, по 1-2 буквы. Время роботы со всеми наборами длится приблизительно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить предложение, сложенное из 46 букв, то есть из 8-9 слов. Теперь ученик легко осознает смысл предложения, читать ему становится интересно, а потому и процесс обучения чтению идет намного быстрее.
Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске учитель записывает 6 предложений одного из наборов и закрывает его листом бумаги. После того, как одно из предложений открыто, т.е. лист бумаги перемещен вниз, дети на протяжении отведенного времени (для каждого предложения время указано) читают молча это предложение и пытаются его запомнить. Время композиции предложения, конечно, небольшое, колеблется в приделах от 4 до 7 секунд. Потом учитель вытирает предложение и предлагает ученикам записать его. Может, что кто – то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». В этом случае нужно отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: «Ну, хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз попробуй запомнить сам». Дальше идет экспозиция и запоминания других предложений. На 6 предложений одного набора выделяется от 5 до 8 минут времени на уроке.
Если учитель видит, что много подглядывают к соседям по парте, то есть не успели записать, то на следующий день нужно запись этого набора повторить опять. Если картина повторяется (дети снова не запомнили) – нужно повторить в третий раз, а может, и в четвертый. Только после того, как почти все ученики успели запомнить текст и написать его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.
Значит, в среднем, на каждый набор идет три дня. 18 наборов - это 54 дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты необходимо писать каждый день. Если писать их через день, то такие тренировки почти не развивают оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то эта напрасная работа не даст никаких позитивных результатов.
Уже через месяц тренировок появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают содержание предложений, охотно читают.
Если предложения не соответствуют содержанию темы урока, то их можно заменить равноценными.
Предложения из текстов зрительных диктантов можно использовать и для развития связанной речи учеников. Для каждого набора подобраны задания творческого характера, которые можно использовать на уроке с целью развития речевых способностей, обогащения словарного запаса.





15