Мотивация в изучении иностранного языка как средство повышения качества образования.

Мотивация как средство повышения
качества овладения иностранным языком
Н.О. Рогова, Н.В. Рогова
преподаватели иностранного языка
ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум»

В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной. Глобализация означает, что все более возрастает роль личных контактов людей, а, следовательно, – вербальной коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания иностранного языка.
Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. 
Все вышеперечисленное существенно повышает престиж иностранного языка в качестве образовательной дисциплины. И здесь понятие мотивации выходит на первый план. 
Каждый преподаватель иностранного языка понимает, насколько важно постоянно поддерживать интерес к преподаваемой дисциплине. На практике мы сталкиваемся с тем, что не все студенты видят необходимость в изучении иностранного языка, живущие в отдаленных районах от областного центра студенты не представляют себе возможные сферы его применения. Необходима специальная, целенаправленная работа по раскрытию значимости иностранного языка, его использованию в практических целях, в будущей профессии. Для того, чтобы убедить студентов в значимости иностранного языка, работа должна быть построена на основе конкретных фактов, т. е. быть в высшей степени аргументированной.
Перед преподавателем иностранного языка стоят много задач, а именно:
показать значимость своего предмета в жизни современного общества;
раскрыть значимость владения иностранным языком для каждого конкретного студента;
заинтересовать студентов процессом овладения иноязычной культурой;
мотивировать студентов к выполнению тех или иных заданий в любом виде речевой деятельности;
мотивировать студентов к выполнению тех или иных заданий в любом виде речевой деятельности;
привлечь к коллективной работе малоинициативных, ленивых, особо одаренных, неорганизованных и т.п. студентов, «провоцируя» их к речевой и любой другой деятельности;
мотивировать студентов к дальнейшему самостоятельному овладению языком.
Осуществляя перечисленные действия, мотивируя студентов, преподаватель пробуждает желание, вызывает интерес, активизирует волю, помогает осознать потребность.
Мотив как двигательная энергия не появится в сердцах и умах студентов сам собой. Его надо долго и настойчиво формировать, когда он отсутствует, и поддерживать, когда он есть. Преподаватели иностранного языка действуют в соответствии с одним из важнейших принципов дидактики – «всемерное стимулирование и мотивация положительного отношения к учению» (Ю.К. Бабанский).
Как считает Е.И. Пассов, главная причина коренится в ложном представлении об обязанности учиться. Учение – это познание. Нельзя обязать человека познавать что-то, даже если эта обязанность записана в программе. Пока обязанность не будет осознана и принята студентом как моя обязанность, он будет «подвергаться обучению», а не учиться.
Центр тяжести становится «pupil-centered», т.е. сконцентрирован на студенте. Поэтому проблема мотивации учения это проблема превращения объекта обучения в субъекта учебной деятельности. Мы осознаем, что «деятельности без мотива не бывает; немотивированная деятельность – это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом». А пока он скрыт и для преподавателя, и для студента – невозможно управлять его становлением и функционированием? Психологи однозначно утверждают: если мотивацией не управлять, может произойти ее регресс, снижение её уровня, мотивы потеряют действенность. Поэтому мы ведем поиски путей управления поведением и деятельностью студентов через организацию их мотивационной среды, путей управления не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний.
На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:
- мотив достижения – вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения диплома и т. д.;
- мотив самоутверждения – стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;
- мотив идентификации – стремление человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);
- мотив аффилиации – стремление к общению с другими людьми. Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями–иностранцами;
- мотив саморазвития – стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;
- просоциальный мотив – связан с осознанием общественного значения деятельности. Человек изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения.
Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т. д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.
Кроме того, учебную мотивацию можно разделить на положительную и отрицательную. К примеру, конструкция «если, я буду учить иностранный язык, то получу на экзамене отлично» – это положительная мотивация. Конструкция «если я буду учить иностранный язык, то сдам экзамен и меня не отчислят» – отрицательная.
При овладении иностранным языком как средством формирования личности не безразлично, какими мотивами побуждается студент. По мнению А.Н. Леонтьева, наиболее ценные мотивы важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу, а неценные, узколичные – чтобы развенчать, снизить их значимость для студентов, ибо, если мотив осознается, он превращается в мотив-цель и становится действенной побудительной силой.
Какие же мотивы движут студентом, который овладевает иностранным языком?

Компонентный состав сферы мотивов учения


Виды мотивации
изучения иностранного языка


Мотивы,
составляющие вид мотивации


Внешняя мотивация







Широкая
социальная мотивация
Каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык.
Родители интересуются моими успехами по иностранному языку. Иностранный язык знают в семье, и это побуждает меня изучать его.
Изучаю потому, что иностранный язык стоит в программе. (Хочу иметь хорошую оценку в дипломе по иностранному языку).
Учу из-за уважения к преподавателю иностранного языка.
Хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей.



Мотивация, связанная с перспективным развитием личности.
Изучаю, потому что иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни, учебе, профессии. Хочу поехать за границу / пройти практику за границей, поступить в ВУЗ, работать в зарубежной компании.
Хочу быть продвинутым пользователем ПК с помощью иностранного языка.
Имею много друзей в социальных сетях, среди них есть иностранцы. Иностранный язык поможет укрепить контакты, обрести новых друзей.



Внутренняя мотивация





Коммуникативная
мотивация
Интересно общаться на занятии иностранного языка:
обмениваться впечатлениями, высказывать свое мнение, обсуждать интересное, актуальное событие, знакомиться с иностранными сверстниками, культурой стран изучаемого языка.
На занятиях иностранного языка интересно и я не задумываюсь о других мотивах.
Иностранный язык служит средством удовлетворения моих интересов (Фильмы, песни на иностранном языке, общение в Internet и т. д.).



Мотивация, порождаемая преимущественно самой учебной деятельностью (операционно-инструментальная мотивация)

Вообще интересуюсь иностранным языком как таковым:
нравится узнавать значение новых слов, как устроен язык, сравнивать родной и иностранный языки, ощущать успех в обучении.
2. Нравится участвовать в исследовательской работе по иностранному языку, сопоставлять, анализировать, делать выводы.


Разумеется, каждый из этих мотивов имеет разную побудительную силу для разных студентов, но есть среди них и мотивы, которые в принципе ниже других, например мотив 3. К сожалению, отметка рассматривается преподавателями как основное средство мотивации. Между тем В.А. Сухомлинский мудро заметил, что учить надо так, чтобы он не думал о цели, а получал радость интеллектуального напряжения и связанных с ним переживаний. Тогда он будет стремиться к этой радости и поэтому хорошо учиться.
На занятиях иностранного языка преподаватели обращаются не только к уму студента, но и к его сердцу, учат так, чтобы студент переживал радость успеха. Студент становится активно действующим, самостоятельно познающим человеком, у которого сформируются мотивационный и энергетический блоки. Мотивационный блок включает в себя потребности студента, его идеалы, мотивы, установки, интересы, влечения.
Энергетический блок складывается из взаимодействия таких источников энергии, как внимание (оно обеспечивает концентрированность деятельности), воля (она обеспечивает высокую степень активности и целеустремленность деятельности) и эмоциональный фон (от него зависят энергетические ресурсы конкретных операций).
В этом случае преподаватель становится энергизатором, способным формировать потребности студентов, пробуждать в них интерес, привлекать внимание, развивать волю, создавать эмоциональный фон.
Безусловно, современная методика располагает средствами целенаправленного вызова мотивации, средствами формирования мотивационной сферы студентов. В конечном счете все зависит от содержания и организации учебной деятельности.
Ключом к мотивации студентов нам видится индивидуализация процесса обучения. Студент предстает перед преподавателем одновременно в трех ипостасях:
как индивид с определенным уровнем развития способностей к иностранному языку;
как субъект учебной деятельности, характеризующийся разной степенью рациональности приемов выполнения учебных заданий;
как личность со своим контекстом деятельности, личным опытом, профессиональной направленностью, интересами, эмоциями, чувствами и т.д.
Эти группы свойств при всей их специфичности взаимообусловлены и взаимосвязаны, что проявляется в интегративности как главном качестве индивидуальности.
В связи с этим преподавателями решается ряд вопросов:
1) Какие способности следует учитывать в первую очередь, при обучении студентов по действующим учебникам, пособиям СПО?
2) Как оперативно определить уровень развития способностей студентов?
3) Как учитывать неодинаковый уровень развития способностей студентов?
4) Как и чем компенсировать недостающие способности, пробелы в обучении иностранного языка?
Практика работы показывает, что успех в обучении зависит не только от способностей, но и от умения учиться, от владения рациональными приемами учения. Следовательно первостепенными задачами преподавателя иностранного языка являются:
Какова должна быть номенклатура приемов, обеспечивающая успешное овладение иностранным языком?
Как и при помощи каких средств можно формировать приемы учебной деятельности?
Где для этого взять время при ограниченном объеме часов?
Если личностные свойства тесно связаны с речевой деятельностью, мотивируют её и определяют её содержательную сторону, то
какие личностные свойства следует учитывать в первую очередь и
как это делать при групповом обучении иностранному языку?
Преподаватели иностранного языка стремятся так построить преподавание, чтобы раскрытие значимости предмета пронизывало весь учебный процесс, т.е. практические задания, материалы для чтения и аудирования, беседы для семантизации новых лексических единиц и презентация грамматических структур, формы и виды самостоятельной работы являются весомым аргументом для формирования и развития положительной мотивации к изучению иностранного языка.
Дифференцированность интересов студентов по областям знаний, дает дополнительную возможность приобщить их к иностранному языку. (Тексты по интересам, чтение журналов в соответствии с увлечениями, создание проектов, связанных с будущей профессией).
Внеклассная работа по иностранному языку дает большой простор для творчества. (Выпуск плакатов, проспектов на иностранном языке, просмотр видеофильмов на иностранном языке, проведение часов общения, тематических праздников и вечеров с участием гостей, побывавших за рубежом, иностранных гостей, специалистов различных профессий с рассказом о сферах применения иностранного языка в данной профессии, участие в проектах языковых центров города, интеллектуально-развивающих порталов).
Формированию положительной мотивации способствует также учет профессиональных намерений студентов. Так профессиональное намерение для студентов I курса выступает в качестве мотива учения, т.к. в его основе лежит потребность в приобретении как можно большего количества знаний по данной профессии. В этом случае изучение иностранного языка окрашено личностным смыслом, студенты готовы к преодолению значительных трудностей, если их успешное решение продвигает его к намеченной цели. А от преподавателя требуется кропотливая работа в плане формирования положительной мотивации к иностранному языку на основе учета профессиональных намерений.

Литература
1. Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р.А.Готлиб / Социологические исследования, № 2, 2009.
2. Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. М., 2003.
3. Мотивация в изучении иностранных языков О. А. Данилова и др.   [электронный ресурс] - Режим доступа: http://study-english.info