Развитие мотивированной активности учащихся, направленной на формирование познавательной компетенции на уроках литературного чтения





«Развитие мотивированной активности учащихся, направленной на формирование познавательной компетенции на уроках литературного чтения»





Выполнила: Уржунцева Надежда Николаевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №70
г.о. Самара






2014г.



Содержание

Актуальность.
Цель и задачи.
Программа реализации проекта.
Система работы с учащимися
Предполагаемые результаты.
Механизм оценки результатов (диагностика).
7. Используемая литература.


























Актуальность

Актуальной проблемой современного образования является
формирование и развитие познавательных интересов учащегося, личность которого является центральной фигурой образовательного процесса, и так как именно интерес к познавательной деятельности, воспитанный в школе, впоследствии станет основой для развития способности ученика в любых условиях идти в ногу со временем.
Вопросы целенаправленного формирования познавательных интересов школьников должны быть тщательно изучены учителем, поскольку именно познавательная мотивация является непременным условием успешной учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности человека.
В наше время с приходом интернета наблюдается:
- возрастание пассивности в учебно-познавательной деятельности;
- снижение интеллектуального уровня школьников.
Цель и задачи.
В настоящее время нами была выбрана работа по следующим направлениям:
- развитие мотивационной сферы учеников;
- развитие познавательного интереса и творческих способностей.
Цель:
Формирование мотивационной сферы обучающихся путём развития и использования их творческих способностей для повышения познавательной активности школьников с последующей реализацией определённых условий на практике, ведущей к успешности обучения.
Для разрешения стоящей перед нами проблемы были поставлены следующие задачи:
создание условий, побуждающих ученика к активной познавательной деятельности и обеспечивающих участие в ней;
определение особенностей построения содержания обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся
Программа реализации проекта.
В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения (не только в начальной школе) определяется качеством читательских навыков школьника Но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения. В педагогической практике особенно важно учитывать значение интересов для развития личности и формирования знаний.
В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познанию, или как его принято называть познавательный интерес. Познавательный интерес - это фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности.
Выделяют три вида интереса:
элементарный - непосредственный интерес к новым фактам, явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке;
интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, догадки.
интерес к причинно - следственным связям, к установлению закономерностей.
Познавательная деятельность - это деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми учебными универсальными действиями, при помощи которых ученик получает образование.
Наиболее распространенными приёмами формирования познавательного интереса является:
активность и новизна содержания;
раскрытие значимости знаний;
наглядность;
занимательность;
эмоциональность;
учебные дискуссии;
познавательные игры.

Работа с учащимися.

Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак, через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желания учиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательной деятельностью и формируется познавательный интерес.
Мы выдвинули следующую гипотезу: специально построенная система формирования познавательной деятельности младших школьников способствует развитию у детей всех структурных компонентов учебной деятельности.
Для реализации поставленных задач была разработана специальная программа по формированию познавательного интереса по двум направлениям:
учебное
внеурочное.
Цель учебного направления на уроках через:
подбор занимательного материала;
правильную организацию формирования учебной деятельности, учитывая психологические особенности учащихся;
формирование высокого уровня произвольности, умения планировать и контролировать собственные действия;
формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе;
умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для формирования учебной деятельности и развития познавательного интереса.

1. На уроках литературного чтения используются познавательные
игры.
Например, при изучении темы «Дорогами сказок» проводилась игра «Вспомни и назови сказку»: на плакате в столбик были записаны слова-названия, характерные для русских сказок, и для зарубежных. Справа и слева соответственно размещены иллюстрации, изображающие типичного сказочного героя, пейзаж или жилище, предметы быта или одежды из русских и зарубежных сказок. Разглядев плакат и прочитав надписи, учащиеся называли те сказки, которые им представлялись при восприятии левой и правой сторон плаката. Побеждал тот ряд, который называл большее число сказок, не допустив при этом ошибки.  2. Метод эмоционального стимулирования реализуется посредством проведения соревнований между рядами или отдельными учащимися. Общеизвестно, что соревнование помогает детям пережить успех, радость познания, гордость за свои достижения, что в свою очередь воздействует на эмоциональные процессы ребенка. Например: на уроке литературного чтения на тему «Дорогами сказок» было организовано соревнование-путешествие между двумя командами. На этом уроке дети путешествовали по художественным произведениям, и только их прочные знания помогли им выполнить все задания.  3 Метод создания ситуаций познавательного спора является еще одним способом формирования познавательного интереса. Включение учеников в ситуации споров не только углубляет их знания, но и невольно приковывает их внимание к теме и вызывает прилив интереса. В процессе спора учащиеся проявляют свою настойчивость, целеустремленность. Для создания ситуации спора на уроках литературного чтения детям предлагается высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, задавая вопросы: «Кто думает иначе?», «Почему вы так думаете?» «Докажите».  Овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности не только повышает уровень познавательных возможностей учащихся, качество усвоения знаний, но и сокращает время необходимое для обучения.
Целью развития познавательной активности является формирование качеств:
- любознательности;
-находчивости и фантазии;
- альтернативного мышления;
- изобретательности;
- оригинальности;
- гибкости;
- самостоятельности;
- широты и глубины мышления.
Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность
. Например: нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, дать ему имя, придумать вредные советы.
Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного. Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое.

При чтении литературных сказок предложено учащимся :
1) нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;
2) вылепить героя из пластилина;
3) разыграть сценку;
4) сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;
5) подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;
6) подобрать пословицы и поговорки по различным темам.

При ознакомлении с жанром басни, предлагаются такие виды заданий:
1) выразительное чтение басни и ее драматизация;
2) придумать экспозицию басни:
3) составление литературной мозаики;
4) составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение; 5) разгадывание кроссвордов.
Проведённая работа по развитию познавательной активности на уроках литературного чтения даёт свои результаты. Ученики демонстрируют индивидуальные и неповторимые творческие решения стоящих перед ними задач.
Цель внеурочного направления:
путем проведения познавательных праздников;
занимательных часов по предметам;
факультативных занятий;
продолжать формировать познавательный интерес к учебной деятельности.
Работа по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через внеклассные мероприятия, праздники.
- «Мама, папа, я - читающая семья»;
- сотрудничество со школьной библиотекой;
- сотрудничество с районной библиотекой;
- предметные недели и различные конкурсы и викторины.
Учащимся нравятся нестандартные задания, задания творческого характера. Школьники стараются сами доходить до правильного ответа, решать «хитрые» вопросы.
Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения в изучаемом предмете.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.
Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.
Дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают “правила в стихах”.
Для упражнения в скором и быстром, чистом произношении используем чистоговорки и скороговорки.
Чистоговорки присутствуют на каждом уроке. Они повышают интерес к чтению, развивают творчество, познавательную активность, чувство рифмы и ритма.
Загадки дают благодатную почву для развития познавательных способностей детей. В работе используем книгу Елкиной “1000 загадок”. Кроме загадок в стихах используем загадки – шутки.
1. Как зовут девочку, у которой в руках красивая роза?
2. Каких зверей испугался в зоопарке Лева Зайцев? и т. д.
С целью формирования познавательной активности детей можно предложить самим придумать предложения с продолжением.
Следующий занимательный материал – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяет ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.
Прием “Фантастическая добавка”
Дети любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.

РАСУСТ /страус/
ДУЗЕМА /медуза/
КУТИЛА /улитка/
КРИКОЛ /кролик/

Прием “Да-нет” - универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга
В процессе организации внеклассной работы необходимо воспитывать общий интерес к знаниям. Научить ребенка удивляться и быть наблюдательными.

Предполагаемые результаты.
Можно предположить, что мотивированная активность учеников и интерес к учебному процессу становятся устойчивыми, обеспечивая эффективность обучения, если:
- построить учебный процесс на принципах развивающего обучения;
- использовать многообразные творческие задания и различные виды
деятельности;
- создать на уроке положительный психологический фон.













Диагностическая таблица.

Методика «продуктивных заданий».
Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по теме. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующую от учащегося конкретных действий. Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке.
методики
компетенции
параметры
отслеживания
результат

«Верно-неверно».
Предметные.
Количество правильных ответов.
Рост мотивации,
развитие познавательной активности.

«Что лишнее».
Предметные.
Количество правильных ответов.
Развитие операций анализа, синтеза.

«Ромашка вопросов».
Предметные.
Коммуникативные.
Количество составленных вопросов. Содержательность вопросов («тонкие», «толстые» вопросы).
Обогащение словарного запаса.

«Ключевые слова».
Предметные.
Информационные.
Коммуникативные.
Количество слов в цепочке.
Развитие мыслительных операций анализа, синтеза. Выделение самого главного, существенного в содержании темы.

5.«Продуктивных заданий».
Предметные.
Информационные.
Коммуникативные
Причинно-следственные связи. Обработка информации. Продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление.
Способность аргументировать свою точку зрения, развитие познавательной активности.


Критерии наблюдения:
I уровень – общекультурный: ученик понимает основные положения темы, может объяснить правило, применить его по образцу, отвечает на вопросы продуктивного характера.
II уровень- прикладной: кроме перечисленного ученик выполняет задания в изменённой ситуации, умеет демонстрировать понимание системности (взаимосвязей) понятийного аппарата темы, не выходя за его рамки.
III уровень- творческий: ученик способен решать проблемы, выходящие за рамки, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий.

С помощью листа самонаблюдения на любом уроке учитель может отслеживать организацию учебно-познавательного процесса с точки зрения формирования ключевых компетенций младших школьников.
Лист самонаблюдения
за использованием действий учащихся, связанных с формированием определенных компетенций:
Ключевые компетентности.
Предмет _______________________ класс ______
Тема урока ________________________

Компетентность
формируемая учителем на уроке
На каком этапе урока
Уровень

Готовность к самообразованию - способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников.



Технологическая компетентность - готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности и позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии.



Компетентность решения проблем - умение анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с темой, планировать результат своей деятельности.



Информационная компетенция - способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.



Коммуникативная компетенция - способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.




Используемая литература.

Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Нач. шк. Плюс. До и после. 2005. №1.
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. –М., 2007.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003 .№5
Матеева Е. И "Учим младшего школьника понимать текст",
2005г. журналы "Начальная школа"
Начальная школа №1 2001г. с. 46 "Познавательный интерес"
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя.//Начальная школа, 2003, №1. – с.12.
Начальная школа №5 2000 г. с. 99 "Обучение чтению"
Начальная школа №6 2007 г. с. "Интерес чтению»











13PAGE \* MERGEFORMAT141415




15