Доклад на тему: «Организация внеурочной деятельности в условиях школы-интерната в рамках ФГОС »


государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам с.Приволжское Ровенского района»
Доклад на тему:
«Организация внеурочной деятельности в условиях школы-интерната в рамках ФГОС»
Подготовила воспитатель:
Майкенова Эльмира Сатвалдыевна«Организация внеурочной деятельности в условиях школы-интерната в рамках ФГОС »
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Целью внеурочной деятельности является -создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося. Формы использовать можно разные, ведь в воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, хотя они с трудом поддаются классификации, всё же выделяются пять типов форм воспитательной работы с обучающимися:
– словесно – логические– образно – художественные– трудовые– игровые– психологические
Словесно-логические формы.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся:
- беседы на разные темы,
- классные диспуты,
- часы общения и пр.
Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем.
Образно- художественные формы.
Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.
Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности.
Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.
Трудовые формы внеурочной работы.
Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от дежурства в классе до устройства сада. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях.
Игровые (досуговые) формы работы.
Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с обучающимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации, которые проводит психолог.
Основная задача внеурочной деятельности – это создание условий, т.е.:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения в социуме.
Для организации внеурочной деятельности необходимо соблюдать определенные условия:
родительский запрос;
наличие учебно-материальной базы;
наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров;
соблюдение СанПиНов, требований к сменности занятий и составлению расписания;
ОУ самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии с уставом и с Законом РФ «Об образовании»
В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:
-духовно-нравственное;
-социальное;
-общеинтеллектуальное;
- общекультурное;
- спортивно-оздоровительное.
Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями и воспитателями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
Третий уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:
- учебный план образовательного учреждения,
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения;
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей,а также учреждений культуры и спорта;
- классное руководство;
- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога).
Нормативно-правовое обеспечение включает в себя :
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 № 124 – ФЗ
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ
Положение о « Психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» (письмо МО РФ от 27.03.2000 г. № 27 / 901 -6)
ФГОС НОО (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.№ 373).
Приказ МО РФ №2357 от 22 сентября 2011г. «О внесении изменений ФГОС НОО».
ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010№1897)
ФГОС среднего (полного ) общего образования – утвержден приказом от 17 мая 2012г. № 413
Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. №03-296Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Литература
Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А. В. Баранова. – М. : Просвещение, 2013г – 96 с.
Горский В.А.  Примерные программы внеурочной деятельности;  под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011 – 111 с. – ( Стандарты второго поколения).
Григорьев Ю. В. Методический конструктор  «Внеурочная деятельность школьников»/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. –225 с.
Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №3. – с. 15-26.
Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №4. – с. 15-21.