Программа курса внеурочной деятельности Весёлая грамматика. Секреты орфографии (2-4 классы)


Программа курса внеурочной деятельности
«Весёлая грамматика.Секреты орфографии»
(Интеллектуальное направление)
2-4 класс
Составитель: Солонинка Лилия Богдановна,
учитель начальных классов, I кв. категории
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Весёлая грамматика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе примерной программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”, понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к изучению данного курса должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Актуальность. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому задания на занятиях “Весёлой грамматики”, в основном, направлены на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Весёлая грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Практическая значимость программы. В программе курса особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи. «Весёлая грамматика» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
«Весёлая грамматика» - образовательная программа, обеспечивающая первый, второй и третий уровень результатов.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Новизна данной программы заключается в развитии представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.) в формировании элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования.
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цель и задачи программы.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Отличительные особенности программы.
2кл. «Занимательное словообразование»
3кл. «Секреты орфографии»
4кл. «Занимательная лингвистика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Программа курса внеурочной деятельности «Весёлая грамматика» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактическиеигры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
— использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Программа адресована учащимся 8 – 11-ти летнего возраста. При распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Курс изучения программы рассчитан на 34 часа – в 2-4 классах. Программа рассчитана на 3 года.
Ожидаемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.
В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка. Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе программы имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Программа курса направлена на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Средства контроля
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- контрольных занятий по изученным темам;
- конкурсы;
- выставка детских мини-сочинений;
- участие в дистанционных интеллектуальных конкурсах с использованием ресурсов сети Интернет.
Учебно-тематический план (2 класс)
№ п/пНаименование темы Кол-во часов Форма занятия Плановые сроки прохожденияПримечание
Мир полон звуков (6 ч)
1 Звуки вокруг нас. 1 Беседа, практическое занятие 2 Фабрика речи. 1 Мини-исследование 3 Бессмыслица + бессмыслица = смысл. 1 Игра, проект 4 Полоса препятствий.
1 Практическое занятие 5 Рисуем звуками. 1 Экскурсия в природу
Практическое занятие 6 Трудности словесного ударения. 1 Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)
7 Буквы старые и новые. 1 Экскурсия в краеведческий музей 8 Так считали наши предки. 1 Практическое занятие с элементами игры 9 Страницы древних книг. 1 Практическое занятие 10 Живая и весёлая буква алфавита. 1 Конкурс 11 Загадки русской графики.
1 Занятие-игра Всему название дано (5 ч)
12 Рождение языка. 1 Проект 13 Сколько слов в языке? 1 Конкурс
Игровое занятие 14 Имена, имена, имена… 1 15 Увлекательные истории о самых простых вещах 1 Мини-сочинение 16 Словари — сокровищница языка. 1 Практическое занятие Как делаются слова (8 ч)
17 «Дальние родственники». 1 Беседа
Практическое занятие 18 Слова «готовые» и «сделанные». 1 Игровое занятие 19 Есть ли «родители» у слов? 1 Практическое занятие
Лингвистический эксперимент 20 Внимание, корень!
1 21 Такие разные суффиксы. 1 Практическое занятие 22-23 Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? 2 Практическое занятие
Игра 24 Что нам стоит слово построить? 1 Работа в группах, игра-конкурс Секреты правильной речи (10 ч)
25 Словарное богатство русского языка. 1 Практическое занятие 26 Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик». 1 Практическое занятие 27 Выбираем точное слово. 1 Практическое занятие (работа в группе) 28 Одно или много? 1 Игровое занятие 29 Когда у слов много общего? 1 Практическое занятие 30 Когда значения спорят? 1 Практическое занятие
Составление мини-словариков 31 Слова одинаковые, но разные. 1 32 «Местные жители» и «иностранцы». 1 Экскурсия в краеведческий музей
Практическое занятие 33 Как рождаются фразеологизмы? 1 34 Выбор фразеологизма в речи. 1 Игровое занятие Всего: 34 Учебно-тематический план (3 класс)
№ п/пНаименование темы Кол-во часов Форма занятия Плановые сроки прохожденияПримечание
Из истории языка (2 ч)
1 Старые и новые слова в языке. 1 Беседа, практическое занятие 2 Сокровища бабушкиного сундука.
1 Экскурсия в краеведческий музей, проект Загадки простого предложения (9 ч)
3 «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.
1 Занятие-игра, инсценировка диалогов 4 Важные мелочи.
1 Практическое занятие с элементами игры 5 Требуется определение.
1 Практическое занятие 6 Важные обстоятельства.
1 Конкурс 7 Необходимо дополнить.
1 Занятие-игра 8-9 «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж».
2 Практическое занятие
Лингвистический эксперимент 10 Стройтесь в ряд!
1 Практическое занятие 11 Запятые, по местам!
1 Творческая работа Лабиринты грамматики (2 ч)
12 Слово в грамматике. 1 Практическое занятие 13 Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика. 1 Игровое занятие, проект О существительных по существу (12 ч)
14 «Лебедь белая плывёт».
1 Беседа
Практическое занятие 15 Может ли род быть общим?
1 Игровое занятие 16 Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?
1 Практическое занятие
Лингвистический эксперимент 17 Как быть, если нет окончания?
1 18 Один, два, много.
1 Практическое занятие 19 Почему именительный падеж назвали именительным?
1 Практическое занятие
Игра 20 Как «работает» родительный падеж? 1 Беседа 21 «Щедрый» падеж. 1 Работа в группах, игра-конкурс 22 Винительный падеж — великий маскировщик. 1 Беседа
Практическое занятие 23 Падеж-работяга.
1 Беседа
Практическое занятие 24 Любимая «работа» предложного падежа. 1 Практическое занятие 25 Кому принадлежат имена собственные? 1 Игровое занятие Такие разные признаки предметов (9 ч)
26 Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. 1 Беседа, практическое занятие 27 «Красны девицы» и «добры молодцы». 1 Практическое занятие 28 Всё познаётся в сравнении. 1 Практическое занятие (работа в группе) 29 Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. 1 Игра-соревнование 30 Что из чего и для чего?
1 Практическое занятие 31 Что кому принадлежит?
1 Практическое занятие
Составление мини-словариков 32-33 Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. 2 34 Выбор фразеологизма в речи. 1 Игровое занятие Всего: 34 Учебно-тематический план (4 класс)
№ п/пНаименование темы Кол-во часов Форма занятия Плановые сроки прохожденияПримечание
Поиграем со звуками, словами и предложениями (7 ч)
1-2 Смотрю, говорю, слушаю.
2 Беседа, практическое занятие 3-4 Лексические загадки. (2 ч)
2 Мини-исследование 5 Словесный конструктор. 1 Игра, проект 6-7 Занимательная грамматика.
2 Практическое занятие Пора действовать! (14 ч)
8-9 Для чего нужны глаголы? 2 Беседа
Практическое занятие 10 Делать и сделать — не одно и то же. 1 Практическое занятие с элементами игры 11 Меняемся ролями.
1 Практическое занятие
Конкурс 12 Вчера, сегодня, завтра.
1 13 Одно вместо другого.
1 Занятие-игра 14 Она меня поняла и приняла.
1 Практическое занятие с элементами игры 15 Кто говорит, кто действует?
1 Практическое занятие с элементами игры, ролевая игра 16 Сумею победить!
1 Игра-соревнование 17 Мечтаем и фантазируем.
1 Творческая работа 18-19 Дай-подай… и поезжай! 2 Практическое занятие с элементами игры 20 Живые образы.
1 Составление загадок с помощью глаголов 21 Орфографический поединок.
1 игра-соревнование Числа и слова (4 ч)
22 Для чего нужны числительные?
1 Проект 23 Важные даты истории нашей страны (города, края). 1 Конкурс
Игровое занятие 24 Рекорды в цифрах. 1 25 За семью печатями. 1 Мини-сочинение Прочные связи (7 ч)
26 Треугольный шарик.
1 Беседа
Практическое занятие 27 Как водить машину за нос?
1 Игровое занятие 28 Послушный «подчинённый». 1 Практическое занятие
Лингвистический эксперимент 29 О «земляной» или «земной» красоте.
1 30 Строгий «управляющий». 1 Практическое занятие 31 В Сибири и на Урале.
2 Практическое занятие
Игра 32 Связаны смыслом.
1 Работа в группах, игра-конкурс Любимые игры со словами (2 ч)
33-34 Словарное богатство русского языка. 2 Практическое занятие Всего: 34 Содержание программы
«Весёлая грамматика. Занимательное словообразование»
(2 класс)
Тема: Мир полон звуков (6 ч.)
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и слова?
Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов.
Универсальные учебные действия:
— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
— анализировать информацию, представленную на рисунке;
— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
— наблюдать за функцией и ударением в слове;
— контролировать правильность постановки ударения в словах;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
Тема: Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч.)
Солунские братья. Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
Практическая и игровая деятельность:
— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
— рисование: «Весёлая буква Ё».
Тема: Всему название дано (5 ч.)
Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Универсальные учебные действия:
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
— воспринимать на слух и понимать информационный текст;
— сравнивать толкование слова в различных словарях;
—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;
— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
— конкурс «Придумываем название для новых конфет».
Тема: Как делаются слова (8 ч.)
История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Универсальные учебные действия:
—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
— наблюдать образование слов в русском языке;
— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
— конструирование слов по словообразовательным моделям;
— проект «Как конфеты получают свои названия».
Тема: Секреты правильной речи (10 ч.)
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
Универсальные учебные действия:
— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
— оценивать уместность использования слов в тексте;
—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
Практическая и игровая деятельность:
—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;
— решение кроссвордов;
— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
— составление шуточных рассказов и стихов.
Содержание программы
«Весёлая грамматика. Секреты орфографии»
3 класс
Тема: Из истории языка (2 ч.)
Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов.
Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения.
Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и в современном толковом словаре.
Как появляются новые слова.
Универсальные учебные действия:
— наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;
— уточнять значение слова по толковому словарю;
— сравнивать толкование слова в различных словарях;
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);
— проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);
— игра «В музее слов»;
— проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».
Тема: Загадки простого предложения (9 ч.)
Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов. Интонация предложения. Логическое ударение.
Зачем нужны второстепенные члены предложения.
Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.
Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова. Распространение простого предложения с помощью обстоятельств.
Когда необходимы обстоятельства. Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).
Однородные члены предложения. Распространение предложения
с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?
Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.
Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов?
Знаки препинания при однородных членах.
Универсальные учебные действия:
—наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
— устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
— наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;
— исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
— осуществлять учебное сотрудничество;
— контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;
— составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
— оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
— оценивать положительные качества личности одноклассников;
— создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»);
— сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
— работать с информацией, представленной в виде модели;
— соотносить схемы предложений с их моделями;
— анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.
Практическая и игровая деятельность:
— лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения;
— творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»;
— игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»;
— проект «Безопасный маршрут»;
— творческая работа «Приглашение на праздник»;
— конкурс «Самый длинный однородный ряд»;
—конструирование предложений с однородными членами по моделям;
— игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи».
Тема: Лабиринты грамматики (2 ч.)
Слово в грамматике. Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.
Тема: О существительных по существу (12 ч.)
Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.
От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода. Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.
Как определить число несклоняемых существительных.
Всегда ли существительные имели только два числа?
Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).
Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён.
Универсальные учебные действия:
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;
— на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
— воспринимать на слух и понимать информационный текст;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;
— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
— осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Наоборот», «Кто больше»;
— проекты: «О чем рассказали падежи», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».
Тема: Такие разные признаки предметов (9 ч.)
Значение имён прилагательных. Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных. Как в старину использовали прилагательные в обращениях.
Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.
Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.
Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.
Значение относительных прилагательных. Что называют притяжательные прилагательные.
Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…).
Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.
Универсальные учебные действия:
— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
— анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;
—контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;
—выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;
—осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках;
—составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;
—самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
—контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Практическая и игровая деятельность:
— проект «Значения цветовых прилагательных»;
— игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;
— викторина «Самый-самый»;
— игра-соревнование «Подбери словечко».
Содержание программы
«Весёлая грамматика. Занимательная лингвистика»
4 класс
Тема: Поиграем со звуками, словами и предложениями (7 ч.)
Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Практическая и игровая деятельность:
— фонетические и графические задачи;
— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
— шутливые лингвистические вопросы;
—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.
Тема: Пора действовать! (14 ч.)
Глагол в языке и речи. Видовые пары глаголов, их значение. Глаголы в личной форме.
Особенности текста-повествования и текста-описания.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени. О чём может рассказать личная форма глагола. Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола. Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках. Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;
— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;
—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
—составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;
—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;
—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Практическая и игровая деятельность:
—лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
—игра «Меняемся ролями»;
—творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;
—ролевая игра «Просить или приказывать?»;
—составление загадок с помощью глаголов;
—игра-соревнование «Орфографический поединок».
Тема: Числа и слова (4 ч.)
Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок.
Универсальные учебные действия:
—наблюдать использование числительных в речи;
—воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
—находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;
—выступать перед одноклассниками;
—соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.
Практическая и игровая деятельность:
—проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
—викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».
Тема: Прочные связи (7 ч.)
Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование. Слова каких частей речи могут согласовываться. Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов. Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.
Универсальные учебные действия:
—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;
—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;
—наблюдать особенности различных словосочетаний;
—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
—создавать устное высказывание на предложенную тему;
—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Практическая и игровая деятельность:
—игра «Словосочетания в пазлах»;
—ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
—конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
—творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
—итоговый конкурс «Любимые игры со словами».
Материально-техническое и ресурсное обеспечение реализации программы:
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008. Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) ООО «Нью Медиа Дженерейшн», г. Москва, NMG.ru
Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова.
Авторские интерактивные учебные презентации. Разрабатываются руководителем кружка.
Авторские интерактивные учебные плакаты.
Интернет-ресурсы:
Детский сайт Интернетёнок http://internetenok.narod.ru/Детский сайт Детский мир hptt://www.detskiy-mir.net/
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов , www.shulcollektion.edu.ruЛогозаврия hptt://www.logozavr.ru/631/
«Открываем законы родного языка. 1-4 классы» hptt://www.shool-collektion.edu.ru/catalog/rubr/233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e=
Ребусы hptt://vkusnyasha.ru/rebus.html
Эрудит-марафон учащихся. erudit-marafon-uchashchihsya-emu-spetsialist-2013
Сеть творческих учителей, www.it-n.ruРекомендуемая литература для учителя:
Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 - 4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 128с.
Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель М. М. Морозова. - М.: Просвещение, 1968. - 273с.
Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель И. В. Мукашова. - Волгоград: Экстремум, 2006. - 184с.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991. - 221с.
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1 - 4 классы. - М.: 5 за знания, 2005. - 240с.
Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 184с.
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие. / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М. С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. - 383с.
Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1971. - 175с. Издатели: Знание, 1995.
Т. Н. Соколова. Юным умникам и умницам: Школа развития речи / Методическое пособие, 2 класс. Курс «Речь». М.: РОСТ, 2011.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Криволапова Н. А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н. А. Криволапова, И. Ю. Цибаева. – Курган: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2005.
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения)
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1 / М. Ю. Демидова и др. ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов и др.; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010 - (Стандарты второго поколения)
Рекомендуемая литература для детей и родителей:
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 гРик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
Предполагаемая результативность курса:
Участие в дистанционных интеллектуальных конкурсах с использованием ресурсов сети Интернет.