Рабочая программа по внеурочной деятельности Секреты русского языка

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Замзорская средняя общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО»
Школьным МО
Руководитель ШМО
___________/_Трусова Т.А._/
Протокол №__ от_____2016г.

«Согласовано»
Зам. директора по ВР
__________/Кутищева Н.В./
от «____»_________2016г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Замзорская СОШ»_______/Н.В. Корчагина/
Приказ№___от«__»____ 2016г.





Рабочая программа внеурочной деятельности
Общеинтеллектуальное направление
кружок «Секреты русского языка»
для учащихся 3 класса

Класс: 3
Всего часов: 34
Всего часов на 2016-2017 учебный год: 34
Количество часов в неделю - 1 час
Учитель:
Фамилия: Зуева
Имя: Галина
Отчество: Сайфулловна
Категория:1
Стаж работы: 9












Срок действия программы 2016-2017 учебный год
п.Замзор

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности в начальной школе, учебно - методический комплект «Планета знаний» 2012 год.
Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование ключевых компетенций младших школьников, важнейшими из которых являются коммуникативно-речевые и познавательные, связанные с универсальным умение читать.
Актуальность программы  определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Возрастная группа обучающихся, объем часов. Кружок «Секреты русского языка» представляет систему занятий для детей 3 класса.
Курс включает 34 занятия: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Продолжительность занятия 30 минут.
Цель программы – активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком.
Задачи:
1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения
2. Формирование творческих способностей детей;
3. Формирование эффективной речевой деятельности;
4. Формирование ключевых компетентности учащихся;
5. Формирование умения самостоятельной работы с текстами;
6. Формирование основы общей культуры через изучение родного языка и литературы на повышенном уровне;
Виды деятельности: познавательная, игровая, досугово – развлекательная, проблемно-ценностное общение.
Методы работы:
(Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
 (Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
 (Исследовательский ( расширение и углубление знаний и умений);
 (Беседы, диалоги;
Формы проведения занятий:
Групповая работа;
Индивидуальная работа;
Праздники, конкурсы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений:
анализировать и характеризовать звуки речи;
осуществлять звуко-буквенный анализ слова (по принципу от простого к сложному);
обобщать, делать несложные выводы;
научиться выполнять исследования;
научиться сочинять сказочные истории про буквы, загадки;
углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике, синтаксис и пунктуации;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться писать сочинения-миниатюры

Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням:
Первый уровень результатов  приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов  получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов  получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Программа курса дает возможность достижения результатов второго уровня воспитательных результатов.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- Удовлетворенность учеников, посещающих кружок;
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
По итогам реализации программы организуется Праздник «Знатоки секретов русского языка» .

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В программу включены следующие разделы:
1.Фонетика
2.Морфемика
3.Морфология
4. Пунктуация
5. Лексика
6. Орфоэпия
Изучение каждого раздела завершается итоговым занятием.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата




По плану
Факт

1
1. Вводное занятие. «В гости к Алфавиту».
1
06.09


2
2. Наши помощники звуки, буквы и слова.
1
13.09


3
3. К таи
·нам звуков и букв.
1
20.09


4
4. Встреча с «и
·отиком» (расширение представлении
·).
1
27.09


5
5. запоминаем словарные слова.
1
04.10


6
6. Растения во фразеологизмах.
1
11.10


7
7. Животные во фразеологизмах.
1
18.10


8
8. Игротека.
1
25.10


9
9. Я не поэт, я только учусь.
1
08.11


10
10. Как морфология порядок навела.
1
15.11


11
11. Игры с пословицами.
1
22.11


12
12 И снова животные во фразеологизмах.
1
29.11


13
13. Кое-что о местоимении.
1
06.12


14
14. Познакомимся поближе с наречиями и числительными.
1
13.12


15
15. Игротека.
1
20.12


16
16. Состав слова. Основа слова. Формы слова.
1
27.12


17
17. Про корень и окончание.
1
17.01


18
18. Про суффикс и приставку.
1
24.01


19
19. Игротека.
1
31.01


20
20 Непроизносимые согласные.
1
07.02


21
21. Учимся различать приставку и предлог.
1
14.02


22
22. Учимся писать «НЕ» с глаголами.
1
21.02


23
23.Игротека.
1
28.02


24
24. Имена существительные с шипящим звуком на конце.
1
07.03


25
25. Его величество ударение.
1
14.03


26
26. Поговорим о падежах.
1
21.03


27
27. Игротека.
1
04.04


28
28. Сложные слова.
1
11.04


29
29. От архаизмов до неологизмов.
1
18.04


30
30. По страницам энциклопедий.
1
25.04


31
31. Повторяем
1
02.05


32
32. Нормы произношения.
1
16.05


33
33. Что такое рифма?
1
23.05


34
34. Праздник «Знатоки секретов русского языка»
1
29.05


Итого:
34 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Фонетика. Графика
Фонетическая система русского языка. Звуки речи.
Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и согласных в слове. Оглушение, озвончение парных звонких и глухих согласных.
Порядок букв в алфавите. Из истории создания алфавита. Практическое использование знания алфавита. Работа со словарями разных типов.
Смыслоразличительная роль звуков и букв. Обозначение йотированных звуков. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначения гласных и согласных на письме.
Практические упражнения.
Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.).
Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк).
Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Звукобуквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отношении.
Упражнения на запоминание алфавита (сочинение запоминалок, проверим друг друга) и правильное использование этого знания в практических ситуациях (работа со словарём, классным журналом, расписанием транспорта, каталогом книг в библиотеках и пр.)
Орфоэпия
Более расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими, произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.
Практические упражнения.
Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и теле видения.
Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова.
Упражнения на запись слов с произносительными по метами, в «переводе» норм произношения в нормы право писания.
Лексика
Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Омофоны.
Устойчивые выражения (словосочетания), их образность, точность.
Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса русского языка.
Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшительно-ласкательные морфемы слов, голосовые средства (интонация).
Практические упражнения.
Лексические анализы учебных и художественных текстов.
Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов синонимов в предложении, тексте. Упражнения в развитии языкового чутья, понимание кон текста.
Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией.
Упражнения на редактирование, корректирование текстов.

Морфемика
Морфема как составная значимая часть слова: корень,
суффикс, приставка, окончание.
Роль морфем в образовании однокоренных слов. Одно коренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов синонимов.
Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся).
Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов.
Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами.
Практические упражнения.
Упражнения на морфемный состав слов (слова с неяв ными морфемами).

Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, отземлился.
Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.
Морфология
Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы существительные, их признаки прилагательные, их действия и состояния глаголы, их количество числительные и т.д. Роль и правописание местоимений. Общее представление о наличии в языке групп слов помощников глаголов (наречие, деепричастие), по- мощников существительного (причастий признак по действию).
Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.
Практические упражнения.
Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.
Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).
Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).
Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определённой мысли, чувства.
Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуация
Пунктуация
Словосочетание и предложение (общее, различие). Систематизация сведений о признаках предложения. Предложения с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в предложении.
Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами.
Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.
Практические упражнения.
Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста.
Упражнения на «чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски.
Упражнения на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами (варианты членов с зависимыми словами), составление схем как аргумента вы бора пунктуационного решения).
Чтение и пунктирование сплошных текстов. Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.). Инсценирование, составление и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски согласно речевой задаче).
Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических и пунктуационных норм).



Календарно-тематический план
№ урока
Тема
Кол-во часов
Дата план
Дата факт

1.Фонетика (5ч)

1.1
Вводное занятие. «В гости к Алфавиту»
1
08.09


1.2
Наши помощники звуки, буквы и слова
1
15.09


1.3
К таи
·нам звуков и букв
1
22.09


1.4
Встреча с «и
·отиком» (расширение представлении
·)
1
29.09


1.5
Конкурс знатоков.
1
06.10


2. Морфемика(7ч)

2.1
В глубь веков на Машине времени
1
13.10


2.2
2.3
К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-
2
20.10


2.4
К словам родственникам.
1
27.10


2.5
Умники и умницы
1
10.11


2.6
«Экскурсия» к истокам слова
1
17.11


2.7
Собирал человек слова
1
24.11


3.Морфология(6ч)

3.1
К несметным сокровищам Страны Слов
1
01.12


3.2
В городе Име
·н Существительных
1
08.12


3.3
В городе Имен Существительных
1
15.12


3.4
В гостях у дядюшки Глагола
1
22.12


3.5
Здравствуй, имя прилагательное.
1
12.01


3.6
Знаешь ли ты части речи?

1
19.01


4. Пунктуация(5ч)

4.1
Эмоциональная и интонационная выразительность.
1
26.01


4.2
Обращение
1
02.02


4.3
«Казнить нельзя помиловать»
1
09.02


4.4
Найди «меня» в тексте

16.02


4.5
Турнир любителеи
· русского языка
1
23.02


5. Лексика (11ч)

5.1
К словам разнообразным, одинаковым и разным
1
02.03


5.2
В театре близнецов
1
09.03


5.3
Литературная гостиная
1
16.03


5.4
Эмоциональные языковые средства
1
23.03


5.5
Что? Где? Когда? языка
1
30.03


5.6
Крылатые слова.
1
13.04


5.7
Почему мы так говорим?
1
20.04


5.8
Ударение-молоток. Нормы произношения
1
27.04



5.9
Нормы произношения.
1
04.05


5.10
Что такое рифма?
1
11.05


5.11
Праздник «Знатоки русского языка»
1
18.05




Планируемые результаты освоения программы
Реализация курса «Секреты русского языка» содеи
·ствует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребе
·нка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует:
осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств;
формированию эффективной речевой деятельности;
получению первичных навыков исследовательской деятельности;



Информационно-методическое обеспечение:

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативнодеятельностный подход. Учебное пособие, 2009
2. Н.М.Бетенькова «Занимательные упражнения на уроках русского языка»
3. О.А.Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальной школы»
4. И.Г.Сухин «Занимательные материалы»
5. Т.В.Ходова «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» «Интеллектуальные задания по русскому языку»
6. А.А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной» Москва, 2008.




















13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715






15