Рабочая программа по внеурочной деятельности Умелые ручки (1-4 классы)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоиштерякская начальная общеобразовательная школа-детский сад» МО «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Рассмотрено Утверждаю
на заседании ШМО Директор МБОУ
учителей начальных классов «Новоиштерякская НШДС»
Руков-ль МО_____ Г.Т.Зайниева ____________ А.Т.ГалимоваПротокол № ________ Приказ № _________
от « « ___________ 2015 г. от « « ___________ 2015 г.
Дополнительная образовательная
программа кружка
«Умелые ручки»
учителя I квалификационной категории
Галимовой Алсу Шагитовны
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, на основе программа рассчитана на 4 года обучения.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания , но и более масштабные- развивают интеллектуально- творческий потенциал ребёнка.
Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно- нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Списки пособий:
1. Эциклопедия рукоделия/Составитель М Ивахнова.-М:Олимп;Смоленск:Русич,2000.-432с.:ил.-(энциклопедия домашнего хозяйства).
2. Г.И.Перевертень. Серия книг «Поделки своими руками», Издательство М.АСТ,2010.
3. А.М.Гутасова. Рукоделие в начальных классах– Москва: Издательство «Просвещение», 1985
4. Т.М.Геронимус. Маленький мастер-Москва: АСТ-ПРЕСС Школа, 2004
А.В.Ефимова. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах-Москва: Издательство «Посвещение», 2001
С.А.Лесовская. Зверушки из пластилина- Москва: Издательство ЭКСМО, 2013
А.Я.Мульги, Ф.Зиятдинова.Рукоделие в школе- Казань: Издательство «Татарское книжное издательство»
8. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
9. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
10. И.В.Черныш.Забавные поделки к праздникам-Москва: Издательство «АЙРИС ПРЕСС», 2004
11. Е. Хачанян. Волшебные бусинки- Москва: Издательство « Внешсигма»,1999
12. Б.Щеглов. Зооцирк- 13 самоделок для детского художественного труда- Владимир: Издательство Дюна, 1995
13. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru 14. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ruПрограмма рассчитана на 1 год обучения.
Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс- 33часа
1 класс, 33 часа
№ Тема
Кол-во часов
Материалы
Дата
Примечание
I. Работа с пластическими материалами ( 6 часов)
1. Инструктаж по ТБ «Моё рабочее место». Работа с пластилином. 1
02.09
2. Работа с пластилином. Разрезание смешанного пластилина. 1
Пластилин, тонкая проволока, картон 09.09 3. Обратная мозаика на прозрачной основе 1 Пластилин, прозрачные крышки 16.09 4. Лепка из солёного теста «Ваза» 1 Солёное тесто 23.09 5-6 Лепка из солёного теста «Цветы» 2 Соленое тесто, зубочистка 30.09
07.10 II. Аппликация и моделирование (6часов)
7. Аппликация из осенних листьев «Утро» 1 Засушенные листья 14.10 8. Аппликация из цветов 1 Засушенные цветы 21.10 9-10 Аппликация из птичьих перьев 2 Птичьи перья , клей, картон 28.10 11-12 Аппликация из соломки 2 Соломка, клей, картон 11.11 18.11 III. Работа с бумагой (5 часов). 13-14 Морозные узоры «Снежинки» 2 Бумага, ножницы
25.11 02.12 15-16 Новогодние гирлянды
2 Цветная бумага , клей
09.12 16.12 17. Ёлочные игрушки 1 Цветная бумага, картон, клей 23.12 IV. Поделки из бросового материала (4 часа)
18-19 Игольница 2 Картон, клей, открытка, нитки 20-21 Игрушки из крышек и пробок 2 Крышки, пробки, цв. картон, проволока, клей, нитки V. Поделки из яичной скорлупы ( 7 часа)
22. Ёжик 1 Пластилин, цветная бумага, клей, ножницы 23. Медвежонок 1 24. Поросёнок 1 25-26 Уточка. Цыплёнок. Зайка 2 Пластилин, цветной картон, клей 27 Клоуны. 1 Пластилин, цветная бумага, клей, ножницы 28. Рыбка и птичка 1 VI. Мозаика из семян (5 часов)
29-30 Панно из семян арбуза 2 Картон, клей, семена арбуза 31-32 Панно из семян дыни 2 Картон, клей, семена дыни 33. Аппликация из семян тыквы 1 Картон, клей, семена тыквы 2 класс, 34 часа
Количество часов Тема Материалы
I. Аппликация и моделирование (12 часов) 1-4 Аппликация из листьев и цветов. Засушенные цветы, листья
5-8 Аппликация из птичьих перьев. Птичьи перья, картон
9-12 Аппликация из соломы. Солома, картон
II. Работа с пластическими материалами (8 часов) 1-2 Разрезание смешанного пластилина. Пластилин, тонкая проволока, картон
3-4 Обратная мозаика на прозрачной основе. Пластилин, прозрачные крышки
5-6 Торцевание на пластилине. Пластилин, гофрированная бумага
7-8 Лепка из солёного теста. Солёное тесто
III. Поделки из гофрированной бумаги
(4 часа) 1-4 Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. Гофрированная бумага, картон
IV. Модульное оригами (10 часов) 1-2 Треугольный модуль оригами. Цветная бумага
3-4 Замыкание модулей в кольцо. Цветная бумага
5-10 Объёмные фигуры на основе формы «чаша». Цветная бумага
3 класс, 34 часа
Количество часов Тема Материалы
I. Работа с природными материалами
(4 часа) 1-4 Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.
II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов) 1-6 Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Гофрированная бумага, картон
7-10 Мозаика из ватных комочков. Вата, картон
11-14 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Картон, цветная бумага
15-18 Многослойная аппликация. Открытки, картинки, картон
III. Работа с пластическими материалами (6 часов) 1-4 Мозаичная аппликация на стекле. Пластилин, стекло
5-6 Лепка из солёного теста. Солёное тесто
IV. Модульное оригами (6 часов) 1-6 Игрушки объёмной формы. Цветная бумага
4 класс, 34 часа
Количество часов Тема Материалы
I. Работа с природными материалами
(4 часа) 1-4 Коллективные композиции, индивидуальные панно. Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки
II. Объёмные и плоскостные аппликации (21 часа) 1-2 Многослойные аппликации. Открытки, картинки, картон
3-6 Мозаика из квадратных модулей. Картон, цветная бумага
7-8 Элементы квиллинга. Картон, цветная бумага
9-14 Аппликации в технике квиллинг. Картон, цветная бумага
15-17 Техника изонить. Заполнение круга, угла. Картон, цветные нитки
18-21 Аппликации в технике изонить. Картон, цветные нитки
III. Поделки на основе нитяного кокона (4 часа)
1-4 Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. Нитки, напальчник, цветная бумага
IV. Работа с бисером ( 5 часов) 1-5 Вышивка бисером. Брошь «Жук». Бисер, ткань, иголка, швейные нитки
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Список пособий:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru7. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru