Рабочая программа по русскому языку в рамках ФГОС, 5 класс Ладыженская Т.А.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
5 класс
2014-2015 учебный год
г. Нижневартовск
2014
Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета, курса
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета, курса
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Приложение:
- практическая часть рабочей программы
- алгоритм работы с текстом
- отчет по экскурсии
- требования к проектной работе

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (второго поколения) и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы (М.: Просвещение, 2011).
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе является воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.
Основные задачи предмета «Русский язык» в 5 классе:
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика учебного предмета
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе – развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.
Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и фукционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение русского языка в 5 классе в количестве 175 часов, в том числе реализацию интегрировано регионального компонента и профориентационной деятельности. На выполнение инвариантной части отводится 5 часов в неделю (175 часов в год).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения русского языка, имеющих метапредметный статус, служат:
Личностные универсальные учебные действия
умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
Регулятивные универсальные учебные действия
ставить и адекватно формулировать цель деятельности
планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Познавательные универсальные учебные действия
формулировать проблему
выдвигать аргументы
строить логическую цепь рассуждения
находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис
осуществлять библиографический поиск
извлекать необходимую информацию из различных источников
определять основную и второстепенную информацию
осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.
Коммуникативные универсальные учебные действия
владеть всеми видами речевой деятельности
строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми
адекватно воспринимать устную и письменную речь
точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме
соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.
Содержание программы учебного предмета
Введение. Язык и общение (3ч)
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (21ч)
Части слова. Орфограмма. Место орфоргаммы в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв И, У, А после шипящих. Разделительные Ъ и Ь. самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква Ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1,2,3 лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени). Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения. Буква Ь во 2 лице единственного числа глаголов. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ. Раздельное написание НЕ с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис и пунктуация (29ч)
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Структурные типы простых предложений: распространенные и нераспространенные, восклицательные и невосклицательные.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Двоеточие после обобщающего слова. Вводные слова и словосочетания. Обращение, знаки препинания при обращении.
Сложные предложения. Наличие двух и более основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Способы передачи чужой речи. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Речь устная и письменная: диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15ч)
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Сильные и слабые позиции звуков.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов.
Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для владения произносительной культурой.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит. Каллиграфия. Прописные и строчные буквы.
Звуковое обозначение букв Е,Е,Я,Ю. обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
Типы текстов. Повествование. Описание (предмета).
Лексика. Культура речи (8ч)
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа для тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности. Создание текста на основе исходного (пробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика (22ч)
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Морфемный разбор.
Словообразовательный и морфемный словари.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Правописание гласныхъ и согласных в приставках; буквы З и С на конце приставок. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях –лаг/лож, -рос/раст. Буквы Е и О после шипящих в корне. Буквы Ы и И после Ц.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (70ч):
Имя существительное (21ч)
Имя прилагательное (14ч)
Глагол (35ч)
Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Доказательство и объяснение в рассуждении.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (5ч)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ Раздел, название темы, интегрированных курсов регионального, профориентационного и других направлений К-вочасов Дата УИТМ ИКТ Основные виды учебной деятельности Прим.
1 2 3 4 5 6 7 8
Язык и общение (3)
1 Язык и человек. Общение устное и письменное 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. 2 Читаем учебник. Слушаем на уроке. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. 3 Р. Р. Стили речи 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Вспоминаем, повторяем, изучаем (21)
4 Звуки и буквы. Произношение и правописание. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа по учебнику, с использованием презентации учителя, конспектирование материала, составление памяток, практическая работа в парах по памятке с последующей самопроверкой, построение рассуждения на лингвинистическую тему по алгоритму выполнения задания, коллективное проектирование выполнения д/з, комментированное выставление оценок5 Орфограмма 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 6 Правописание безударных гласных в корне слова1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 7 Правописание проверяемых согласных в корне слова. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 8 Правописание непроизносимых согласных в корне слова. 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 9 Буквы и, а, у после шипящих 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 10 Разделительные Ъ и Ь. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 11 Раздельное написание предлогов с другими словами 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 12 Р.р. Что мы знаем о тексте. 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 13 Части речи 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 14 Р. Р Текст 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 15 Глагол. -Тся и –ться в глаголах 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 16 Р. Р. Тема текста 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 17 Входная контрольная работа. Промежуточный контроль за курс 4 класса. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 18 Анализ контрольной работы. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 19 Личные окончания глаголов
1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 20 Имя существительное 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 21 Имя прилагательное 1 Интегрированный проект с предметом Литература «Особенности сказа как литературного жанра» ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 22 Местоимение 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 23 Р. Р. Основная мысль текста. Сочинение по упр.118 1 Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. 24 Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Систематизация и обобщение по теме «Повторение» 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (2925 Синтаксис. Пунктуация. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 26 Р.р. Сжатое изложение (устно). 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 27 Словосочетание. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 28 Разбор словосочетания. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 29 Предложение. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 30 Р. Р. Сжатое изложение по упр. 144 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 31 Виды предложений по цели высказывания. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 32 Восклицательные предложения 1 33 Контрольный тест. 1 Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. 34 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 35 Главные члены предложения. Подлежащее. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 36 Сказуемое. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 37 Р. Р. Изложение по упр.168 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 38 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 39 Нераспространенные и распространенные предложения. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 40 Определение 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 41 Обстоятельство 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 42 Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 43 Предложения с обращениями. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 44 Р. Р. Письмо 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 45 Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 46 Простые и сложные предложения 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 47 Синтаксический разбор сложного предложения. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 48 Прямая речь. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 49 Диалог 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. 50 Повторение и систематизация по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 51 Р.р. Сжатое изложение по упр.261 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 52 Контрольная работа. 1 ИД
АРМ Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. 53 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15)
54 Фонетика 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. 55 Гласные звуки. Согласные звуки 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. 56 Изменение звуков в потоке речи 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. 57 Согласные твердые и мягкие 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. 58 Р.Р. Повествование 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 59 Согласные звонкие и глухие 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 60 Графика. Алфавит 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 61 Р. Р. Описание предмета 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 62 Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 63 Двойная роль букв я, ю, е, е 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 64 Орфоэпия 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 65 Фонетический разбор слова 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 66 Повторение 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 67 Контрольная работа. 1 ИД
АРМ Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. 68 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) Лексика. Культура речи (869 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова 1 Интегрированный проект с предметом Литература «Сочинение-миниатюра «Поэтическое изображение жизни» Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 70 Прямое и переносное значение слов 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 71 Омонимы 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 72 Синонимы 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 73 Повторение 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 74 Р. Р. Изложение (упр.375) 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 75 Контрольная работа. 1 ИД
АРМ Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. 76 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) Морфемика. Орфография. Культура речи (22)
77 Морфема – наименьшая значимая часть слова 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 78 Изменение и образование слов. Окончание 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 79 Основа слова 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 80 Р. Р. Сочинение (упр.390) 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 81 Корень слова 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 82 Р. Р. Сочинение (упр.397) 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 83 Р. Р. Рассуждение 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 84 Суффикс 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 85 Приставка 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 86 Р. Р. Выборочное изложение (упр.420) 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 87 Чередование звуков 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 88 Беглые гласные 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 89 Варианты морфем. Морфемный разбор слова 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 90 Правописание гласных и согласных в приставках 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 91 Буквы з и с на конце приставок 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 92 Буквы а-о в корне –лаг/лож 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 93 Буквы а-о в корне –раст/рос 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 94 Буквы е-о после шипящих в корне 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 95 Буквы и-ы после ц 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 96 Повторение 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 97 Контрольная работа. 1 Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. 98 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) Морфология. Орфография. Культура речи (70чИмя существительное (21ч)
99 Имя существительное как часть речи 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. 100 Р. Р. Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль» 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 101 Анализ ошибок, допущенных в сочинении 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 102 Р. Р. Доказательства в рассуждении 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 103 Имена существительные одушевленные и неодушевленные 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 104 Имена существительные собственные и нарицательные 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 105 Род имен существительных 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 106 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 107 Р. Р. Сжатое изложение (упр.513) 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 108 Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 109 Три склонения имен существительных 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 110 Падеж имен существительных 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. 111-112 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. 2 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. 113 Р. Р. Изложение (упр.547) 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 114 Множественное число имен существительных 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 115-116 Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных 2 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 117-118 Повторение 2 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 119 Морфологический разбор имени существительного 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 120 Р. Р. Устное сочинение по картине (упр.563) 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 121 Р. Р. Отзыв на устное сочинение 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 122 Контрольная работа. 1 Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. 123 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) Имя прилагательное (14ч)
124-125 Имя прилагательное как часть речи 2 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. 126-127 Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 2 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. 128 Р. Р. Описание животного. Сочинение (по упр. 587) 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 129 Анализ ошибок, допущенных в сочинении 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 130 Прилагательные полные и краткие 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 131 Морфологический разбор прилагательного 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 132 Р. Р. Сочинение (по упр. 600) 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 133 Анализ ошибок, допущенных в сочинении 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 134-135 Повторение 2 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 136 Контрольная работа 1 Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. 137 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) Глагол (35ч)
138-139 Глагол как часть речи 2 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 140 Не с глаголами 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 141 Р. Р. Рассказ 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 142-143 Неопределенная форма глагола 2 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 144 Р. Р. Изложение (по упр.630) 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 145 Правописание –ться и –тся в глаголах 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 146-147 Виды глагола 2 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 148-149 Буквы е - и в корнях с чередованием 2 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 150 Р. Р. Невыдуманный рассказ о себе 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 151 Время глагола. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 152 Прошедшее время 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 153 Настоящее время. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 154 Будущее время 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 155 Спряжение глаголов. 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 156 Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 157 Морфологический разбор глагола 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 158 Р. Р. Сжатое изложение (по упр. 688) 1 ИД
АРМ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) 159-160 Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2м лице единственного числа 2 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 161-162 Употребление времен 2 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания 163-164 Повторение 2 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 165 Контрольная работа 1 ИД
АРМ Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. 166 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) Повторении и систематизация изученного (7ч)
167 Разделы науки о языке 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 168 Орфограммы в приставках и в корнях слов. 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 169 Орфограммы в окончаниях слов Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 170 Употребление букв Ъ и Ь 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 171-172 Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью 2 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 173 Итоговый контрольный тест 1 Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. 174 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) 175 Итоговый урок 1 Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя:
Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов, авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский –М.: Просвещение, 2011
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 частях /Т.А. Ладыженкая, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова/ -М.: Просвещение, 2013
Русский язык. 5-6 класс. Электронный ресурс: поурочные планы к учебнику «Русский язык. 5 класс» (Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 частях /Т.А. Ладыженкая, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова/ -М.: Просвещение, 2013)
КИМ. Русский язык: 5 класс. Н.В. Егорова. –М.: ВАКО, 2011
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2009
Литература для обучающихся:
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 частях /Т.А. Ладыженкая, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова/ -М.: Просвещение, 2013
Материально-техническое обеспечение
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2008.
Учебные таблицы 5-11 классы по русскому языку. Составитель А.Б. Малюшкин. – М.: Творческий центр Сфера, 2010
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 5 класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2007.
Компьютер
Интерактивная доска
Проектор
Сканер
Копир
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
владение разными видами чтения
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров
способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
владение различными видами монолога и диалога
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами
применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
Приложение № 1
Практическая часть рабочей программы

ппНазвание работы Количество часов
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть год
1 Развитие речи 9 5 11 4 29
2 Контрольные работы: - стартовая контрольная работа 1 - - - 1
- тематические контрольные работы 1 2 2 2 7
- контрольная работа в рамках промежуточного контроля - - - 1 1
- контрольная работа в рамках итоговой аттестации - - - - -
3 Зачет - - - - -
4 Учебные экскурсии - - - 1 1
5 Проектные работы Приложение № 2
Алгоритм работы над текстом
Схема работы
1.Формулировка проблемы.
2.Комментарий к сформулированной проблеме.
3.Отражение позиции автора исходного текста по отношению к означенной проблеме.
4.Согласие или несогласие с автором исходного текста.
5.Аргументация собственного мнения по проблеме.
6.Общий вывод.
Работа с текстом автора. Анализ авторского текста
Внимательно, медленно прочитайте текст.
Определите стиль текста.
Определите тип речи. (повествование, описание, рассуждение).
Определите тему текста.
Определите микротему каждого абзаца (4 и 5 пункты помогут в дальнейшем комментировании проблемы)
Определите основную мысль текста.
Определите, какова проблематика текста, какую проблему или проблемы ставит автор в тексте.
Определите позицию автора, то, как он решает поставленные проблемы. (Проблема может быть сформулирована в 1-2 –х предложениях или изложена пространно в абзаце текста).
Проанализируйте аргументы автора, при помощи которых он пытается убедить читателя в правильности своей позиции
Работа над созданием собственного текста
1.Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. Для этого можно: воспользоваться текстом, частично процитировать его;
сформулировать проблему самостоятельно, опираясь на ключевые слова (понятия текста).
2.Сформулируйте, какова позиция автора. Для этого можно: опираться на текст и стараться не подменять мнение автора своими рассуждениями.
3.Прокомментируйте проблему, выделенную автором: отметьте, на что обратил внимание автор, что подчеркнул особо, что выделил как главное и.т.д.
4.Выскажите собственное мнение, согласны ли вы или нет с позицией, которую занимает автор текста.
5.Приведите два аргумента в защиту своего мнения, основываясь на читательском опыте.
6.Продумайте вступление и заключение к работе.
Приложение № 3
Отчет по экскурсии
Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.
Тема экскурсии:_____________________
Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:______________
Вид экскурсии__________________
Цель экскурсии (цель ученика):___________________________________
Информация, подтверждающая достижение цели:
1 вариант:
Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее. Ответы на вопросы
2 вариант (в случае , если отчет оформляется творческой работой)
Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Ф. И./________________/
Отчет проверил: учитель: ____________________ , «_____» __________20___Г.
Оценка: _________(______________) / Ф. И.О./________________/
Приложение № 4
Требования к проектной работе
Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.
Примерная последовательность проектной деятельности
Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.
Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.
Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.
Выработка идей, вариантов выполнения проекта.
Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.
Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) . На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.
Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.
Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.
Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.