Повторение изученного по темам «Предлог» и «Союз».


Тема урока: Повторение изученного по темам «Предлог» и «Союз».
Цель урока: систематизировать сведения о предлогах и союзах;
закрепить знания о правописании союзов и предлогов;
отработать умение правильно писать предлоги, союзы, отличать их от
других частей речи (местоимений, наречий), ставить знаки препинания в
сложном предложении;
развивать творческие способности учащихся, совершенствовать культуру
речи.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
- Дома, ребята, вы выполняли 391 упражнение. Что вы должны были сделать? (Расставить знаки препинания, раскрыть скобки).
- Прочитайте сначала предложения, в которых есть союзы. Как они пишутся? (Слитно)
1а - зато, 2б - поэтому, 3а - потому, что.
- А теперь прочитайте остальные предложения. Чем являются эти сочетания?
1б - за то (предлог и местоимение), 2а - по этому (предлог и местоимение), 3б - по тому, по этому (предлог и местоимение).
- Каким членом предложения являются все эти местоимения? (Определением)
Запись в тетрадях.
3. Постановка целей и задач урока (целеполагание):
- Сегодня у нас последний, обобщающий урок по темам «Предлог» и «Союз». Что мы должны сделать на сегодняшнем уроке, заканчивая работу над темой? (Повторить всё об этих служебных частях речи, подготовиться к контрольной работе и контрольному диктанту).
- Да, правильно, ребята, мы сегодня будем готовиться к контрольным работам, а для этого повторим все орфограммы, изученные на предыдущих уроках, выполним некоторые задания, подобные тем, что будут в контрольных работах.
- Скажите, ребята, только ли для этого мы будем работать на сегодняшнем уроке?
- Зачем мы изучаем орфографию, для чего нужны уроки русского языка?
4. Итак, дома вы должны были составить связный рассказ о предлогах и союзах.
- Что мы знаем о предлоге?
- Что вы можете рассказать о союзе? Приведите примеры.
5. Комментированное письмо (словарный диктант).
Я диктую словосочетания, а вы по очереди вслух обозначаете и комментируете орфограммы в словах.
Освещать, потому что темно; отложить из-за непогоды; работать в течение месяца;
сделать так же хорошо, как брат; во что бы то ни стало; не пришёл вследствие дождей; несмотря на усталость; сидеть, не смотря ни на кого; он глуп, зато силён; что бы мне рассказать вам; в то же время; натереть, чтобы блестел; узнал впоследствии; он тоже поедет; банка из-под варенья; читать в продолжение урока; читать в продолжении книги; спрятаться за то дерево; увидеть в течении реки; иметь в виду; договориться насчёт работы; ввиду сильных дождей; положить на счёт в банке.
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием, верно обозначили орфограммы в словах. Какие орфограммы в предлогах и союзах мы вспомнили?
1) Дефисное, слитное и раздельное написание предлогов;
2) Буква е на конце предлогов;
3) слитное написание союзов чтобы, зато, тоже, также и раздельное написание сочетаний наречий и местоимений с частицами же и бы.
6. Синтаксическая пятиминутка.
Задание: составить схему предложения, вставив в неё пропущенные знаки препинания (написано на доске):
Вдруг мне показалось как будто в комнате слабо и жалобно зазвенела струна.
[ ], (как будто О и О)
- Какое это предложение? (СПП)
- Охарактеризуйте союз как будто.
7. Объяснительный диктант.
- Какие задачи стоят перед нами? (Расставить знаки препинания, обозначить орфограммы в союзах и предлогах).
- Да, правильно, и ещё, тренируя орфографическую зоркость, находим все орфограммы в предложениях, строим схему предложения.
1) По очертаниям облаков и по тому особенному запаху я понял, что скоро будет дождь. (СПП, изъяснительное придаточное) [ O и О ], ( что )
- Охарактеризовать союзы:
И – сочинительный, простой, соединительный;
Что – подчинительный, простой, изъяснительный.
Написать в транскрипции слово очертаниям.
2) Согласно предсказаниям старожилов, погода прояснилась, и мы, погрузив вещи в лодку, быстро добрались по реке до посёлка. [ ],и[ ]- Охарактеризовать предлоги:
Согласно – простой, производный;
В, на, до – простые, непроизводные.
Морфемный разбор слова прояснилась.
7. Рефлексия, подведение итогов урока:
- Итак, ребята, как вы думаете, справились ли мы с задачами, поставленными перед нами в начале урока?
- Каждый из вас увидел в процессе работы на уроке, в чём вы затрудняетесь, что стоит ещё раз повторить дома.
- Как вы думаете, справимся мы с контрольной работой и контрольным диктантом?
8. Оценки за урок.
9. Домашнее задание: повт. П. 48- 65, контрольные вопросы на странице 162, упр. 400.
10. Самостоятельная работа.
Задание: работаем в парах на листах (приложение № 1). Этой работой вы можете проверить себя, насколько вы готовы к контрольной работе.
Обведи номера предложений, в которых нет ошибок:
1) Отечеством зовем мы нашу страну по тому, что в ней жили отцы и деды наши.
2) Так же, как час назад, свистел ветер.
3) Отец так же взял удочки, и мы пошли.
4) Знать и уметь - не одно и то же.
5) Мне тоже не сиделось на месте.
6) Его прозвали Знайкой зато, что он много знал.
7) Все смолкли, за то громче затрещали, разгораясь, ветки.
8) Идти к стойбищу надо по тому берегу.
9) Все народы мира хотят, чтобы не было воины.
10) Чтобы мне почитать о космосе?
11) Наш класс тоже пойдет в музей.
12) Мы обнаружили в горах тоже озеро, что и геологи.
Ключ (на доске): 2, 4, 5, 8, 9, 11.

Приложение № 1
Обведи номера предложений, в которых нет ошибок:
1) Отечеством зовем мы нашу страну по тому, что в ней жили отцы и деды наши.
2) Так же, как час назад, свистел ветер.
3) Отец так же взял удочки, и мы пошли.
4) Знать и уметь - не одно и то же.
5) Мне тоже не сиделось на месте.
6) Его прозвали Знайкой зато, что он много знал.
7) Все смолкли, за то громче затрещали, разгораясь, ветки.
8) Идти к стойбищу надо по тому берегу.
9) Все народы мира хотят, чтобы не было воины.
10) Чтобы мне почитать о космосе?
11) Наш класс тоже пойдет в музей.
12) Мы обнаружили в горах тоже озеро, что и геологи.
Обведи номера предложений, в которых нет ошибок:
1) Отечеством зовем мы нашу страну по тому, что в ней жили отцы и деды наши.
2) Так же, как час назад, свистел ветер.
3) Отец так же взял удочки, и мы пошли.
4) Знать и уметь - не одно и то же.
5) Мне тоже не сиделось на месте.
6) Его прозвали Знайкой зато, что он много знал.
7) Все смолкли, за то громче затрещали, разгораясь, ветки.
8) Идти к стойбищу надо по тому берегу.
9) Все народы мира хотят, чтобы не было воины.
10) Чтобы мне почитать о космосе?
11) Наш класс тоже пойдет в музей.
12) Мы обнаружили в горах тоже озеро, что и геологи.