Урок географии на тему Составление графика хода температуры, диаграмм облачности и осадков, розы ветров.

Тема урока: СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИКА ХОДА ТЕМПЕРАТУРЫ, ДИАГРАММ ОБЛАЧНОСТИ И ОСАДКОВ, РОЗЫ ВЕТРОВ. (2часа)

Цели работы:
1. Научить составлять график хода температуры, диаграммы облачности и осадков, розу ветров.
2. Развитие навыков чтения графика хода температуры, диаграммы облачности и осадков, розу ветров.
3. Воспитание коммуникативной культуры при работе в парах и группах.
Форма выполнения: письменная (в тетради).

Необходимые пособия и оборудование:
- «Дневник погоды» на ноябрь месяц 2014 г. г. Житикара;
- Данные годовой суммы выпадения осадков в 2014 году по Костанайской области (интернет);
- Тетрадь, ручка, линейка, карандаши.

Ход урока:

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня мы с вами научимся составлять график хода температуры, построим диаграммы облачности и осадков, выполним график, который называется розой ветров, научимся читать эти графики и диаграммы. В течение нескольких месяцев вы вели свои «Дневники погоды», где отмечали ежедневно данные наблюдений: температуры, облачности, осадков, давления, направления ветра. Они нам понадобятся для выполнения заданий.
У вас имеются задания, инструкции по выполнению этих заданий, эталоны выполнения заданий. Каждое задание оценивается в баллах. Количество баллов, полученное во время работы, заносится в «Лист учета знаний». Исходя из итоговой суммы баллов, будет выставлена оценка

Задание первое: построить график хода температуры за ноябрь месяц 2014г.,г. Житикара. Познакомимся вначале с инструкцией составления графика. Далее откройте свои тетради, «Дневники погоды», возьмите в руки карандаш и по своим данным постройте график хода температуры за ноябрь месяц. Используйте эталон (см. стр. 85 ) Построение (5 балл.)
( Ученики выполняют задание 12 минут.)
Теперь учимся читать график хода температур. Отвечаем письменно в тетради на вопросы (индивидуально). (5 минут)
1. Какие дни самые теплые в ноябре? (1балл.)
2. Какие дни самые холодные в ноябре? (1балл.)
3. Определите амплитуду колебания температуры воздуха в течение анализируемого месяца. (1балл.)
*4.Почему происходит такое изменение температуры в течение месяца? (5балл.)
Задание второе:
Следующий этап нашей работы: построение диаграммы облачности за ноябрь месяц 2014 года г. Житикара. Вначале познакомимся с инструкцией составления данной диаграммы. Далее возьмите свои тетради, «Дневники погоды», карандаши и по своим данным наблюдений постройте диаграммы облачности за ноябрь месяц. Пользуйтесь эталоном. (5балл.)
(Ученики выполняют задание 12 минут)
Теперь учимся читать диаграмму облачности. Отвечаем в тетради на вопросы:
1. Сколько ясных дней было в ноябре? (1балл.)
2. Сколько пасмурных дней было в ноябре? (1балл)
3. Подсчитайте количество дней с переменной облачностью. (1балл.)
*4. Каких дней наблюдалось больше всего в ноябре месяце? (2балл.)

Задание третье:
Продолжаем наши практические занятия. Следующее занятие посвящено составлению диаграммы годовой суммы выпадения осадков Костанайской области. Для выполнения задания нам понадобятся данные годовой суммы выпадения осадков в 2014 году в Костанайской области (мм). Они у нас есть. Познакомьтесь с этими данными; перенесите таблицу №1 к себе в тетрадь.
(Ученики переносят данные в течение 2 минут)
Далее мы будем строить диаграмму по имеющимся данным. Вначале познакомимся с инструкцией по составлению диаграммы. Постройте диаграмму в тетради. Пользуйтесь эталоном. (5балл.)
(Ученики выполняют задание 10 минут).
Теперь учимся читать данную диаграмму и отвечаем на вопросы письменно в тетради:
1. Определить количество осадков по месяцам, где наибольшее, где наименьшее? (1 балл)
2. Определить количество осадков за год? (1 балл)
*3. Как вы считаете, почему в июне месяце выпало осадков больше, чем в марте? (5 балл.)
(Ученики отвечают на вопросы (5 минут))

Задание четвёртое:
Составление графика розы ветров за ноябрь месяц 2014 г. по данным «Дневника погоды» Для выполнения задания нам понадобятся данные «Дневника погоды» за ноябрь месяц 2014 г. Они у нас есть. Далее знакомимся с инструкцией по составлению розы ветров. Стройте розу ветров по вашим данным: пользуйтесь эталоном. (5балл.)
( Ученики выполняют задание 12 минут)
Учимся читать розу ветров. Отвечаем на следующие вопросы письменно в тетради:
1. Определить какой ветер дул наибольшее количество дней. (1балл.)
2. Определить какой ветер дул наименьшее количество дней. (1балл.)
3. Определить какой ветер не дул вовсе (1балл.)
*4 Определить связь между температурой воздуха и направлением ветра. (5балл.)
(Ученики отвечают на вопросы 3 минуты).

Критерии оценки знаний за выполненную работу.

Раздается ученикам «Лист учета знаний», где каждому вопросу соответствует определенное количество баллов при правильном ответе. Ученики проверяют свои ответы и выставляют итоговые баллы.

Оценка
График хода
температуры
Диаграмма годовой суммы выпадения осадков
Диаграмма облачности
Роза ветров
Итог

Учителя
13 б.
12 б.
10 б.
13 б.
48 б.

Учащегося








«5» - 48-44 б. , «4» - 43-35 б. , «3» - 34-24 б. , «2» менее 24 б.

(В конце урока учитель собирает оценочные листы и выставляет оценки.)