Конспект урока по ИЗО Жанры в изобразительном искусстве (6 класс)


Тема урока:
«Жанры в изобразительном искусстве»Цели: 
Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувство красоты и эстетики;
Развивающие: развивать внимание, умение логически мыслить;
Учебные: создать условия для совершенствования практических навыков.
Задачи:
Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.
Дать определение понятиям: жанр, повторить понятия натюрморт, портрет, пейзаж, познакомить с анималистическим жанром, бытовым и историческим.
Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству.
Тип урока: Урок совершенствования и формирования новых знаний, умений, навыков, развитие сенсорного опыта. Вид урока:  Комбинированный.
Методы работы:
 1. Объяснительно – иллюстративный (изложение      учебного   материала)
 2. Формирования познавательного интереса        
 3. Наглядный
Зрительный ряд: фото, слайды, презентации, фильм репродукции картин художников разных жанров
Оборудование: репродукции картин разных жанров, презентация по теме урока, карточки-задания.
Планируемые результаты. Обучающиеся:
- называют и анализируют новую тему уроков;
- продолжают применять на практике уже полученные знания (понятия натюрморт, портрет);
- продолжают совершенствовать художественно-изобразительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
– Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок – начинается урок.
Проверка готовности к уроку.
– Порядок на столе,
Порядок в голове,
К уроку мы готовы ВСЕ!
II. Введение в тему урока.
– Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир искусства, узнаем много нового и интересного.
– Вы уже знакомы с понятием “виды” изобразительного искусства. Перечислите их. (Живопись, скульптура, архитектура, графика, ДПИ.)
III. Постановка целей и задач урока.
- Отгадать тему урока нам сегодня помогут два помощника. Сначала мы послушаем уже знакомую вам песню. (Григорий Гладков - "Песня о картинах").
- Прежде чем я назову тему урока, мы вспомним «что такое ребусы» и как они разгадываются.
На экране картинка с ребусом и обучающиеся угадывают слово «жанр». (слайд 1).
- Так о чем мы с вами будем говорить сегодня? Обучающиеся называют тему урока.
– А сегодня нам предстоит узнать что такое “жанр” и, какие виды жанров существуют в изобразительном искусстве.
IV. Изучение нового материала.
Жанр (от фр.Genre - вид )- совокупность произведений, объединяемых:
- общим кругом тем или предметов изображения;
- авторским отношением к предмету, лицу или явлению. (слайд 2).
В этом учебном году мы знакомились с жанрами изобразительного искусства в живописи. Какими?
В качестве подсказки на экране опять ребусы: Натюрморт и портрет. (слайд 3).
- А кто знает, какие жанры
- Что такое натюрморт?
Натюрморт (фр. nature morte — букв. «мертвая природа») — жанр изобразительного искусства, изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики. (слайд 4).
Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в голландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта голландского общества – традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения – а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.
- Что такое портрет?
Портрет - жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей. (слайд 5).
Портрет – один из древнейших жанров изобразительного искусства. Виды портрета – парадный, камерный, одиночный, групповой, погрудный, поясной, парный, в рост, автопортрет.Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, – передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека.
- Какие ещё жанры изобразительного искусства вы знаете?
Пейзаж
- А что такое пейзаж?
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.(слайд 6).
По предмету изображения выделяют архитектурный (слайд 7), индустриальный пейзаж (слайд 8), городской (слайд 9), деревенский (слайд 10), марину (изображает море) (слайд 11), исторический (слайд 12) и фантастический (футурологический) пейзаж (слайд 13).
Но в современной живописи существуют следующие жанры: исторический, мифологический, батальный, бытовой, анималистический жанр.
Исторический жанр - изображение исторических событий и персонажей. (слайд 14).
Мифологический жанр – иллюстрация мифов и преданий разных народов.
- А вот про остальные жанры нам расскажут обучающиеся. (слайд 15).
Батальный жанр – изображение битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий сражения, торжество победы. Батальный жанр также может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта. (слайд 16).
Бытовой жанр – изображение сцен повседневной, личной жизни человека. (слайд 17).
Анимали́зм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. (слайд 18).
V. Практическая работа
- Сегодня мы с вами выполним необычный рисунок пейзажа. Мы выполним пейзаж без предварительного рисунка «по-сырому». Всё очень просто. Повторяйте за мной.
- С чего мы начинаем рисовать пейзаж? (с линии горизонта).
VI. Закрепление нового материала.
Мы немного устали, выполним разминку. Обучающиеся под музыку выполняют физкультминутку.
Мы сидели рисовали,
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево-
Стало гибким наше тело.
И на стуле скок, скок, скок,
Ну, как будто колобок.
А теперь попляшут ножки:
Побежали по дорожке
Быстро – быстро – топ, топ, топ.
И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперед
Влево, вправо поворот.
Чтобы мышцы сильнее стали,
Поработают суставы.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Улыбнемся снова,
Будьте же здоровы.
- Сейчас ученица 6 класса более подробно расскажет нам интересные факты о пейзаже.
VII. Обобщение изученного материала.
- Для закрепления полученных знаний и навыков на уроке, выполним следующее задание. Разделимся на 2 команды. Каждой из команд предлагается отрывок из песен и они должны выполнить пейзаж по мотиву, который в ней услышали.
Я выбрала Жанна Фриске «А на море белый песок» и ДДТ «Что такое осень».
VIII Домашнее задание.
Завершить свой пейзаж – наполнить его более точными деталями.
IХ. Рефлексия.
Выставка работ индивидуальных и групповых.
Спасибо за активность урока. До новых встреч! (слайд 19).