Внеклассное мероприятие для начальной школы по экологии Лес — наше богатство

Внеклассное мероприятие по окружающему миру
«Лес – наше богатство»
(для учащихся начальной школы)
(Слайд 1)
Цели и задачи мероприятия:
-Познакомить и расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях.
Популяризировать лучшие книги по природе и экологии.
Привлечь детей к чтению и запоминанию стихов и песен, пословиц и поговорок о лесе.
Учить детей бережно относиться к природе.
Доставить детям радость от участия в общем празднике.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация, видеоролик.
Оформление зала:
1.Для украшения сцены использовались изображения рисунки детей, плакаты по теме.
2.Организована и оформлена книжная выставка на тему: «Природа-мир, тайник вселенной»:
-Красота, дарующая радость.
-Заповедными тропами.
-Певцы родной природы.
- Тайны целебных трав.
-Плач природы.
3. Выставка "Лесная кладовая"
(детские рисунки, поделки)
4. Прослушивание музыкальных композиций: музыка леса, пение птиц, мелодии природы,
журчание воды.
СЦЕНА 1. Звучит музыка леса. (Слайд 2 «Лес»)
Учитель: Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой. (СЛАЙД с изображением леса)
Исполняется песня «Наш край»
Учитель: Трудно представить себе землю без лесов.
Лес - чудесное творение природы.
1 ученик: Я так боготворю деревья,
Их доверьем дорожу.
В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,
Как по храму, по лесу хожу.
2 ученик:
В природе шагу не ступить,
Чтоб тотчас так и сяк ,
Ей чем-нибудь не навредить
За этот самый шаг.

1 ученик: Когда-то леса покрывали огромные пространства планеты.
Сейчас их осталось 1/3 часть.




2 ученик: Леса ничем не заменить, здесь пропадает шум городских улиц.
3 ученик: 50% пыли в городе оседает на стволах и листьях деревьев.
1 ученик: В лесном воздухе в 300 раз меньше микробов, чем в городе.


СЦЕНА 2.
Звучит музыка природы: пение птиц. (Слайд 3 о лесе)
Выходят три человека с ружьями и лукошками.
1 мальчик: Любят люди, особенно горожане, побродить по лесным тропам, опушкам и полянам.
Посидеть над раскидистой тенью деревьев.
2 мальчик: Ещё бы! Лес дарит бодрое состояние, хорошее настроение, удовольствие.
3 мальчик: Умиротворенность! А как вкусны грибы и ягоды!
1 мальчик: Размечтались! А знаете ли вы, что если группа из 10 человек будет приходить на
полянку один раз в неделю, то на эту полянку уже не прилетят птицы.
2 мальчик: А если два раза в неделю?
3 мальчик: Пиши пропало. Погибнут травы, а деревья начнут "думать".
1 мальчик: Похоже, что наша роща задумалась. Остаётся один ярус, а второго яруса, маленьких
деревьев и кустарников, почти не видно. (Вздохнул.)
2 мальчик: Затоптали, замучили...
О, не гневайся, лес!
О, не думай, что нам безразлична судьба твоя!
Вижу во сне, как ты лечишь воздухом меня животворным.
О, твой воздух медовый в цене всегда был!
3 мальчик: Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа.

СЦЕНА 3.
Звучит музыка природы.
1мальчик: Задумалась и я. Из чего, собственно, состоит наша роща?
Какое дерево в ней главное?
2 мальчик: Любой знает: главная красавица в лесу - русская берёза. (Слайд 4 «Берёза)
3 мальчик: В старину о березе говорили: дерево "об четыре дела".
Выходят три человека:
1-ч (входит с лучиной): Берёзовая лучина горит без копоти - в старину заменяла электричество.
2-ч.: Часто слышим мы: "Скрипит, как несмазанное колесо". А колесо-то единственного транспорта, телеги, смазывали берёзовым дёгтем. Готовили его из коры.
З-ч. : А больных чем исцеляли? Отваром берёзовых почек от боли, болезней суставов - и сейчас советуют.
Выходят девочки в русских нарядах с ленточками в косах, с веточками в руках.
1 д.: Древние славяне считали берёзу священным деревом, она была символом света, чистоты и женственности.
2 д.: Её посвящали богине Ладе. А ещё на Руси это растение было связано с весенним церковным девичьим праздником - Троицей, проходящим через семь недель после пасхи. (Слайд 5 «Праздник «Троица»
1 д. : Девушки украшали берёзу лентами, плели венки, водили хороводы, пели песни.
О лес! О жизнь!
О солнце свет
О свежий дух берёз!
Исполняется танец "Березка"

Рассказ берёзы.
И. Вутырина
Я берёзка белая,
Я в лесу жила.
Горем поделиться
К вам сюда пришла.
Про мою обиду
Про мою беду,
С самого начала
Речь я поведу.
Я шумела весело
Летом и весной,
Птицы голосистые
Пели надо мной.
Приходили люди
В жаркий летний день
Под моими ветками
Находили тень.
Радовались, глядя на мою листву,
Радовались люди,
Что и я живу.
Но житью хорошему
Вдруг настал конец:
В лес пришёл однажды
Мальчишка-сорванец.
Он порезал ножичком всю
Мою кору.
Было очень больно мне.
Думала - умру.
Он не успокоился,
-Он поджёг меня!
Корчились листочки
Сохли от огня...
Вы ему напомните
Сорванцу тому,
Про берёзку стройную
В пламени, в дыму...
Ведь берёзка каждая тоже хочет жить.
С ветерком шептаться,
С ручейком дружить.
Ведь берёзку каждую
Следует беречь.
Ну, зачем берёзку
Резать или жечь?
Входят девочки в костюмах липы. ( Слайд 6 «Липа»)
Ведущий: Что это за деревья, что вы о них знаете? -
1 ученица: Цветёт липа в июне-июле. Её душистые цветы содержат много нектара.
Пчёлы собирают его. Липовый мёд очень вкусный, в нём много витаминов.
Это лучший целебный мёд.
2 ученица: Древесина липы мягкая и лёгкая. Её используют для изготовления фанеры, игрушек.
3 ученица: Кора липы даёт мочалку, из которой плетут корзины, веревки
Входят ученики в костюмах сосен. (Слайд 7 «Сосны»)
Ведущий подходит к соснам и предлагает им рассказать о себе.
1 ученик: Сосна - красивое дерево.
Осенью созревают шишки сосны, в которых находятся семена. Семенами питаются белки. дятлы, клесты.
2 ученик: применяется в кораблестроении, из сосны строят дома.
3 ученик: Из древесины делают мебель, а также изящные скрипки, издающие нежные звуки.
4 ученик: Сосна даёт нам душистую жёлтую смолу, из которой на химических заводах вырабатывают лекарство и другие ценные вещи. В хвое сосны содержится витаминов.
5 ученик:
Откуда стол пришёл?
С. Я. Маршак

Берёте книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол,
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришёл?
Недаром пахнет он сосной
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол - сосновый стол
-К нам из лесу пришёл. I
6 ученик: В сосновом лесу растут самые ценные грибы: белые, рыжики.
Входит нарядная ёлочка-малютка. (Слайд 8 «Ёлочка новогодняя»)

Я самое известное детям дерево. Не правда ли, в нашей жизни надолго остаётся
новогодняя ёлка, украшенная игрушками?
Дети поют "Песню о ёлке".
Учитель: Ребята, а что вы знаете о красавице-ёлке?
1 ученик: Из древесины изготовляют бумагу, искусственный шёлк. Из 1 кубического метра еловой древесины можно получить полтора метра шёлковой ткани.
2 ученик: Из древесины изготовляют мебель, железнодорожные шпалы, столбы, музыкальные инструменты.
3 ученик: Из опилок получают спирт.
4 ученик: Из древесины получают целлюлозу, глицерин, кормовые дрожжи.
5 ученик: Хвоя ели богата витаминами. В лесах еловых много грибов и ягод.
Девочка: Черёмуха душистая (Слайд 9 «Черёмуха»)
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
За красоту, обильное цветение и поэтический облик о черёмухе сложено много песен, стихов, загадок и поговорок.
Девочка: И всегда это образ нежной девичьей красоты, образ невесты в подвенечном наряде.
"Сказать, какой именно запах у черёмухи, невозможно, - писал М.М.Пришвин, - не с чем сравнивать. Весной понюхаешь - вспоминаешь детство, своих родных, соединишься со всем прошлым".
Девочка: Кто не пробовал ягод черёмухи? Вкусные, спелые и сладкие!
Плод черёмухи - вернейшее, древнейшее лекарственное средство! С каменного века известно.
И не только плоды - кора, листья и цветки тоже лекарственные. Лихорадка, ревматизм - пей отвар из коры, а закашлял - отвар из листьев.
Мальчик: Расцвела сирень, черемуха в саду
На моё несчастье, на мою беду.
С цветами черёмухи связывают приметы сельскохозяйственного года: урожай на черёмуху, так и на рожь; пшеницу сей, когда черёмуха зацветёт.
Девочка : Города и парки украшает тополь. ( Слайд 10 «Тополь») А знаете ли вы, какое дерево живёт до 1000 лет и выше? (Слайд 11 «Дуб»)
Девочка : У дуба очень ценная древесина. Её используют для изготовления ценной мебели, в судостроении, при строительстве плотин, зданий.
Кора дуба богата дубильными веществами.
Жёлуди идут для откорма свиней, других животных. Из них можно приготовить напиток, напоминающий кофе.
- Нас много, ребята!
Пусть каждый из вас
Посадит сейчас.
Хоть кустик для сада.

СЦЕНА 5.
Звучит музыка «В мире животных» (Слайды 12,13,14 «Красота природы»)
Учитель: В лесу живут братья наши меньшие: птицы и звери . Среди них множество наших верных друзей.Птицы- защитники лесов, полей, садов. Они охраняют леса, уничтожают в день огромное количество вредных насекомых.
Ученик: Очень тяжело птицам зимой без корма. (Слайд 15 «Птицы на кормушке»)
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку в ее конуре.
Но больше всего беспокойно за птиц,
за наших воробушек, галок, синиц,
ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда им будет легко
Пережить холода.

Сценка «На лесной поляне» ( Слайд 16 «Лесная поляна зимой»)
(Ворона и синица)
Ворона: Кар-р-р, кар-р-р... Хулиганы!
Ох, и тяжело нам, воронам, живётся.
Всех опасаться приходится, особенно ребятишек,
Как только увидят меня, так и норовят камнем попасть,
Того и гляди искалечат.
Синица: Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона!
А я слышу, кто-то здесь разговаривает,
Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?
Ворона: Кар-р-р... Ели ноги сейчас из деревни унесла. Всё ещё отдышаться не могу. Хулиганьё! (грозит кулаком) Сидела на заборе, смотрела, где бы чем поживиться, А ребята камнями в меня.
Синица: (вздыхает) Да, и нам синицам, зимой не легче живётся.
Всё летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба
Найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдёшь, голодной
засыпаешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только
девять. Бедные мои сестрички.
Ворона: Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался, Говорил, что не знает, как пережить зиму.
Синица: А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том,
Что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всему
городу кормушки развесили.
А в них разный корм, семечки, хлебные крошки, сало.
Ворона: Что это ещё за кормушки? Я что-то такое в прошлом году видела у одного дома. Я три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет.
Ну, думаю, все, конец мне пришёл. Глядь, а на дереве висит кормушка. Заглянула в неё, а там семечки... Так и выжила я в ту зиму.
Синица: И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята корм насыпать. Так и останешься голодной.
Ворона: Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?
Синица; Не знаю, сороке верить трудно. Она вечно разносит всякие небылицы по лесу.
Ворона: А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.
Синица: Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все-таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов к нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна - и не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!
Пусть птица, любая зверушка
знает - в лесу ей готова кормушка,
Отличная, новая лесная столовая!

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
«Береги животных!» (Слайд 17 «Животные»)

ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ
На ветке не птичка-
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка
Кто же это? (белка)
2. Строят домики на речке
Звери, а не человечки.
Вот так звери!
Нор не роют,
Но зато плотины строят.
Все они одеты в шубы,
Инструмент не пилы-зубы, (бобр)
3.Он бежит, оскалив пасть,
На овец готов напасть, (волк)
4. Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной, (еж) '
5. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы?(заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая воровка,
Пушистый хвост-краса!
Кто это? (лиса)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко, (лось)
8. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь)
9.Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день.
Кто это? ...(олень)
10. Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это...(рысь)

Песня «Почему медведь зимой спит?» (Слайд 18 «Медведь»)

Однажды весной на зелёном лугу (Слайд 19 «Лосиха с лосёнком»)
Лосиха с лосёнком щипала траву.
Как вдруг из-за сосен стоящих рядком,
По ним полыхнуло тяжёлым свинцом.
Лосиха упала. "Спасайся, беги!
Беги мой детёныш, подкрались враги!
Нам больше с тобой не ходить по лугам,
Беду или радость узнаешь ты сам.
Лосенок умчался – попробуй, слови!
Лосиха лежала в багряной крови!
Когда же не будет жестоких людей?
Хочу, чтобы не было их поскорей.
Пусть лоси гуляютна сочном лугу,
И выстрелов взрывы не рвут тишину!
Человек!
Щади зверей и птиц,
Деревья и цветы,
Ведь это всё слова,
Что царь природы ты!
Пусть птицам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.

СЦЕНА 6. (Слайд 20 «Лесная поляна»)
Звучит музыка природы: журчание воды, пение птиц.
1 ученик: В лесу на поляне можно найти всё необходимое для поддержания жизни и здоровья человека. Пищевых растений насчитывается более 200 видов.
2 ученик:
Панацея, панацея,
Животворная трава,
О тебе не оскудеет
В селах северных молва.
Не однажды и не дважды поранившим ноги
Ты целебной силой своею помог.
Подорожник! (Слайд 21) Всегда ты растёшь на дороге. Рос ли ты, когда не было в мире дорог?
3 ученик: Уже более 2000 лет применяется подорожник для лечения. Названия: порезник, ранник, чирьевая трава -даны ему за ярко выраженные свойства заживлять раны.
Ранней весной появляется уникальное растение, которое вызывает уважение и восхищение.
Уважение потому, что не позволяет себя обижать, отрезвит уколами многочисленных колючих волосков. Восхищение потому, что появляется очень рано, весной, когда кругом лежит снег.
Ученик: Я цветы обходил стороной,
Их считал за ненужное диво,
Я искал те места, где крапива (Слайд22)
Непреступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём,
Обрезал ей колючие ножки,
Необычного цвета лепёшки,
Обжигаясь, мы ели потом.
А сейчас я, любитель цветов,
Улыбаюсь любому счастливо.
на задворках стоит крапива,
Словно память тех грозных годов.
1 ученик: Крапива у русского народа пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы и ведьм. Народная мудрость гласит: "Одна крапива заменяет семерых врачей" .
Кровоостанавливающее средство. . Укрепляющее средство.
Травяные добавки листьев зверобоя, душицы, малины, смородины, лепестков мяты улучшают аромат чая и различных напитков, придают им целебные свойства.

Исполняются стихи-поэта Дудина М. "Берегите землю". (Слайд 23 «Лес»)
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Звучит музыка природы, журчание воды, пение птиц.
Учитель:
Есть одна планета- сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету.
(Я. Аким «ПЛАНЕТА - ДОМ»)
Просмотр видеоролика «Берегите нашу планету!»










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




Заголовок 115